Сочинение на тему: ПАВЕЛ МИХАЙЛОВИЧ ТРЕТЬЯКОВ – РУССКИЙ МЕЦЕНАТ

(СОЧИНЕНИЕ-ОЧЕРК: ПАВЕЛ МИХАЙЛОВИЧ ТРЕТЬЯКОВ – РУССКИЙ МЕЦЕНАТ)

В последних десятилетиях перед Рождеством Христо­вым и началом новой эры в Древнем Риме жил человек, принадлежавший к богатому и знатному сословию римских всадников. Он не занимал никаких официальных госу­дарственных должностей, но был ярым сторонником им­ператора Августа, которому оказывал поддержку в борьбе за единовластие. Время от времени он выполнял ответствен­ные поручения императора, покровительствовал и оказы­вал материальную поддержку молодым дарованиям

– та­лантливым поэтам Горацию, Вергилию и Проперцию. Прав­да, по этой причине он пытался оказывать на них вли­яние и использовать их творчество для прославления им­ператора Августа и созданной им политической системы.

Звали этого человека Гай Цильний Меценат. Он и сам пы­тался заниматься искусством, но художественный уровень его произведений был не очень высоким. А вот поддержка и всяческое способствование развитию талантов сделало имя Мецената нарицательным.

С тех пор так стали назы­вать состоятельных покровителей наук и искусств.

В России одним из таких людей был Павел Михайло­вич Третьяков.

Его безвозмездным даром русскому наро­ду и памятником самому себе на все времена стал художе­ственный музей мирового значения – знаменитая Третья­ковская галерея.

П. Третьяков происходил из старинного русского ку­печеского рода Третьяковых, который упоминается со вре­мен царя Алексея Михайловича. Третьяковы занимались торговлей льняными полотнами и пряжей, владели тек­стильными предприятиями. С давних пор русские купцы собирали различного рода коллекции.

Для них это было выгодным размещением капиталов. Купцы-староверы, на­пример, предпочитали старые иконы в драгоценных окла­дах и старопечатные книги. Другие купцы отдавали пред­почтение заморским диковинкам – различным ювелирным изделиям и украшениям.

Однако собирательская деятельность П. Третьякова не имела ничего общего с предпринимательством и накопи­тельством. П. Третьяков преследовал более высокую и бла­городную цель.

По своей религиозной вере купец П. Третьяков при­надлежал к староверам внецерковного согласия, которые не признавали государственной церкви Московского пат­риархата. Староверы напрочь отвергали также всякую жи­вопись и художества. Вопреки этим предубеждениям, мо­лодой 20-летний купец проникся особой страстью к рус­ской живописи.

И с тех пор он уже не мог ничего с собой поделать. А в 1856 году 24-летний П. Третьяков основал частную художественную коллекцию, которая очень ско­ро стала знаменита не только среди москвичей.

Еще одной особенностью собирательства П. Третьякова было совершенное бескорыстие. Текстильный монополист, директор правления Товарищества Новой Костромской ма­нуфактуры и член совета Московского купеческого бан­ка, он обладал, если можно так выразиться, “абсолютным зрением” – особым чутьем на художественный талант. И хотя с художниками он нередко рассчитывался доволь­но скупо, но всегда честно и открыто.

Ведь и сам П. Третья­ков, воспитанный в среде староверов, избегал в быту рос­коши и излишеств.

П. Третьяков завещал свою коллекцию в дар древней русской столице. В завещании было сказано, что делает­ся это “на устройство в Москве художественного музеума, или общественной картинной галереи… из картин рус­ских художников” с условием, что “пользоваться собра­нием может весь русский народ, это само собой извест­но!”. П. Третьяков писал: “Я как-то невольно верую в свою надежду: наша русская школа не последнею будет…”.

В картинах, которые П. Третьяков приобретал для Сво­ей коллекции, он не искал “ни богатой природы, ни вели­колепной композиции, ни эффектного освещения, ника­ких чудес”. Он просил художников изображать простую русскую природу, пусть даже самую невзрачную, но “что­бы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника”. Поэтому в галерею попадали картины А. Саврасова, пейзажи Ф. Васильева, И. Левита­на, В. Серова, И. Остроухова и М. Нестерова.

Эти худож­ники сумели передать скромную поэзию и очарование Руси.

П. Третьяков восторженно приветствовал известие о том, что художник-баталист В. Верещагин отправляется на русско-турецкую войну. Он сказал: “Только может быть в далеком будущем будет оценена жертва, принесенная русским народом…”.

Но В. Верещагин был иного мнения: “…мы с Вами рас­ходимся… в оценке моих работ… Передо мной, как перед художником, война, и я ее бью, сколько у меня есть сил”.

П. Третьяков ответил: “И Вы, и я не за войну, а против нее… Война есть насилие и самое грубое, кто же за наси­лие? Но эта война исключительная, не с завоевательной целью, а с освободительной…”.

Основой моральных убеждений П. Третьякова был пра­вославный патриотизм. Несмотря на это, он заказывал у художников портреты русских писателей и поэтов разных убеждений – Писемского, Гоголя, Островского, Шев­ченко, Грибоедова, Фонвизина, Кольцова, позже – Досто­евского, Майкова, Даля, Салтыкова-Щедрина, Некрасо­ва, Аксакова, Тютчева, Пирогова, Толстого. Он даже приобрел у художника Н. Ге портрет революционного бун­таря Герцена, не жаловавшего православие.

С неменьшими стараниями и усердием П. Третьяков кол­лекционировал древнерусское православное искусство. Но как старовер он всегда сторонился светских и духовных властей. Например, в день посещения галереи святителем Иоанном Кронштадтским П. Третьяков ранним утром уехал на свою фабрику: “Скажите, что меня экстренно вызвали по делам фирмы на несколько дней”.

А в 1893 году он отказался от дарованного царем дворянства: “Я купцом родился, купцом и умру”. С гордостью он принял лишь одно звание – Почетный гражданин города Москвы.

Было бы большой несправедливостью по отношению к светлой памяти поистине великого мецената, если бы не упомянули, что меценатство П. Третьякова не ограничива­лось исключительно заботами о картинной галерее. Ведь он был также членом советов Попечительства о бедных в Москве и Московского художественного общества, содер­жал на свои средства Арнольдовское училище для глухо­немых детей и оказывал постоянную материальную помощь отдельным талантливым художникам и Московскому учи­лищу живописи, ваяния и зодчества.

Памяти и уважения потомков заслуживает и младший брат П. Третьякова – Сергей Михайлович. Страстный со­биратель западно-европейской живописи, он также заве­щал свою богатую коллекцию Москве.

Глоссарий:

– сочинение на тему русский меценат

– сочинение о третьякове

– сочинение о метеценате

– сочинение про третьякова

– сочинение о третьекове


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: ПАВЕЛ МИХАЙЛОВИЧ ТРЕТЬЯКОВ – РУССКИЙ МЕЦЕНАТ