Сочинение на тему: ОТРАЖЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ И ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ 30-х ГОДОВ XIX ВЕКА В РОМАНЕ “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ”
В. Г. Белинский, говоря о романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, утверждал, что в этом произведении нашли отражение главные общественные проблемы, волновавшие лучших людей того времени. Цитируя А. С. Пушкина, критик писал:
Это один из тех романов,
В которых отразился век,
И современный человек Изображен довольно верно…
Действительно, роман Лермонтова – прекрасное, правдивое, реалистическое произведение, в котором автор не только рассказал нам историю отдельно взятого человека, но и затронул важнейшие нравственные
Главной темой в романе стала проблема личности. Именно исследование личности в ее отношении к обществу и миру, в обусловленности социально-историческими обстоятельствами, в противостоянии обществу, тенденциям и традициям было главной задачей автора. Потому “Герой нашего времени” по праву считается социально-психологическим романом.
Раскрывая особенности характера и поведения своего героя, Лермонтов реалистически показывает огромную роль среды и обстоятельств в процессе формирования личности. Так, в начале романа мы встречаемся с довольно
То есть эгоизм героя является результатом влияния светского общества, к которому он принадлежит по рождению. Печорин ведет пустую, бесцельную жизнь. И чтобы наилучшим образом подчеркнуть это, автор постоянно вводит его в чуждую ему социальную среду. Попав в окружение сильных, смелых горцев, он несет в их мир только зло и разрушение.
Привыкший руководствоваться собственными интересами и потребностями, герой Лермонтова не задумываясь губит горянку Бэлу, только потому, что она понравилась ему. При этом Печорин ни на минуту не задумывается ни о чувствах самой девушки, ни об обычаях, по которым привыкли жить горцы. Ему кажется, что любовь Бэлы возродит его интерес к жизни. Но надежды не оправдываются, и он совершенно теряет интерес к дальнейшей судьбе девушки.
В другой главе романа мы видим героя в окружении контрабандистов. Печорин вступает в опасную игру с ними, пускается в авантюру с единственной целью – найти объяснение таинственному поведению, узнать характер этих людей. Но когда тайна была раскрыта, обнаружилась бесцельность, даже вредность действий лермонтовского героя.
Скука и полное безразличие к окружающим – вот основное, что характеризует образ и внутренний мир Печорина. “Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!..” – думает герой. Он чувствует себя чужим в окружении простых людей, живущих по естественным законам, для него чужды и интересы контрабандистов. Воспитанный в светском обществе, лишенном каких-либо высоких чувств и стремлений, герой Лермонтова не способен на искреннюю любовь, на заботу о судьбе близких.
Но он чувствует себя таким же чужим и в привычной ему обстановке – в кругу офицеров и дворян. В обществе этих мелких завистников, ничтожных интриганов, лишенных благородных стремлений и понятий элементарной порядочности, Печорин чувствует ту же скуку и отвращение. Герой романа часто предстает перед нами жестоким и бессердечным. Он сознательно играет на чувствах и самолюбии Грушницкого, провоцируя ссору, а впоследствии дуэль.
Боясь потерять свою независимость, он жестоко поступает с княжной Мери. Однако здесь перед нами уже приоткрывается настоящая натура Печорина, который в душе способен на сострадание, которому свойственны живые порывы сердца и подлинная человечность.
Лермонтов показывает своего героя глубоко страдающим. Обладающий умом и способностью отличать фальшь от настоящих страстей, наделенный сильным характером, Печорин постепенно не только разочаровывается в своем окружении, в самой жизни, но и начинает испытывать настоящий протест против общества, против той
социальной среды, к которой принадлежит по рождению, но интересы которой абсолютно чужды его внутреннему миру. Однако главная цель, которую ставил перед собой автор, заключается не в демонстрации, показе героя окружающему миру, а в изучении особенностей развития личности под влиянием внешних обстоятельств. Протест, вспыхнувший в душе Печорина, приоткрывает, выносит на поверхность положительные начала его натуры. Но этим началам не суждено проявиться в современном Печорину обществе.
Отсюда – его главная трагедия.
Трагизм положения лермонтовского героя усугубляется перерастанием внешнего конфликта в конфликт внутренний, что обрекает его на изнурительную борьбу не только с обществом, но и с самим собой. В этом раскрывается основная философская мысль, положенная автором в основу произведения. Демонстрируя природные задатки своего героя, влияние на них внешней среды и то, как, подчиняясь этому влиянию, меняется характер человека, Лермонтов отрицает предопределенность и неискоренимость в человеке злого начала. Формируясь под воздействием “физического характера”, душа способна не только к противоборству с этой природной основой, но и к самосовершенствованию.
Природные склонности, страсти – только первичные предпосылки духовной жизни, они, как говорил Печорин, “принадлежность юности сердца”. Такой “юностью сердца” объясняются поступки “детей природы” – горцев. Во многом похожий на них по природным задаткам, Печорин все-таки очень далек от их “естественной” непосредственности.
В этом заключается преимущество развитого сознания, перед которым оказываются несостоятельными представители как “естественного”, так и “цивилизованного” сознания.
Исследуя личность Печорина прежде всего как “внутреннего человека”, автор много внимания уделял отображению не только сознания, но и высшей, личностно-родовой его формы – самосознания. “Наш век есть век сознания, философствующего духа”, – писал В. Г. Белинский. И лермонтовская концепция личности, ориентированная на выявление в человеке как природного, так и общесоциального начала, была характерна для общественной мысли I половины XIX века. Лермонтов впервые в русской литературе создал образ героя, который прямо поставил перед собой самые главные вопросы сознательного человеческого существования – о цели и смысле жизни человека, о его назначении, о возможностях человеческого разума и воли.
Попытки решить эти вопросы и толкают Печорина на постоянные психологические нравственно-философские эксперименты над собой и над другими. Но проблема заключается в том, что гуманные по своей природе стремления героя осуществляются далеко не гуманными средствами. Он часто преступает грань, отделяющую добро от зла.
Подобное смешение положительных и отрицательных начал и приводит Печорина к глубоким внутренним страданиям.
Во внутренних противоречиях образа главного героя романа М. Ю. Лермонтова отразились противоречия самого времени. В России 30-х годов XIX века углублялся кризис феодально-крепостнической системы, зарождались новые, буржуазные отношения, вызвавшие “возрожденческий” подъем чувства личности. Это создало благоприятную почву для развития индивидуалистической идеологии в русском обществе.
В этом отношении фигура Печорина стала эпохальной, вобравшей в себя все передовые черты времени, его философию, его нравственные идеалы и поиск новых духовных ценностей.
Глоссарий:
– печорин и его окружение в романе герой нашего времени сочинение
– нравственно-философская проблематика рассказа чистый понедельник
– нравственно философская проблематика рассказа чистый понедельник
– Нравственные идеалы и заветы Древней Руси
– сочинение на тему отражение