Сочинение на тему: ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И КОМПОЗИЦИИ ПОЭМЫ “МЕРТВЫЕ ДУШИ”

Работу над произведением “Мертвые души” Н. В. Гоголь рассматривал как важнейшее дело всей своей жизни. Задачи, которые ставил перед собой писатель, требовали огромного труда и се­рьезного подхода.

Задачи были глобальными: правдиво и точно показать все стороны жизни России, вскрыть не­достатки, найти их причины, указать пути реше­ния проблем; рассмотреть положительные нача­ла русской жизни, выразить твердую уверенность в лучшем будущем страны. В соответствии с по­ставленными задачами само произведение долж­но было быть значительным

– и по объему, и по композиции, и по сюжету. События, положенные в основу “Мертвых душ”, основывались на тра­диционной переписи населения, которую госу­дарство проводило один раз в десять – пятнадцать лет. Главный герой решает отправиться в губерн­ский город с целью приобретения “мертвых душ”, “которые, впрочем, значились бы по реви­зии как живые”.

Ничего подобного в русской литературе еще не было. Поэтому произведение Гоголя заведомо должно было отличаться и по жанру, и по композиции от всего существовавше­го до тех пор. “Вещь, над которой сижу и тружусь теперь, – говорил писатель,

– не похожа ни на повесть, ни на роман”.

Сам автор в процессе создания своего произ­ведения называл “Мертвые души” то романом, то повестью, то поэмой. Произведение должно было быть большим по объему: писатель задумы­вал написать три тома. В нем огромное количе­ство действующих лиц. Но главным героем яв­ляется все-таки собирательный, обобщенный об­раз России.

Именно это дало Гоголю право окон­чательно определить жанр “Мертвых душ” как эпическую поэму. С давних времен так называ­лись народные произведения, в которых изобра­жались жизнь и борьба всего народа. Подобный литературный жанр давал возможность автору “озирать всю громадно-несущуюся жизнь”, ро­дину “во всей своей громаде”. В произведении Н. В. Гоголя действительно, как в любой поэме, присутствует и лирический настрой, и эпическая широта повествования, и значительная роль ав­торской “партии”.

Но “Мертвые души” содержат в себе также многие важнейшие черты социаль­но-психологического романа, такие, например, как “строго и умно задуманная завязка”, умение раскрыть судьбы разных героев, постепенное раз­витие основной идеи, драматизм сюжетной ли­нии. Во многом творение Гоголя напоминает даже эпопею, в которой, по словам В. Г. Белин­ского, “героем… бывает хотя и частное и невид­ное лицо, но, однако же, значительное во многих отношениях для наблюдателя души человече­ской”. Это произведение, подобно роману-эпопее, охватывает “не некоторые черты, но всю эпоху времени”, показывает весь народ, все его слои и разновидности.

И все-таки жанр этого произве­дения совершенно уникален. В результате соче­тания различных жанровых признаков и художе­ственных традиций в нем соединяются судьбы отдельных героев с судьбой нации, страны, наро­да, в нем отображена яркая и красочная “карти­на нравов”, вобравшая в себя философские раз­мышления автора. Здесь повествование постоян­но сменяется лирическими отступлениями, бес­пощадная проза жизни переплетается с поэтиче­скими картинами, а “живой поток” жизни – с четкой авторской позицией.

Идею, композицию, стиль “Мертвых душ” характеризует двуплановость, постоянное противопоставление идеальной и реальной жизни, мечты и действительности, добра и зла, комического и трагического.

Каждый момент, каждый эпизод, каждое ли­рическое отступление с точностью продумыва­лись автором. Точно так же продумано и подчи­нено творческому замыслу соотношение частей произведения.

Первая глава “Мертвых душ” представляет собой своеобразное вступление, в котором чита­тель знакомится с основными действующими ли­цами. Здесь представлены краткие описания об­щества губернских чиновников. В следующих пяти главах дается подробная картина жизни, быта и нравов помещиков, олицетворяющих со­бой “благородное” сословие России, в каком-то смысле – “хозяев жизни”.

С седьмой по десятую главу автор более подробно описывает губернское общество, начиная с городских властей, мелких чиновников и заканчивая дамами “просто прият­ными” и “приятными во всех отношениях”. Да­лее мы знакомимся с историей главного героя – мелкобуржуазного дельца Чичикова, приобрета­теля мертвых душ. Заканчивает свое произведе­ние Н. В. Гоголь лирическими строками, посвя­щенными горячо любимой России.

Бричка Чичи­кова, русская тройка, “снаряженная” “ярослав­ским расторопным мужиком”, превращается в символический образ стремительного, “чудесно­го” движения Руси в неведомую даль.

В ходе повествования автор высказывает свои размышления о самых важных, самых острых общественных вопросах: о смысле человеческой жизни, о предназначении человека, о судьбе ро­дины и народа. Всем этим размышлениям проти­вопоставляются мрачные картины реальной жиз­ни русских людей. Такое сочетание противопо­ложных мотивов, включение в картины народ­ных страданий лирических отступлений и зари­совок русской природы заставляет вздрагивать сердце человека. “Когда читаешь “Мертвые души”, – говорил Герцен, – обдает ужас; с каж­дым шагом вязнете, тонете глубже.

Лирическое место вдруг оживит, осветит и сейчас заменяет­ся опять картиной, напоминающей еще яснее, в каком рве ада находимся…” Однако такой под­ход к композиции произведения помог автору наилучшим образом осветить все стороны жизни России, изобразить быт, нравы, судьбы, стремле­ния, принципы различных социальных слоев населения – от забитых крестьян до высокопос­тавленных сановников. Мастерское сочетание различных художественных приемов позволило писателю представить нашему взгляду Русь во всех ее проявлениях, со всем ее добром и злом, со всей ее правдой и ложью, достоинствами и поро­ками.

“Мертвые души” стали настоящей вершиной творчества писателя. Это глубоко реалистичное про­изведение, несмотря на странный, непривычный сюжет. Мастерство Гоголя-реалиста проявилось, в частности, в многообразии описанных картин рус­ской действительности, в способности раскрыть все стороны русской жизни, представить саму жизнь в постоянном движении, в глубоком внимании к со­циальным проблемам и взаимоотношениям лю­дей.

Исследователь и критик Ю. В. Манн отмечал, что замысел “Мертвых душ” – “провиденциаль­ный, с вытекающей отсюда тенденцией к абсолют­ности во всем – в понимании правды, в художе­ственных решениях, в творческих силах писате­ля” . Вот почему произведение Гоголя наполнило “шумом своего появления целую эпоху” и оста­вило глубокий след в русской художественной литературе и общественной мысли.

Глоссарий:

– особенности жанра мертвых душ

– особенности жанра мертвые души

– роль образа чичикова в развитии сюжета и раскрытии основного замысла произведения

– поэма мертвые души особенности жанра и композиции сочинение


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И КОМПОЗИЦИИ ПОЭМЫ “МЕРТВЫЕ ДУШИ”