Сочинение на тему: ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И КОМПОЗИЦИИ ПОЭМЫ “МЕРТВЫЕ ДУШИ”
Работу над произведением “Мертвые души” Н. В. Гоголь рассматривал как важнейшее дело всей своей жизни. Задачи, которые ставил перед собой писатель, требовали огромного труда и серьезного подхода.
Задачи были глобальными: правдиво и точно показать все стороны жизни России, вскрыть недостатки, найти их причины, указать пути решения проблем; рассмотреть положительные начала русской жизни, выразить твердую уверенность в лучшем будущем страны. В соответствии с поставленными задачами само произведение должно было быть значительным
Ничего подобного в русской литературе еще не было. Поэтому произведение Гоголя заведомо должно было отличаться и по жанру, и по композиции от всего существовавшего до тех пор. “Вещь, над которой сижу и тружусь теперь, – говорил писатель,
Сам автор в процессе создания своего произведения называл “Мертвые души” то романом, то повестью, то поэмой. Произведение должно было быть большим по объему: писатель задумывал написать три тома. В нем огромное количество действующих лиц. Но главным героем является все-таки собирательный, обобщенный образ России.
Именно это дало Гоголю право окончательно определить жанр “Мертвых душ” как эпическую поэму. С давних времен так назывались народные произведения, в которых изображались жизнь и борьба всего народа. Подобный литературный жанр давал возможность автору “озирать всю громадно-несущуюся жизнь”, родину “во всей своей громаде”. В произведении Н. В. Гоголя действительно, как в любой поэме, присутствует и лирический настрой, и эпическая широта повествования, и значительная роль авторской “партии”.
Но “Мертвые души” содержат в себе также многие важнейшие черты социально-психологического романа, такие, например, как “строго и умно задуманная завязка”, умение раскрыть судьбы разных героев, постепенное развитие основной идеи, драматизм сюжетной линии. Во многом творение Гоголя напоминает даже эпопею, в которой, по словам В. Г. Белинского, “героем… бывает хотя и частное и невидное лицо, но, однако же, значительное во многих отношениях для наблюдателя души человеческой”. Это произведение, подобно роману-эпопее, охватывает “не некоторые черты, но всю эпоху времени”, показывает весь народ, все его слои и разновидности.
И все-таки жанр этого произведения совершенно уникален. В результате сочетания различных жанровых признаков и художественных традиций в нем соединяются судьбы отдельных героев с судьбой нации, страны, народа, в нем отображена яркая и красочная “картина нравов”, вобравшая в себя философские размышления автора. Здесь повествование постоянно сменяется лирическими отступлениями, беспощадная проза жизни переплетается с поэтическими картинами, а “живой поток” жизни – с четкой авторской позицией.
Идею, композицию, стиль “Мертвых душ” характеризует двуплановость, постоянное противопоставление идеальной и реальной жизни, мечты и действительности, добра и зла, комического и трагического.
Каждый момент, каждый эпизод, каждое лирическое отступление с точностью продумывались автором. Точно так же продумано и подчинено творческому замыслу соотношение частей произведения.
Первая глава “Мертвых душ” представляет собой своеобразное вступление, в котором читатель знакомится с основными действующими лицами. Здесь представлены краткие описания общества губернских чиновников. В следующих пяти главах дается подробная картина жизни, быта и нравов помещиков, олицетворяющих собой “благородное” сословие России, в каком-то смысле – “хозяев жизни”.
С седьмой по десятую главу автор более подробно описывает губернское общество, начиная с городских властей, мелких чиновников и заканчивая дамами “просто приятными” и “приятными во всех отношениях”. Далее мы знакомимся с историей главного героя – мелкобуржуазного дельца Чичикова, приобретателя мертвых душ. Заканчивает свое произведение Н. В. Гоголь лирическими строками, посвященными горячо любимой России.
Бричка Чичикова, русская тройка, “снаряженная” “ярославским расторопным мужиком”, превращается в символический образ стремительного, “чудесного” движения Руси в неведомую даль.
В ходе повествования автор высказывает свои размышления о самых важных, самых острых общественных вопросах: о смысле человеческой жизни, о предназначении человека, о судьбе родины и народа. Всем этим размышлениям противопоставляются мрачные картины реальной жизни русских людей. Такое сочетание противоположных мотивов, включение в картины народных страданий лирических отступлений и зарисовок русской природы заставляет вздрагивать сердце человека. “Когда читаешь “Мертвые души”, – говорил Герцен, – обдает ужас; с каждым шагом вязнете, тонете глубже.
Лирическое место вдруг оживит, осветит и сейчас заменяется опять картиной, напоминающей еще яснее, в каком рве ада находимся…” Однако такой подход к композиции произведения помог автору наилучшим образом осветить все стороны жизни России, изобразить быт, нравы, судьбы, стремления, принципы различных социальных слоев населения – от забитых крестьян до высокопоставленных сановников. Мастерское сочетание различных художественных приемов позволило писателю представить нашему взгляду Русь во всех ее проявлениях, со всем ее добром и злом, со всей ее правдой и ложью, достоинствами и пороками.
“Мертвые души” стали настоящей вершиной творчества писателя. Это глубоко реалистичное произведение, несмотря на странный, непривычный сюжет. Мастерство Гоголя-реалиста проявилось, в частности, в многообразии описанных картин русской действительности, в способности раскрыть все стороны русской жизни, представить саму жизнь в постоянном движении, в глубоком внимании к социальным проблемам и взаимоотношениям людей.
Исследователь и критик Ю. В. Манн отмечал, что замысел “Мертвых душ” – “провиденциальный, с вытекающей отсюда тенденцией к абсолютности во всем – в понимании правды, в художественных решениях, в творческих силах писателя” . Вот почему произведение Гоголя наполнило “шумом своего появления целую эпоху” и оставило глубокий след в русской художественной литературе и общественной мысли.
Глоссарий:
– особенности жанра мертвых душ
– особенности жанра мертвые души
– роль образа чичикова в развитии сюжета и раскрытии основного замысла произведения
– поэма мертвые души особенности жанра и композиции сочинение