Сочинение на тему “Образы Чацкого и Молчалина”

В комедии “Горе от ума” О. С. Грибоедов изобразил картину быта и обычаев дворянской Москвы периода 1815- 1825 годов. Нельзя не заметить контраст в характерах, убеждениях, взглядах на жизнь героев комедии. Чацкий и Молчалин находятся по разные стороны барьера моральных ценностей, и каждый из них символизирует образ части дворянства в свое время.

Молчалин – человек из небогатой семьи. Но у него есть мечта: стать когда-то высоким чиновником или генералом, и он всячески хочет добиться выполнения этой мечты. Если бы он имел звание, почет, богатство,

то неизвестно, которым был бы его характер, но пока еще не видно всю его натуру.

Молчалин – человек с тайным характером, он замкнут, но хитрый и ловкий. Он не имеет собственной мысли, старается показать, что ради похвалы, награды, денег он способен выполнить любую работу, принизиться перед кем угодно, льстить всех подряд. Говоря о его угодливости, “безмолвии”, “бессловесность”, Чацкий подчеркивает основные черты людей такого типа: подхалимство, преклонение перед сильными и знатными людьми. Для Молчалина и ему подобных – это средство для достижения материальной обеспеченности и надежного

служебного положения.

Молчалин уже настолько привык с обществом, в котором оборачивается, что позаимствовал манеры, привычки, тон его представителей. Он уже зачислил себя к тому обществу, попасть в которое для него – граница ожиданий. Ведь здесь находятся его идеалы – люди, которые владеют титулами, богатством, имеют авторитет и влияние на окружающий мир.

Молчалин – человек без веры, без идей, без мыслей. Он не может быть другом, не может иметь друзей. Его аморальность, черствость, лицемерие особенно ярко оказываются в эпизоде с Софией, когда, едва разведясь с ней, “влюбленный” Молчалин начинает заигрывать с Лизой, на что горничная делает замечание ему, подчеркивая подлость Молчалина. Ведь на свои отношения с Софией он смотрит, как на средство устроиться в жизни, изображает влюбленного, опасаясь только одного: как бы Фамусов не узнал об их отношениях.

Его тон и поведение изменяются, когда он видит, что София все знает о его подлости: унижается, выкручивается, как червь, ползает возле ее ног. В Молчалине определенная программа действий, он идет к ней, не задумываясь над тем, какими средствами можно достичь цели. В этом весь Молчалин, его мораль, принципы, которыми он руководствуется.

Полная противоположность Молчалина – Чацкий, без которого пьеса “Горе от ума” была бы не комедией, а картиной обычаев. Но Чацкий не только умнее всех других лиц, у него есть сердце, и притом он безупречно честный, язык Чацкого более богатый, чем у других действующих лиц, ведь он – литератор. Язык Чацкого точный и выразительный, а его монологи наполнены оттенками иронии, сарказма и негодование.

Чацкий считает образ Молчалина неразумной, жалкой, никчемной, подвергает сомнению его искренность, умение любить пылко и бескорыстно. Он уверен, что Молчалин не имеет чувства собственного достоинства, не способный открыто говорить о чувстве.

Любовь Чацкого к Софии – искреннее, бескорыстное, чистое, именно поэтому он предоставляет ей много рис, присущий ему, – уважение к умным, порядочным и пренебрежение к бестолковым, незначительным людям. Он ищет в ней поддержки и не находит. Это его и сбивает с толку, и огорчает и немного бесит.

Чацкий не понимает изменения, которое произошло, но события постепенно разворачиваются: понятно. София его не любит, и он даже перестает быть ей другом. Из этой минуты между ними завязывается горячий поединок, – весь ум его и все силы направлены на эту борьбу. В конце концов, тайна раскрыта, борьба закончена, но победителей нет.

И Чацкий, и София получают свой “миллион сомнений”. Он ослаб от этого, и разлад оказался очень заметно. Он перестал владеть собой, он стал не только печальный, но и желчный, придирчивый.

Он впадает почти в безумие. Он собирает все силы, делает вызов общине – и наносит удару всем. Чацкий – передовой воин, но всегда жертва.

Чацкий – патриот, который верит в могущественные силы русского народа, его талантливость.

Комедия О. С. Грибоедова “Горе от ума” представляет собой реалистически написанную широчайшую картину жизни России после Отечественной войны 1812 года. В немалой галерее образов, данных в комедии, мастерски представленный и чиновничий мир, и сановное дворянство, и крепостники-помещики, и люди, которые придерживаются передовых взглядов. В комедии, затронуты все острые политические и общественные вопросы того времени: о крепостном праве, о службе, о просвещении, о дворянском воспитании; нашли свое отражение споры о суде присяжных, о пансионах, институтах, о взаимном обучении, о цензуре и т. п. Комедия Грибоедова говорит о горе человека, и горе это возникает от ее ума. Проблема “ума” была очень злободневным, и понятие “ума” трактовалось как вообще интеллигентность, образованность, культура.

С понятием “умный” связывалось тогда представление о человеке не просто умную, но вольнодумную, человека передовых политических убеждений, носителя новых идей. Пылкость таких “умников” оборачивалась в глазах обывателей “безумием”, “горем от ума”. Пример этого – объявление больным Чаадаева.

Молчалин настолько привык с обществом, среди которого он находится и так хочет быть в нем “своим”, что позаимствовал много манер, тон, привычки его представителей. Зная, что Чацкого осуждают те, кому Молчалин угодливо служит, он разрешает себе относительно Чацкого снисходительно-заступнический тон.

Итак, в своей комедии А. С. Грибоедов сумел показать не только время, в которое он жил, но и создал незабываемые образы, интересные и современному читателю и зрителю. Поэтому, как говорит Гончаров, “Горе от ума” стоит отдельно в литературе и отличается от других произведений слова “моложавостью и более крепкой живучестью”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему “Образы Чацкого и Молчалина”