Сочинение на тему: ОБРАЗЫ ЧАЦКОГО И МОЛЧАЛИНА В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”



Читая и анализируя классическое произведение, мы все больше учимся понимать людей и их поступки, сравнивать, анализировать. Персонажи книг, как и ре­альные люди, часто говорят не то, что думают, посту­пают не так, как мы от них ожидаем. Оценивая и ос­мысливая их действия, мы начинаем понимать не толь­ко их мотивы, но и мотивы поступков людей вокруг нас. Почему так происходит?

Ведь большинство произ­ведений, которые мы изучаем, написано достаточно давно: сто, двести лет назад. Казалось бы, все стало другим с тех пор: и люди, и общество, в котором они живут. Но это только на первый взгляд. На самом деле не изменились ни цели, ни средства их достижения.

А значит, человек поступит сегодня, как поступил бы и двести лет назад.

В комедии “Горе от ума” Грибоедов высмеивает ос­новные типажи своего времени, но не менее актуальны они и сейчас. Неудивительно, что эта пьеса до сих пор интересна читателям. Ведь если мы сравним нашего современника с Чацким, или Молчалиным, или Фаму­совым, то все поймут, что имеется в виду.

В комедии автор как бы противопоставляет Чацко­го всем остальным

персонажам. В каждом из них есть черты, которые он обличает и высмеивает. Рядом с ли­шенным этих пороков Чацким Грибоедов поставил ка­рьериста и лицемера Фамусова, откровенно ограничен­ного Скалозуба, высокомерных графинь Хрюминых.

А Молчалин – это полная его противоположность. Все достоинства Чацкого существуют как бы в противовес его недостаткам.

Молчалин и Чацкий принадлежат к одному поко­лению, но занимают разное положение в обществе. Один из них, хотя пока и в невысоких чинах, но быс­тро идет в гору; у другого практически нет перспек­тив. Оба молодых человека добиваются одной и той же девушки – дочери Фамусова Софии Павловны. Но один искренне любит ее, другой же только “по должности” ухаживает за дочерью того, “который кормит и поит, а иногда и чином подарит”.

И все же София отдает предпочтение Молчалину. Почему? Она объясняет это сама.

Молчалин, по ее мнению (да и по мнению Грибоедова), полностью отвечает требованиям общества, в кото­ром живет. Он с юных лет научился “угождать всем людям без изъятья”, всегда со всеми соглашаться, по­тому что в его годы “не должно сметь свое суждение иметь”. Софии Павловне очень нравится эта черта Молчалина, ведь она – представитель того самого об­щества, в котором такое поведение – норма.

Грибоедов же симпатизирует Чацкому, причем за то, что больше всего шокирует и удивляет Софию. В противовес Молчалину у Чацкого обо всем и обо всех есть собственное мнение, которое он высказывает без всякого колебания. О модной, хотя и бездарной, книге одного “милейшего человека” отзывается так: “Я глупостей не чтец”, некую Татьяну Юрьевну не стесняется назвать вздорной, несмотря на ее много­численные связи.

София Павловна отмечает в нем эту черту, но то, как Чацкий “пересмеять умеет всех”, пугает девушку. Ей куда спокойнее и привычнее с Молчалиным, ведь хотя и “нет в нем этого ума…”, как она сама признает, но от него не услышишь лишнего слова, он “чужих и вкривь и вкось не рубит”.

Но не только дочь Фамусова замечает разницу между Чацким и Молчалиным. Сам Павел Афанасье­вич тоже видит, кто из них чего стоит. Кому же он от­дает предпочтение? Более умному, образованному Чацкому?

Нет, Молчалину, несмотря на его глупость. Именно его он приблизил к себе, принял в свой дом, помогает в продвижении по службе, ввел юношу из провинции в московское высшее общество. Почему так произошло?

Что нравится Фамусову в характере Мол­чалина, чего не хватает Чацкому?

Чиновник, описанный Грибоедовым, ценит в подчи­ненных не ум и деловые качества. Ему важнее, чтобы служащий угождал, соглашался во всем. Молчалин в этом качестве полностью устраивает Фамусова.

Со­фия, описывая достоинства своего жениха, рассказыва­ет, что он “при батюшке три года служит, тот часто без толку сердит, а он молчанием его обезоружит”. Молча­лин умеет вовремя промолчать (не оттого ли Грибоедов дал ему такую фамилию?). Может он и вовремя похва­лить чью-нибудь собачку, и уделить внимание тем, кто потом сможет помочь ему продвинуться по служебной лестнице: “от старичков не ступит за порог” и “с ними целый день засядет, рад не рад, играет…”

У Чацкого же другой подход к чинам и работе. В ответ на совет Фамусова “пойди-тка послужи” он го­ворит: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Ко­му из чиновников, подобных Фамусову, нужен такой подчиненный?

Возможно, именно поэтому Чацкий ос­тавил и военную службу: ведь и там существуют свои “Фамусовы”.

Молчалин, оценивая его положение со своей точки зрения, сочувствует ему. Однако у Чацкого и тут есть свое мнение: “Чины людьми даются, а люди могут об­мануться”.

Таким образом, два представителя одного и того же поколения и социального слоя представлены Грибоедо­вым как антиподы. Один умен и образован, другой – посредственность. Один честен как с собой, так и с ок­ружающими, другой – лицемер.

Если для Чацкого са­мое главное – честь, то Молчалин ставит выше чести карьеру и готов на любую подлость ради нее.

Ведь только подлостью можно назвать признание в любви Софии Фамусовой, которая на самом деле не мила ему. Молчалин сам признается служанке Лизе: “Я в Софье Павловне не вижу ничего завидного”. Ус­лышав это, и сама София, и Чацкий признают его подлецом.

Однако кому из двух молодых людей симпатизиру­ет общество? Чацкому? Ведь он – яркая, неординар­ная личность, он остроумен, имеет свое нестандартное мнение по любому поводу. У людей есть основания це­нить и уважать его.

Однако на самом деле именно эти качества вызывают антипатию и страх. В обществе, описанном Грибоедовым, торжествуют посредствен­ность, лицемерие, подлость под маской приличий. А Чацкий срывает эту маску, показывая людям их са­мих такими, какие они есть.

Грибоедов сделал Чацкого своеобразным зеркалом, которое правдиво отразило лица великосветских господ и дам. Неудивительно, что такие зеркала разбивают!

Общество попыталось разбить, уничтожить Чацко­го, навесив на него ярлык сумасшедшего, называя кар­бонарием и якобинцем. У него больше нет никаких перспектив – ни карьеры, ни любви. Его вряд ли те­перь будут принимать в обществе, а если даже и будут, то в качестве неприятного, но безобидного чудака, приглашенного для потехи.

Намного больше все симпатизируют Молчалину. Он ничем не выделяется из общей массы – посредст­венность среди посредственностей. Его слова всем приятны, он “услужлив, скромненький…”, “не богат словами”.

Такой человек приятен всем, а значит, не пропадет. Даже если София признается отцу в ее отношениях с Молчалиным и Фамусов выгонит его, с такими талантами он тут же найдет себе нового по­кровителя.

Кто же из них более симпатичен самому автору? Безусловно, Чацкий. “Горе от ума” не зря относится к жанру комедии: в нем Грибоедов высмеивает окру­жающее его общество. А Чацкий – это придуманный им инструмент, призванный показать все в истинном свете. И хотя в конце пьесы он проигрывает свою борь­бу, но не отказывается от нее.

И крик “Карету мне, ка­рету!” звучит гневно, а не обреченно.

Глоссарий:

– чацкий и молчалин классические образы комедии в современной интерпретации

– сочинение на тему чацкий и молчалин в комедии горе от ума

– чацкий и молчалин классические образы комедии

– сочинение на тему образ чацкого

– Образы Чацкого и Молчалина в комедии А С Грибоедова Горе от ума


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Сочинение на тему: ОБРАЗЫ ЧАЦКОГО И МОЛЧАЛИНА В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”