Сочинение на тему: ОБРАЗ “ТУРГЕНЕВСКОЙ ДЕВУШКИ” (по повести И. С. Тургенева “Ася”)



Повесть “Ася” пронизана светом, торжеством юности, расцветающей природы. Праздничный, сказочно-прекрасный городок 3., серебристо-золотой Рейн; багряный закат. Серебро, золото, пурпур, насыщенный блеском воздух; Ася, обли­тая солнечным светом…

Именно в такой сказоч­ной обстановке впервые увидел главный герой повести г-н Н. Н. Асю. Увидел и понял, что стол­кнулся с необъяснимым чудом, необыкновенной тайной, разгадать которую ему так и не удалось. В чем же кроется секрет очарования и привлека­тельности образа Аси?

Уверенно можно

утверждать, что внешняя привлекательность отнюдь не является ключом к разгадке. Хотя в ее лице было “что-то свое, осо­бенное “, красавицей Ася не была. Небольшой тон­кий носик, почти детские щечки и черные глаза. “Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита… Черные волосы, острижен­ные и причесанные, как у мальчика, падали круп­ными завитками на шею и уши”.

Ася не могла на­ходиться в состоянии покоя и часто смеялась “пре­странным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходив­шим ей в голову”. Как видим, в ее облике было много детского, как,

впрочем, и в поведении.

Трудно найти логическое объяснение ее стран­ным поступкам: вспоминается случай на разва­линах. Ася, словно козочка, карабкалась по раз­валинам со стаканом в руке с единственной це­лью – полить цветы, растущие на древних сте­нах. Движения ее были легкими и ловкими, но девушка, несомненно, играла.

На одном опасном месте она нарочно вскрикнула и потом захохота­ла: “Вы находите мое поведение неприличным, – казалось, говорило ее лицо, – все равно: я знаю, вы мной любуетесь”. Но в этот же момент происходит преображение изменчивого лица де­вушки. На смену детскому очарованию приходит сосредоточенное, почти печальное выражение.

Объяснение странного поведения девушки появляется несколько позже. Тайну происхож­дения Аси г-ну Н. Н. раскрывает ее брат. У Аси своя судьба, свое прошлое – незаконнорожден­ной дочери дворянина. Ее мать, бывшая горнич­ная, не считала возможным для себя соединить судьбу с барином.

Но после кончины матери отец взял девочку к себе на воспитание. Он стал ее учи­телем и наставником, хотя его воспитание было своеобразным. Девочке была предоставлена пол­ная свобода, так как отец в душе всегда считал себя перед ней виноватым. “Ася скоро поняла, что она главное лицо в доме, она знала, что барин ее отец; но она так же скоро поняла свое ложное положение; самолюбие развилось в ней сильно, недоверчивость тоже; дурные привычки укореня­лись, простота исчезла. Она хотела заставить це­лый мир забыть ее происхождение”.

После смер­ти отца воспитание тринадцатилетней девочки полностью легло на плечи ее двадцатилетнего сводного брата. Брат поместил ее в один из луч­ших пансионов. В пансионе, вдалеке от родного и любимого человека, по-настоящему проявляет­ся характер Аси. Честность, бескомпромиссность – вот основные качества человека, считающего, что лесть и трусость – самые дурные пороки.

Ко­нечно, манеры девушки стали лучше, училась она прекрасно, лучше всех, но “никак не хотела подойти под общий уровень, упрямилась, гляде­ла букой…”. Дружила она в пансионе только с одной некрасивой, загнанной и бедной девушкой. Остальные приятельницы, большинство из кото­рых принадлежали к хорошим фамилиям, не любили Асю, язвили, старались уколоть как только могли.

Исследователи творчества Тургенева отмеча­ют, что повесть, особенно страницы, посвящен­ные Асе, проникнута поэзией искренности, ду­шевной открытости. В первую очередь связано это с тем, что основана повесть на биографиче­ском факте, дорогом самому автору. История дет­ства героини, незаконнорожденной дочери дво­рянина, напоминает судьбу Полины, дочери са­мого Тургенева, сначала воспитывавшейся в име­нии его матери, а затем в семье Полины Виардо.

Но самый облик Аси скорее напоминает Анну, дочь дяди писателя и крепостной крестьянки: “Помните ли вы маленькую, очень своеобраз­ную… девочку, о которой я вам говорил в одном из моих писем? – спрашивал Тургенев Полину Виардо. – Представьте себе самое хорошенькое маленькое личико, какое только можно видеть; черты лица невероятной тонкости, прелестную улыбку и глаза, каких я никогда не видывал, гла­за взрослой женщины, то кроткие и ласкающие, то острые и наблюдательные… Она много раз­мышляет и никогда не хитрит; поразительно, с какой инстинктивной прямотой ее маленький мозг движется к истине…” Несомненно сходство этого портрета-воспоминания с образом героини повести, о которой Тургенев чуть ли не этими же словами скажет: “все ее существо стремилось к правде…”

Философия отречения была внутренне чужда Тургеневу, горячо любившему жизнь. Напротив, писатель проповедовал бескомпромиссность, пол­ноту и честность чувства. Ася сполна обладала этими качествами.

По словам брата, она – это настоящий порох: “мы с вами… и представить не можем, как она глубоко чувствует, и с какой не­вероятной силой высказываются в ней эти чув­ства; это находит на нее так же неожиданно и так же неотразимо, как гроза”.

Если Ася полюбит, то навсегда. Ей нужен ге­рой, необыкновенный человек. Таким необыкно­венным в ее воображении предстал г-н Н. Под влиянием чувств, не ведомых доселе, преобража­ется все ее существо.

Детскость и непосредствен­ность исчезают. Меняется само выражение ее лица: “взор ушел куда-то далеко и увлекал меня за собою, губы слегка раскрылись, лоб побледнел, как мрамор, и кудри отодвинулись назад, как будто ветер их откинул”.

Обстоятельства вынуждают Асю быть сильной и решительной, тем более что поддержки от воз­любленного она получить не могла (об этом сви­детельствует и прощальная записка): “Прощай­те, мы не увидимся более. Не из гордости я уез­жаю – нет, мне нельзя иначе. Вчера, когда я пла­кала перед вами, если б вы мне сказали одно сло­во, одно только слово – я бы осталась.

Вы его не сказали. Видно, так лучше… Прощайте навсег­да!” Девушка принимает, безусловно, правильное решение – уехать, навсегда забыть о том, кто так волнует и тревожит ее сердце.

Г-н Н. Н. не спосо­бен удержать Асю. Сердце его открыто всем вы­соким чувствам, ему доступно чувство красоты, он артистичен, тонок, глубоко порядочен, но не отягчен серьезной жизненной целью, горячей непреклонной волей.

Странная привлекательная девушка с ее ог­ненной головой, с ее прошлым, с ее воспитанием пугала уравновешенного, благополучного юно­шу. Но именно эти качества (бескомпромисс­ность, решительность, сила духа, полнота и чес­тность чувств) заставляют каждое новое поколе­ние читателей восхищаться и любоваться бес­смертным образом “тургеневской девушки”.

Глоссарий:

– образ тургеневской девушки в повести ася

– сочинение на тему Образ Тургеневской девушки

– сочинение на тему ася тургеневская девушка

– сочинение образ тургеневской девушки в повести ася

– сочинение на тему тургеневская девушка в повести ася


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: ОБРАЗ “ТУРГЕНЕВСКОЙ ДЕВУШКИ” (по повести И. С. Тургенева “Ася”)