Сочинение на тему: ОБРАЗ СТАРОГО КНЯЗЯ БОЛКОНСКОГО (Л. Н. Толстой. “Война и мир”)

В романе Л. Толстого “Война и мир” действует более пятисот героев. И одним из самых колоритных и запоми­нающихся персонажей произведения является старый князь Болконский. Л. Толстой говорит о нем: “Генерал-аншеф князь Николай Андреевич, по прозванию в обще­стве прусский король, с того времени, как при Павле был сослан в деревню, жил безвыездно в своих Лысых Горах с дочерью, княжною Марьей, и при ней компань­онкой. И в новое царствование, хотя ему и был разрешен въезд в столицы, он также продолжал безвыездно жить в деревне, говоря, что ежели кому его нужно, то тот и от Москвы полтораста верст доедет до Лысых Гор, а что ему никого и ничего не нужно”.

О мировоззрении своего героя писатель пишет: “Он говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум”. Для развития главных добродетелей в своей дочери, княжне Марье, старый князь Болконский сам “давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях”.

Сам князь презирал праздный образ жизни, а потому “постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением таба­керок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении”.

Старый князь Болконский – расчетливый хозяин. Все дела он “делал обдуманно, неторопливо и в высо­чайшей степени аккуратно, хотя он сам никогда не до­ходил до подробностей и непосредственно не наблюдал ни за чем. Все делалось из кабинета через управляю­щего, архитектора и т. п.”

Ярким примером распорядительности типичного крепостника является факт, который подается писате­лем как будто мимоходом: одна из принадлежащих старому князю Болконскому деревень в двести душ была “отряжена на подвоз камня и битья кирпича, и работы эти продолжались восемнадцать лет”.

В своей повседневной жизни и деятельности ста­рый князь придерживается “стройного распорядка”, который “ничто не могло нарушить”. “В точно назна­ченное время старый камердинер князя – Тихон – пустил князя Андрея в кабинет отца”. Ни минутой раньше! И это несмотря на то, что в тот день князь Ан­дрей уезжал в действующую армию.

В подобных сценах старый князь предстает перед нами черствым, взбалмошным и почти жестоким ста­риком. Он кажется чересчур строгим и суровым не только по отношению к своим детям, но и к окружаю­щим. Однако Л. Толстой делает по этому поводу следу­ющую оговорку: “С людьми, окружавшими его, от до­чери до слуг, князь был резок и неизменно требовате­лен, и потому не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добить­ся самый жестокий человек”.

Просто старый князь Болконский придерживался того мнения, что “главное условие для деятельности есть порядок”, а потому этот “порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности”. Старый кадровый военный, он не знал иных принципов взаимоотношений, кроме как по­строенных на грозных командирских окриках и посто­янных взбучках подчиненным. Отголосок прошлой ар­мейской службы с ее строгим распорядком заметен также в том, что выходы старого князя “к столу совер­шались при одних и тех же неизменных условиях, и не только в один и тот же час, но и минуту”.

Строгость, требование “стройного распорядка”, до­веденного “до последней степени точности”, отступают как бы на второй план после того, как старого князя Болконского назначают главнокомандующим по ополче­нию. Определяющими в его жизни становятся бескоры­стный патриотизм и беззаветное служение родине. Ста­рый князь, “несмотря на старческую слабость… не счел себя вправе отказаться от должности, в которую был определен самим государем, и эта вновь открывшаяся ему деятельность возбудила и укрепила его”.

Еще более преображенным становится старый князь Болконский после получения тревожного известия о вторжении в пределы России французской армии. Мы видим, насколько сильны в нем чувства долга и воинской чести. Узнав, что французы вступили в Смоленск, он на­отрез отказывается покинуть родовое имение и даже пы­тается вооружить своих слуг и крестьян, чтобы встре­тить врага по-русски.

Но судьба распоряжается иначе, и старый князь Болконский, разбитый параличом, уми­рает на руках своей дочери княжны Марьи. Его смерть накануне Бородинской битвы как бы символизирует от­мирание старой России с ее старыми порядками. На них должны возникнуть новые отношения обновленной Рос­сии, которая будет принадлежать молодым силам.

Глоссарий:

– старый князь Болконский

– смерть старого князя болконского

– Образ старого князя болконского

– манера поведения старого князя болконского

– смерть старого князя болконского анализ эпизода



Сочинение на тему: ОБРАЗ СТАРОГО КНЯЗЯ БОЛКОНСКОГО (Л. Н. Толстой. “Война и мир”)