Сочинение на тему: ОБРАЗ РАЯ В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД»

Самое страшное в жизни — это быть счастливым в прошлом.

Вольтер

В большинстве религий, у большинства народов есть понятие рая — места, куда попадают души тех, кто жил в соответствии с религиозными заповедями. Но для большинства людей это понятие гораздо шире и не связано со смертью. Что же мы называем раем?

Иногда мы можем слышать фразы: райское место, райское удовольствие, рай земной. Все эти выражения касаются положительных эмоций — счастья, радости, наслаждения. Чаще всего рай ассоциируется именно со счастьем.

Но у каждого

человека есть о нем собствен­ное представление, непохожее на остальные. А значит, и рай для каждого свой, часто непонятный больше ни­кому, нелогичный с точки зрения окружающих.

Для Раневских и Гаева, главных героев пьесы А. П. Че­хова, рай — это их имение и огромный, старый вишне­вый сад, знаменитый на весь уезд, упомянутый даже в «Энциклопедическом словаре». Он составляет все их имущество и всегда приносил семейству доход: раз в два года давал огромный урожай вишни, которую «сушили, мочили, мариновали, варенье варили, и, бывало, суше­ную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков. Денег было!»

— вспоминает старый лакей Фирс.

Но в этом ли главная причина такой любви Гаева и его сестры к старому саду? Скорее, только косвен­ная. Здесь, в имении, они провели детство, которое благодаря материальному благополучию, обеспеченно­му садом, было счастливым и беззаботным, именно та­ким, какое вспоминают как самое лучшее, райское вре­мя жизни.

Здесь же прошла и их юность, произошли наиболее значимые события их жизни.

Как мила Гаеву атмосфера родного дома! «А здесь пачулями пахнет», — умиляется и удивляется он. А сто­летие книжного шкафа для него — событие, достойное торжественной речи. «Приветствую твое существование, которое вот уже более ста лет было направлено к свет­лым идеалам добра и справедливости», — со слезами в голосе поздравляет он неодушевленный предмет.

Для Любови Андреевны Раневской сад ценен вос­поминаниями. «Детская, милая моя, прекрасная ком­ната… Я тут спала, когда была маленькая…» — вспо­минает она, а выглянув в окно, смеется от радости: «Посмотрите, покойная мама идет по саду… в белом платье!» Конечно, вспоминается не только хорошее, но и те моменты, которые заставили Раневскую поки­нуть дом: «Шесть лет тому назад умер отец, через ме­сяц утонул в реке брат Гриша, хорошенький семилет­ний мальчик. Мама не перенесла, ушла, ушла без ог­лядки» — так объясняет отъезд Любови Андреевны ее дочь Аня.

Но горе уже притупилось, осталась свет­лая грусть, и Раневская рада видеть Петю Трофимо­ва, учителя погибшего сына, хотя он и напомнил ей о его смерти.

Для всех обитателей дома неотъемлемой его час­тью, своеобразным элементом рая является Фирс, ко­торый издавна служил их семье, помнит их предков, друзей и соседей. «Меня женить собирались, а вашего папаши еще и на свете не было», — говорит он Лопахину, который всего лишь на пару лет моложе его те­перешних господ. Старый лакей отлично знает при­вычки каждого из них и без подсказки заботится об их комфорте. «Извольте, сударь, надеть пальто, а то сы­ро», — переживает он, как любящий дедушка, и наста­вительно ворчит на Гаева, немолодого уже человека: «Опять не те брючки надели… И что мне с вами де­лать!» Все его хлопоты хозяева воспринимают как должное: ведь он — часть их воспоминаний, к тому же он точно так же опекал еще их родителей.

Но что же является раем для самого Фирса? То же, что и для других, — молодость, вернее, память о ней. Но для него она неразрывно связана со службой в гос­подском доме, где ему, хорошему лакею, всегда жилось хорошо. Поэтому старик с удовольствием вспоминает прежние времена, а об отмене крепостного права гово­рит как о несчастье.

По этой же причине, несмотря на преклонный возраст, служба в радость Фирсу, а при­езд господ для него — счастье. «Барыня моя приехала! Дождался! Теперь хоть и помереть…» — плачет от ра­дости старик, не забыв, однако, перед этим спросить: «Чего изволите?»

Однако не для всех рай — это имение и сад. Аня не меньше Любови Андреевны рада возвращению домой, но ей сложно понять мать и дядю до конца: ее детство еще не закончилось, и она еще не дорожит воспомина­ниями о нем. Главное для нее, семнадцатилетней, сейчас не память о прошлом, а мечты о будущем и ожидание первой любви.

Именно поэтому она с таким удовольст­вием слушает разговоры Пети Трофимова о всеобщем счастье; они интереснее ей, чем дом и старый сад. «Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю виш­невого сада, как прежде», — удивляется она, не заду­мываясь о том, что, возможно, именно эту беседу будет когда-нибудь вспоминать как частицу рая.

Для Пети же, у которого никогда ничего не было и, наверное, не будет, рай — в его мечтах о счастье для всех. Даже не помышляя добиться чего-то, он пред­ставляет себе идеальным общество таких же, как он: полунищий «облезлый барин», он проповедует отказ от имущества. Не умея завоевать женское сердце, го­ворит: «Я выше любви».

В отличие от Раневской и Гаева, которые хотя бы вспоминают о счастье, и от Ани, которой это еще предстоит, Петя никогда не достигнет своего рая.

«Господь с вами, мамочка», — пугается слишком живых воспоминаний Раневской ее приемная дочь Ва­ря, серьезная и трезво мыслящая девушка. Ее рай совсем другой. «Пошла бы себе в пустынь, потом в Ки­ев… в Москву, и так бы все ходила по святым местам… Ходила бы и ходила. Благолепие!..» — мечтает она.

Сад же, драгоценный для Любови Андреевны, которую она любит, как родную мать, для Вари — источник лишних хлопот: девушка взяла на себя ведение хозяй­ства и старается экономить каждую копейку, чтобы сохранить для маменьки имение, которое вот-вот про­дадут за долги.

Как же вышло, что Раневская и Гаев должны поте­рять свой райский сад, ведь он так дорог им? Кто вино­ват в этом?

Они жили действительно как в раю, счастливые и беззаботные, как дети. «И теперь я как маленькая», — восхищенно говорит Раневская, вернувшись домой. Со­вершенно по-детски они привыкли надеяться на кого угодно, кроме себя, — на Фирса, богатую тетку, Лопахина, который «что-нибудь придумает». Имение всегда было их тихой гаванью. Однако реальная жизнь доста­ла их и здесь, и, неприспособленные к ней, они обрече­ны быть изгнанными из рая, которым отныне владеет более сильный человек и который переделает его по — своему.

Им же, как и забытому в запертом на зиму до­ме больному старику Фирсу, некуда идти, так что они вполне могут позавидовать ему, так и не покинувшему их разоренного рая.

Глоссарий:

— проблема счастья в пьесе чехова вишневый сад

— проблема счастья в пьесе чехова вишневый сад сочинение

— сочинение на тему проблема счастья в пьесе чехова вишневый сад

— проблема счастья в пьесе вишневый сад

— проблема счастья в пьесе вишневый сад сочинение


Сочинение на тему: ОБРАЗ РАЯ В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД»