Сочинение на тему: ОБРАЗ РАЯ В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД»
Самое страшное в жизни — это быть счастливым в прошлом.
Вольтер
В большинстве религий, у большинства народов есть понятие рая — места, куда попадают души тех, кто жил в соответствии с религиозными заповедями. Но для большинства людей это понятие гораздо шире и не связано со смертью. Что же мы называем раем?
Иногда мы можем слышать фразы: райское место, райское удовольствие, рай земной. Все эти выражения касаются положительных эмоций — счастья, радости, наслаждения. Чаще всего рай ассоциируется именно со счастьем.
Но у каждого
Для Раневских и Гаева, главных героев пьесы А. П. Чехова, рай — это их имение и огромный, старый вишневый сад, знаменитый на весь уезд, упомянутый даже в «Энциклопедическом словаре». Он составляет все их имущество и всегда приносил семейству доход: раз в два года давал огромный урожай вишни, которую «сушили, мочили, мариновали, варенье варили, и, бывало, сушеную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков. Денег было!»
Но в этом ли главная причина такой любви Гаева и его сестры к старому саду? Скорее, только косвенная. Здесь, в имении, они провели детство, которое благодаря материальному благополучию, обеспеченному садом, было счастливым и беззаботным, именно таким, какое вспоминают как самое лучшее, райское время жизни.
Здесь же прошла и их юность, произошли наиболее значимые события их жизни.
Как мила Гаеву атмосфера родного дома! «А здесь пачулями пахнет», — умиляется и удивляется он. А столетие книжного шкафа для него — событие, достойное торжественной речи. «Приветствую твое существование, которое вот уже более ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости», — со слезами в голосе поздравляет он неодушевленный предмет.
Для Любови Андреевны Раневской сад ценен воспоминаниями. «Детская, милая моя, прекрасная комната… Я тут спала, когда была маленькая…» — вспоминает она, а выглянув в окно, смеется от радости: «Посмотрите, покойная мама идет по саду… в белом платье!» Конечно, вспоминается не только хорошее, но и те моменты, которые заставили Раневскую покинуть дом: «Шесть лет тому назад умер отец, через месяц утонул в реке брат Гриша, хорошенький семилетний мальчик. Мама не перенесла, ушла, ушла без оглядки» — так объясняет отъезд Любови Андреевны ее дочь Аня.
Но горе уже притупилось, осталась светлая грусть, и Раневская рада видеть Петю Трофимова, учителя погибшего сына, хотя он и напомнил ей о его смерти.
Для всех обитателей дома неотъемлемой его частью, своеобразным элементом рая является Фирс, который издавна служил их семье, помнит их предков, друзей и соседей. «Меня женить собирались, а вашего папаши еще и на свете не было», — говорит он Лопахину, который всего лишь на пару лет моложе его теперешних господ. Старый лакей отлично знает привычки каждого из них и без подсказки заботится об их комфорте. «Извольте, сударь, надеть пальто, а то сыро», — переживает он, как любящий дедушка, и наставительно ворчит на Гаева, немолодого уже человека: «Опять не те брючки надели… И что мне с вами делать!» Все его хлопоты хозяева воспринимают как должное: ведь он — часть их воспоминаний, к тому же он точно так же опекал еще их родителей.
Но что же является раем для самого Фирса? То же, что и для других, — молодость, вернее, память о ней. Но для него она неразрывно связана со службой в господском доме, где ему, хорошему лакею, всегда жилось хорошо. Поэтому старик с удовольствием вспоминает прежние времена, а об отмене крепостного права говорит как о несчастье.
По этой же причине, несмотря на преклонный возраст, служба в радость Фирсу, а приезд господ для него — счастье. «Барыня моя приехала! Дождался! Теперь хоть и помереть…» — плачет от радости старик, не забыв, однако, перед этим спросить: «Чего изволите?»
Однако не для всех рай — это имение и сад. Аня не меньше Любови Андреевны рада возвращению домой, но ей сложно понять мать и дядю до конца: ее детство еще не закончилось, и она еще не дорожит воспоминаниями о нем. Главное для нее, семнадцатилетней, сейчас не память о прошлом, а мечты о будущем и ожидание первой любви.
Именно поэтому она с таким удовольствием слушает разговоры Пети Трофимова о всеобщем счастье; они интереснее ей, чем дом и старый сад. «Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишневого сада, как прежде», — удивляется она, не задумываясь о том, что, возможно, именно эту беседу будет когда-нибудь вспоминать как частицу рая.
Для Пети же, у которого никогда ничего не было и, наверное, не будет, рай — в его мечтах о счастье для всех. Даже не помышляя добиться чего-то, он представляет себе идеальным общество таких же, как он: полунищий «облезлый барин», он проповедует отказ от имущества. Не умея завоевать женское сердце, говорит: «Я выше любви».
В отличие от Раневской и Гаева, которые хотя бы вспоминают о счастье, и от Ани, которой это еще предстоит, Петя никогда не достигнет своего рая.
«Господь с вами, мамочка», — пугается слишком живых воспоминаний Раневской ее приемная дочь Варя, серьезная и трезво мыслящая девушка. Ее рай совсем другой. «Пошла бы себе в пустынь, потом в Киев… в Москву, и так бы все ходила по святым местам… Ходила бы и ходила. Благолепие!..» — мечтает она.
Сад же, драгоценный для Любови Андреевны, которую она любит, как родную мать, для Вари — источник лишних хлопот: девушка взяла на себя ведение хозяйства и старается экономить каждую копейку, чтобы сохранить для маменьки имение, которое вот-вот продадут за долги.
Как же вышло, что Раневская и Гаев должны потерять свой райский сад, ведь он так дорог им? Кто виноват в этом?
Они жили действительно как в раю, счастливые и беззаботные, как дети. «И теперь я как маленькая», — восхищенно говорит Раневская, вернувшись домой. Совершенно по-детски они привыкли надеяться на кого угодно, кроме себя, — на Фирса, богатую тетку, Лопахина, который «что-нибудь придумает». Имение всегда было их тихой гаванью. Однако реальная жизнь достала их и здесь, и, неприспособленные к ней, они обречены быть изгнанными из рая, которым отныне владеет более сильный человек и который переделает его по — своему.
Им же, как и забытому в запертом на зиму доме больному старику Фирсу, некуда идти, так что они вполне могут позавидовать ему, так и не покинувшему их разоренного рая.
Глоссарий:
— проблема счастья в пьесе чехова вишневый сад
— проблема счастья в пьесе чехова вишневый сад сочинение
— сочинение на тему проблема счастья в пьесе чехова вишневый сад
— проблема счастья в пьесе вишневый сад
— проблема счастья в пьесе вишневый сад сочинение