Сочинение на тему: ОБРАЗ РАЯ В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА “ВИШНЕВЫЙ САД”
Самое страшное в жизни – это быть счастливым в прошлом.
Вольтер
В большинстве религий, у большинства народов есть понятие рая – места, куда попадают души тех, кто жил в соответствии с религиозными заповедями. Но для большинства людей это понятие гораздо шире и не связано со смертью. Что же мы называем раем?
Иногда мы можем слышать фразы: райское место, райское удовольствие, рай земной. Все эти выражения касаются положительных эмоций – счастья, радости, наслаждения. Чаще всего рай ассоциируется именно со счастьем.
Но у каждого
Для Раневских и Гаева, главных героев пьесы А. П. Чехова, рай – это их имение и огромный, старый вишневый сад, знаменитый на весь уезд, упомянутый даже в “Энциклопедическом словаре”. Он составляет все их имущество и всегда приносил семейству доход: раз в два года давал огромный урожай вишни, которую “сушили, мочили, мариновали, варенье варили, и, бывало, сушеную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков. Денег было!”
Но в этом ли главная причина такой любви Гаева и его сестры к старому саду? Скорее, только косвенная. Здесь, в имении, они провели детство, которое благодаря материальному благополучию, обеспеченному садом, было счастливым и беззаботным, именно таким, какое вспоминают как самое лучшее, райское время жизни.
Здесь же прошла и их юность, произошли наиболее значимые события их жизни.
Как мила Гаеву атмосфера родного дома! “А здесь пачулями пахнет”, – умиляется и удивляется он. А столетие книжного шкафа для него – событие, достойное торжественной речи. “Приветствую твое существование, которое вот уже более ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости”, – со слезами в голосе поздравляет он неодушевленный предмет.
Для Любови Андреевны Раневской сад ценен воспоминаниями. “Детская, милая моя, прекрасная комната… Я тут спала, когда была маленькая…” – вспоминает она, а выглянув в окно, смеется от радости: “Посмотрите, покойная мама идет по саду… в белом платье!” Конечно, вспоминается не только хорошее, но и те моменты, которые заставили Раневскую покинуть дом: “Шесть лет тому назад умер отец, через месяц утонул в реке брат Гриша, хорошенький семилетний мальчик. Мама не перенесла, ушла, ушла без оглядки” – так объясняет отъезд Любови Андреевны ее дочь Аня.
Но горе уже притупилось, осталась светлая грусть, и Раневская рада видеть Петю Трофимова, учителя погибшего сына, хотя он и напомнил ей о его смерти.
Для всех обитателей дома неотъемлемой его частью, своеобразным элементом рая является Фирс, который издавна служил их семье, помнит их предков, друзей и соседей. “Меня женить собирались, а вашего папаши еще и на свете не было”, – говорит он Лопахину, который всего лишь на пару лет моложе его теперешних господ. Старый лакей отлично знает привычки каждого из них и без подсказки заботится об их комфорте. “Извольте, сударь, надеть пальто, а то сыро”, – переживает он, как любящий дедушка, и наставительно ворчит на Гаева, немолодого уже человека: “Опять не те брючки надели… И что мне с вами делать!” Все его хлопоты хозяева воспринимают как должное: ведь он – часть их воспоминаний, к тому же он точно так же опекал еще их родителей.
Но что же является раем для самого Фирса? То же, что и для других, – молодость, вернее, память о ней. Но для него она неразрывно связана со службой в господском доме, где ему, хорошему лакею, всегда жилось хорошо. Поэтому старик с удовольствием вспоминает прежние времена, а об отмене крепостного права говорит как о несчастье.
По этой же причине, несмотря на преклонный возраст, служба в радость Фирсу, а приезд господ для него – счастье. “Барыня моя приехала! Дождался! Теперь хоть и помереть…” – плачет от радости старик, не забыв, однако, перед этим спросить: “Чего изволите?”
Однако не для всех рай – это имение и сад. Аня не меньше Любови Андреевны рада возвращению домой, но ей сложно понять мать и дядю до конца: ее детство еще не закончилось, и она еще не дорожит воспоминаниями о нем. Главное для нее, семнадцатилетней, сейчас не память о прошлом, а мечты о будущем и ожидание первой любви.
Именно поэтому она с таким удовольствием слушает разговоры Пети Трофимова о всеобщем счастье; они интереснее ей, чем дом и старый сад. “Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишневого сада, как прежде”, – удивляется она, не задумываясь о том, что, возможно, именно эту беседу будет когда-нибудь вспоминать как частицу рая.
Для Пети же, у которого никогда ничего не было и, наверное, не будет, рай – в его мечтах о счастье для всех. Даже не помышляя добиться чего-то, он представляет себе идеальным общество таких же, как он: полунищий “облезлый барин”, он проповедует отказ от имущества. Не умея завоевать женское сердце, говорит: “Я выше любви”.
В отличие от Раневской и Гаева, которые хотя бы вспоминают о счастье, и от Ани, которой это еще предстоит, Петя никогда не достигнет своего рая.
“Господь с вами, мамочка”, – пугается слишком живых воспоминаний Раневской ее приемная дочь Варя, серьезная и трезво мыслящая девушка. Ее рай совсем другой. “Пошла бы себе в пустынь, потом в Киев… в Москву, и так бы все ходила по святым местам… Ходила бы и ходила. Благолепие!..” – мечтает она.
Сад же, драгоценный для Любови Андреевны, которую она любит, как родную мать, для Вари – источник лишних хлопот: девушка взяла на себя ведение хозяйства и старается экономить каждую копейку, чтобы сохранить для маменьки имение, которое вот-вот продадут за долги.
Как же вышло, что Раневская и Гаев должны потерять свой райский сад, ведь он так дорог им? Кто виноват в этом?
Они жили действительно как в раю, счастливые и беззаботные, как дети. “И теперь я как маленькая”, – восхищенно говорит Раневская, вернувшись домой. Совершенно по-детски они привыкли надеяться на кого угодно, кроме себя, – на Фирса, богатую тетку, Лопахина, который “что-нибудь придумает”. Имение всегда было их тихой гаванью. Однако реальная жизнь достала их и здесь, и, неприспособленные к ней, они обречены быть изгнанными из рая, которым отныне владеет более сильный человек и который переделает его по – своему.
Им же, как и забытому в запертом на зиму доме больному старику Фирсу, некуда идти, так что они вполне могут позавидовать ему, так и не покинувшему их разоренного рая.
Глоссарий:
– проблема счастья в пьесе чехова вишневый сад
– проблема счастья в пьесе чехова вишневый сад сочинение
– сочинение на тему проблема счастья в пьесе чехова вишневый сад
– проблема счастья в пьесе вишневый сад
– проблема счастья в пьесе вишневый сад сочинение