Сочинение на тему: ОБРАЗ ПЬЕРА БЕЗУХОВА (Л. Н. Толстой. “Война и мир”)



Образ Пьера Безухова был задуман Л. Толстым как контрастный образу Андрея Болконского. Пьер всегда хотел сделать что-то полезное, стоящее, а князь Анд­рей “с первой молодости считал свою жизнь конченою” и говорил, что ни во что не желает вмешиваться. Не­смотря на это, князь Андрей “с практической цепкос­тью ухватывался за каждое дело и, увлекаясь, сам и других увлекал в деятельность”.

И своей внешностью, и поведением, и мыслями Пьер совершенно не похож на остальных героев рома­на “Война и мир”. Его “незаконного сына знаменитого

екатерининского вельможи, графа Безухова, в 10-лет­нем возрасте отправили за границу в сопровождении гувернера-аббата, где он провел десять лет, а затем возвратился в Москву. Теперь это был “массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в оч­ках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке”.

Именно таким мы видим Пьера Безухова на первых страницах романа, когда он появляется в салоне мадам Шерер. Показательная деталь – отношение к Пьеру хозяйки салона: “Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерар­хии в ее салоне.

Но, несмотря на это низшее по своему сорту приветствие, при виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чего-нибудь слишком огромного и несвойственного месту.

Хотя, действительно, Пьер был несколько больше дру­гих мужчин в комнате, но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдатель­ному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной”.

Восприятие Пьера Анной Павловной Шерер – это и восприятие, оценка, “глаза” светского общества. Пьер здесь действительно посторонний – и по внешнему ви­ду, и по происхождению, и по складу ума и направле­нию мыслей. Последнее обстоятельство более всего и настораживает Анну Павловну, вызывает в ней страх, боязнь непредсказуемых поступков.

Вслед за Анной Павловной и читатель невольно на­чинает ощущать неукротимую буйную силу, скрытую в явлении под названием “Пьер Безухов”. Его огром­ная фигура, вызывающая беспокойство и страх высше­го света, в какой-то мере олицетворяет легендарные образы русских народных былин. Где бы Пьер ни по­явился, он всеми везде воспринимается как слон в по­судной лавке.

Как будто подчеркивая былинность об­раза своего героя, Л. Толстой неоднократно отмечает, что Пьер “много и жадно ел и много пил”.

Неукротимая буйная сила, воплощенная в образе Пьера Безухова, роднит его с образом русского народа, каким он представлен в художественных произведени­ях русской классики. Вначале буйная русская сила еще бесформенна, не имеет конкретных целей и на­правления. Образ Пьера сродни тому самому обобщен­ному образу русского мужика, который “долго запря­гает, да быстро едет”.

Он – могучий русский медведь, каким русский народ представляется иностранцам. Не случайно князь Василий говорит Анне Павловне Шерер, имея в виду Пьера: “Образуйте мне этого мед­ведя. Вот он месяц живет у меня, и в первый раз я его вижу в свете.

Ничто так не нужно молодому человеку, как общество умных женщин”.

Но все попытки укрощения и приручения неукро­тимой буйной силы, скрытой в образе этого героя, ока­зываются тщетными. Из жизненных перипетий, в ко­торые попадает Пьер, он получает уроки, важные для дальнейшего становления его характера и раскрытия истинного смысла этого образа для всего романа. Из истории с женитьбой на Элен Пьер понимает, что внешняя красота не только обманчива, но и порочна; с масонами он порывает, потому что не принимает их бездеятельности.

В первые дни и недели войны Пьер Безухов был ох­вачен смятением. Он вдруг понял, что любит Наташу Ростову, но никогда не позволит себе признаться ей в этом. Вот почему все происходящее в те дни вокруг него кажется ему неинтересным и неважным. Все мысли Пьера заняты охватившим его чувством.

Но когда к нему приходит осознание надвигающейся катастрофы, его со­знанием овладевает навязчивая мысль о том, что именно ему предназначено “положить предел власти зверя”, что он должен убить Наполеона.

Кардинальные перемены произошли в душе Пьера Безухова после поездки в Можайск, встречи с солдата­ми и ополченцами, пребывания на Бородинском поле во время знаменитой битвы. Еще во время встречи московских дворян с императором Александром I в Слободском дворце у Пьера возникло острое желание вырваться из привычного круга великосветской жизни, отказаться от богатства и связанной с ним власти.

В тот момент он вдруг понял, что “все это, ежели и стоит чего-нибудь, то только по тому наслаждению, с которым все это можно бросить”.

“Солдатом быть, просто солдатом!.. Войти в эту об­щую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими. Но как скинуть с себя все это лиш­нее, дьявольское, все бремя этого внешнего челове­ка?” – вот какие мысли и рассуждения охватили Пье­ра Безухова после того, как он стал непосредственным очевидцем и участником героического подвига просто­го русского солдата на Бородинском поле.

Именно в тот момент к нему приходит окончательное и беспо­воротное решение соединить свою судьбу с нелегкой судьбой страдающего народа.

Последующие события оказались для души Пьера Безухова настоящим чистилищем, помогли освободить ее от внешней великосветской оболочки. Они произве­ли и великий внутренний переворот в душе главного героя. Пьер проделал поистине тернистый путь: плен, ожидание казни, ужасы отступления в колонне плен­ных, ежедневное и ежечасное ощущение холодных прикосновений смерти, вид народного горя, человечес­ких страданий.

Кажется, Пьер уже сполна выпил из той чаши, из которой всю свою жизнь приходилось пить крепостному крестьянину.

Отчаяние и почти безнадежность положения приво­дят Пьера Безухова к восприятию философии терпения и смирения Платона Каратаева. Однако разумное осо­знание обретенной близости к народу, понимание спра­ведливости того дела, в котором он принимает непосред­ственное живое участие, помогают Пьеру Безухову пе­ренести тяжелые физические и неимоверные моральные трудности и испытания. Он постоянно стремится “найти согласие с самим собой” и находит его лишь на пути к декабризму, в среде передовых и решительных людей, своего круга.

Для этого ему понадобилось пройти через светские развлечения, испытать на себе масонство, пере­шагнуть через увлечение каратаевской философией пас­сивности и созерцательного отношения к жизни.

Прежде Пьер находился в непрестанном поиске це­ли и смысла своей жизни. Он как будто все время учил­ся жить у тех, с кем сводила его судьба. Пройдя через неимоверные испытания, он понял и осознал, что “иско­мая цель жизни” не существует. Зато “он теперь имел веру… в живого, ощущаемого Бога.

Прежде он искал Его в целях, которые он ставил себе. Это искание цели было только искание Бога; и вдруг он узнал в своем плену не словами, не рассуждениями, но непосредственным чув­ством то, что ему уже давно говорила нянюшка: что Бог вот он, тут везде. Он в плену узнал, что Бог в Каратаеве более велик, бесконечен и непостижим, чем в признава­емом масонами Архитектоне вселенной.

Он испытывал чувство человека, нашедшего искомое у себя под нога­ми, тогда как он напрягал зрение, глядя далеко от себя… Теперь же он выучился видеть великое, вечное и беско­нечное во всем”. Пьер “радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь”.

Внутренняя перемена вызвала и поразительные внешние перемены. Если раньше Пьер “казался хотя и добрым человеком, но несчастным; и потому невольно люди отдалялись от него. Теперь улыбка радости жизни постоянно играла около его рта, и в глазах его светилось участие к людям”.

Он научился “слушать так, что люди охотно высказывали ему свои самые задушевные тай­ны”. Княжна, например, которая никогда не любила Пьера и питала к нему особенно враждебное чувство, “после короткого пребывания” рядом с ним “почувство­вала, что она его любит”. И она “с благодарностью выка­зывала ему затаенные добрые стороны своего характе­ра”.

Перемену заметили и слуги Пьера Терентий и Васька, которые “находили, что он много попростел”. А итальянец, состоявший на французской службе и по­павший в плен, сказал Пьеру: “Если все русские хотя немного похожи на вас, то воевать с таким народом, как вы, – преступление”. Все это происходило потому, что в Пьере “была новая черта, заслуживавшая ему распо­ложение всех людей: это признание возможности каж­дого человека думать, чувствовать и смотреть на вещи по-своему; признание невозможности словами разубе­дить человека.

Эта законная особенность каждого чело­века, которая прежде волновала и раздражала Пьера, теперь составляла основу участия и интереса, которые он принимал в людях”.

Образ Пьера Безухова вызывает восхищение и ува­жение, многому учит нас. Пьер – умный и благородный человек, честен как в словах, так и в поступках. Вспом­ним хотя бы такие сцены, как дуэль с Долоховым, защита армянской девушки от французов или решение оплатить долги Элен после ее смерти.

Это искренний патриот, гото­вый не громкими красивыми заверениями, а настоящими делами и поступками помогать своей Родине в исполне­нии ее высших предначертаний.

Глоссарий:

– образ пьера безухова

– сочинение на тему война и мир образ пьера безухова

– сочинение на тему образ пьера безухова в романе война и мир

– сочинение на тему Образ Пьера Безухова

– сочинение образ пьера безухова


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: ОБРАЗ ПЬЕРА БЕЗУХОВА (Л. Н. Толстой. “Война и мир”)