Сочинение на тему: ОБРАЗ ФЕЛИЦЫ В ОДНОИМЕННОЙ ОДЕ Г. Р. ДЕРЖАВИНА

“Фелица” – одно из лучших созданий Державина. В ней полнота чувства счаст­ливо сочеталась с оригинальностью фор­мы, в которой виден русский ум и слы­шится русская речь. Несмотря на значи­тельную величину, эта ода проникнута внутренним единством мысли, от начала до конца выдержана в тоне.

Олицетворяя в себе современное общество, поэт тонко хвалит Фелицу, сравнивая себя с нею и сатирически изображая свои пороки.

В. Г. Белинский

Г. Р. Державин посвятил немало произведе­ний представителям верховной государственной власти: монархам,

вельможам, лицам, состоя­щим при дворе. Пафос этих произведений не только хвалебный, но и обличительный, вслед­ствие чего некоторые из них можно отнести к са­тирическим. И все же это яркие, оригинальные образцы гражданской лирики поэта.

К лучшим стихотворениям гражданского цикла принадле­жит ода “Фелица”, посвященная императрице Екатерине II.

Образ и имя Фелицы, мудрой и добродетель­ной киргизской царевны, взят автором из “Сказ­ки о царевиче Хлоре”, которую сама императри­ца написала для своего внука, будущего импера­тора Александра I. В этой сказке рассказывалось о том, как киргизский

хан похитил киевского царевича Хлора, о котором шла слава, что он “ра­зумное дитя”, и приказал ему найти редкий цве­ток, символ добродетели, – розу без шипов. Вы­полнить трудное поручение царевичу помогла дочь хана, царевна Фелица, дав ему в путеводи­тели своего сына Рассудок.

В начале 80-х годов XVIII века, когда созда­валась “Фелица”, Державин еще не был близко знаком с императрицей. Он знал о Екатерине только по “слуху” и искренне верил в то, что она на самом деле является той, за кого стремится себя выдать, – хранительницей наук, скромной и справедливой царицей, свято чтящей законы и заботящейся о благе народа, разделяющей с про­стыми людьми все их нужды и проблемы. Пото­му в основе своей стихотворение выдержано в духе похвальной оды, превозносящей заслуги государыни.

В то же время ода Державина во многом отли­чается от традиционных в те времена хвалебных стихотворений.

Новаторство автора проявляется и в соедине­нии жанров – оды и сатиры, и в применении но­вого размера и новой рифмы, и в сочетании высо­кого и низкого стиля, и в новизне общественно-политических взглядов писателя. Но основное отличие заключается в самой трактовке образа правителя.

Образ Фелицы у Державина – многоплано­вый. С одной стороны, она – просвещенная мо­нархиня, с другой – частное лицо. Впервые ав­тор позволяет себе подробное описание облика Екатерины, ее привычек, образа жизни, особен­ностей характера:

Мурзам твоим не подражая,

Почасту ходишь ты пешком,

И пища самая простая Бывает за твоим столом;

Не дорожа твоим покоем,

Читаешь, пишешь пред налоем И всем из твоего пера Блаженство смертным проливаешь;

Подобно в карты не играешь,

Как я, от утра до утра.

Не слишком любишь маскарады,

А в клоб не ступишь и ногой;

Храня обычаи, обряды,

Не донкишотствуешъ собой…

При этом следует сказать, что термин “донкишотствовать” у Державина означает нарушение принятых в обществе обычаев и приличий. По­добное поведение было присуще многим публич­ным людям до Екатерины. И автор искренне вос­хищается мудростью новой императрицы, кото­рая стремилась во всем следовать “обычаям” и “обрядам”.

Говоря о монархине, поэт не прибегает к обоб­щениям, как это делали до него другие писате­ли. Он подробнейшим образом останавливается на вполне конкретных заслугах правительницы: на ее покровительстве торговле и промышленно­сти, на вкладе в развитие наук и ремесел.

В представлении Державина Екатерина – тот “бог”,

Который даровал свободу В чужие области скакать,

Позволил своему народу Сребра и золота искать;

Который воду разрешает И лес рубить не запрещает;

Велит и ткать, и прясть, и шить;

Развязывая ум и руки,

Велит любить торги, науки И счастье дома находить.

Основываясь на содержании “Наказа комис­сии о составлении проекта нового Уложения” (1768), написанного императрицей, автор “Фели­цы” наделил свою героиню тактом, справедливо­стью, милосердием и снисходительностью:

Едина ты лишь не обидишь,

Не оскорбляешь никого,

Дурачества сквозь пальцы видишь,

Лишь зла не терпишь одного;

Проступки снисхожденьем правишь,

Как волк овец, людей не давишь,

Ты знаешь прямо цену их.

В отличие от своих предшественников и пред­шественниц, Екатерина не использовала изощ­ренные приемы устрашения подчиненных. Она сознательно отказалась от нелепых гонений за “преступления против величества”, выражаю­щиеся в необдуманно сказанном слове или не­осторожном обращении с “образами” и атрибу­тами монарха: портретами, книгами, указами и т. п. При ней простым людям можно было “и знать и мыслить”, позволено было “и быль и не­быль говорить”, при этом не опасаясь сурового на­казания.

Поэт, подобно другим авторам, противопос­тавляет современное царствование предыдуще­му, указывая на положительные нововведения. Но при этом он высказывается предельно конк­ретно, используя выразительные бытовые де­тали.

Прославляя императрицу за ее мудрые и ми­лосердные указы, Державин отмечает, что теперь простым людям можно было спокойно

… пошептать в беседах И, казни не боясь, в обедах За здравие царей не пить.

Там с именем Фелицы можно В строке описку поскоблить

Или портрет неосторожно Ее на землю уронить.

Заслугами императрицы являются у Держа­вина и усмирение войн и разногласий, и то, что она в своих гуманных поступках подобна самому Богу, который бедных и убогих “покрыл, одел и накормил”, который делает только добро, “боль­ных покоит, исцеляет”, справедливо творит “и милости, и суд”.

Главными добродетелями Екатерины автор рисует милосердие, справедливость, “совесть с правдой”, мудрость в принятии решений, указов, законов, скромность, доброту (“Стыдишься слыть ты тем великой, чтоб страшной, нелюби­мой быть”). Ее правление представляется насто­ящим раем на земле:

Стремятся слез приятных реки Из глубины души моей.

О! коль счастливы человеки Там должны быть судьбой своей,

Где ангел кроткий, ангел мирной,

Сокрытый в светлости порфирной,

С небес ниспослан скиптр носить!

Однако при всей восторженности поэта, вос­хваляющего заслуги монархини, в описании об­раза императрицы иногда прослеживаются иро­нические нотки. Фелица “просвещает нравы”, пишет “в сказках поученья”, но при этом автор указывает, что поэзия ей “любезна… как летом вкусный лимонад”. И все же великие добродете­ли Екатерины вытесняют и перекрывают все ее маленькие недостатки.

А преподнесенные в яр­ком, новом, оригинальном стиле, они становят­ся еще заметнее и значительнее. Вот почему одна эта ода Державина послужила прославлению по­литики Екатерины II и усилению ее популярнос­ти гораздо больше, чем оды всех официальных одописцев. Поэт был вызван ко двору, награжден и возведен на пост губернатора.

Императрица ожидала от него новых славо­словий. Она высказала пожелание, “чтобы Дер­жавин продолжал писать в честь ее более в роде “Фелицы”. Но поэт, познакомившись ближе с нравами двора и самой монархини и осознав оши­бочность своих идеализированных представле­ний, не мог отойти от правды и создать столь же прекрасный образ императрицы. “Не мог он вос­пламенить так своего духа, чтобы поддерживать свой высокий прежний идеал, когда вблизи уви­дел подлинный человеческий облик с великими слабостями”.

Глоссарий:

– ода фелица краткое содержание

– Кого прославлял державин в оде фелица

– образ фелицы

– сочинение про державина

– кого прославлял державин в оде “фелица”


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: ОБРАЗ ФЕЛИЦЫ В ОДНОИМЕННОЙ ОДЕ Г. Р. ДЕРЖАВИНА