Сочинение на тему: ОБЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПАФОС В ОДЕ Г. Р. ДЕРЖАВИНА “ВЕЛЬМОЖА”
Великий русский поэт Гаврила Романович Державин оставил значительный след в истории не только русской, но и мировой литературы. Он писал стихи, прославляющие победу русского оружия, восхвалял знаменитых полководцев. В его поэзии часто встречаются и философские мотивы, и анакреонтическая лирика. Но самое важное место в творчестве поэта занимают гражданско-обличительные стихотворения, адресованные лицам, наделенным большой политической властью.
Торжественный стиль, пафос обличения, библейская образность – все это сознательно
Особенно ярко среди таких стихотворений выделяется ода “Вельможа”, в которой автор попытался нарисовать социальный портрет человека, стоящего близко к трону и назначенного выполнять волю государя. “Бичом вельмож” назовет впоследствии поэта А. С. Пушкин. И эта характеристика действительно точно и метко отражает сущность всей поэзии Державина. С небывалой до него художественной энергией громит автор “Вельможи” гордящуюся “гербами предков” “глыбу грязи позлащенной”,
В стихотворении перед нами во всех красках, во всей своей неприкрытой сущности предстает царский любимец, откровенно грабящий страну и народ, заставляющий страдать ни в чем не повинных людей. Автор дает краткую, но исключительно меткую характеристику такого вельможи:
Осел останется ослом,
Хотя осыпь его звездами;
Где должно действовать умом,
Он только хлопает ушами.
Автору горько сознавать, что судьба возносит на недосягаемую высоту глупца, не имеющего никаких заслуг перед государством:
О! тщетно счастия рука,
Против естественного чина,
Безумца рядит в господина Или в шутиху дурака.
И такой “господин” тратит свою жизнь “средь игр, средь праздности и неги”.
Державинская сатира исполнена гневного чувства. Облеченная в четырехстопные ямбы, которыми раньше писались оды, эта сатира приняла одическую выразительность и силу. Стремясь достучаться до спящего разума вельможи, показать ему настоящую жизнь, поэт использует повторы, усиливающие гневный пафос произведения: “Там воды в протеках текут… там розы средь зимы цветут и в рощах нимфы воспевают”.
Но для чего все эти блага и красоты?
На то ль, чтобы на все взирал Ты оком мрачным, равнодушным,
Средь радостей казался скучным И в пресыщении зевал?
“Блистают розы и лилеи”, а праздный и бездушный вельможа “покойно спит”, слепой к страданиям и глухой к голосу жаждущего помощи и покровительства народа.
Обличительная характеристика царского любимца, забывшего о своем общественном долге, конкретизируется в двух контрастных картинах. Державин рисует роскошный быт “второго Сарданапала”, мысли которого заняты лишь тем,
Чтоб пурпур, злато всюду взор В твоих чертогах восхищали Картины в зеркалах дышали,
Мусия, мрамор и фарфор…
Все желание и потребности таких людей ограничены тем, чтобы стол был заставлен изысканными яствами, чтобы Токай лил густое вино, а “Левант – со звездами кофе жирный”.
На фоне этого великолепия и праздности особенно остро ощущается униженное положение людей, зависящих от высокопоставленного вельможи:
А там израненный герой,
Как лунь во бранях поседевший…
Сидит и ждет тебя уж час!
А там – вдова стоит в сенях И горьки слезы проливает,
С грудным младенцем на руках,
Покрова твоего желает.
А там – на лестничный восход Прибрел на костылях согбенный Бесстрашный, старый воин тот… Которого в бою рука Избавила тебя от смерти.
А там, – где жирный пес лежит, Гордится вратник галунами, – Заимодавцев полк стоит,
К тебе пришедших за долгами.
Но спит бездушный “сибарит”, которому “миг покоя” “приятней, чем в исторьи веки”, не внемлет он “несчастных голосу”.
Державин обращает к сибариту гневные слова и требование проснуться и внять голосу совести. Однако существует ли понятие совести для того, кто стремится “жить для себя лишь одного, лишь радостей уметь пить реки”? В представлении такого ничтожного человека стыд и совесть – это “слабых душ тревога”, для него “нет добродетели”, “нет Бога”.
Но поэт уверенно грозит злодею справедливым судом, он убежден в том, что придет час расправы, что грянет гром над головами равнодушных глупцов.
Вместе с осуждением вельмож в произведении звучит вера в то, что и для нашего государства наступит час, когда царь действительно будет главой, а вельможи – “здравы члены тела”, которые “прилежно долг все правят свой”. Однако когда наступит это время, поэт, как и любой другой его современник, предвидеть не мог.
Г. Р. Державин – крупнейший поэт XVIII века. Смысл и задачу своего поэтического творчества он видел в том, чтобы правдиво и в ярких красках изображать действительность: “В сердечной простоте беседовать о Боге и истину царям с улыбкой говорить”. Его многообразные поэтические сочинения открыли дорогу дальнейшему развитию русской литературы.
Не случайно имя этого поэта с теплотой и благодарностью поминалось его поэтическими наследниками, в числе которых был и великий А. С. Пушкин.
Глоссарий:
– вельможа державин анализ
– сочинение на тему я вельможа
– анализ оды вельможа
– анализ стихотворения державина вельможа
– сочинение про вельможу