Сочинение на тему: о чем рассказ Господин из Сан-Франциско Бунина?
Ощущением катастрофы пронизаны и другие рассказы, написанные Буниным в середине 10-х годов. Трагическим фоном их стали события русской революции 1905 г. и картины первой мировой войны, которую писатель видит как конец мира, гибель цивилизации. В его дневниках, письмах отражается это настроение: “Все газеты полны убийствами, снимками повешенных”. “Смертельно устал – опять-таки уж очень давно, – и все не сдаюсь. Должно быть, большую роль сыграла тут война, – какое великое душевное разочарование принесла она мне!” Трагизм жизни,
Произведение построено как антитеза подлинной жизни и механического существования, жизни и смерти. Герой рассказа, богатый американец, имени которого никто не запомнил, ехал с женой и дочерью отдыхать. Обратим внимание на деталь: у человека нет имени, нет того, что отличает от других, что делает его самим собой.
Еще один штрих: герою 58 лет, но, как подчеркивает автор, он пока еще не жил, а лишь существовал, “возлагая все надежды
Автор во всех подробностях передает детали путешествия и быта господина. Но при всей конкретности изображаемого картина приобретает все более глубокий философский подтекст и ярко выраженную трагедийную окраску. Автор использует различные возможности символизации повествования. Уже в самом названии парохода – “Атлантида” – звучит мотив обреченности, предчувствие гибели.
Тревогой наполнены и описание грозного океана, и портрет командира корабля, в которых сгущаются краски, подчеркивается контраст между ощущением близкой гибели и полной беспечностью пассажиров: “По вечерам этажи “Атлантиды” сияли во мраке как бы огненными несметными глазами… Океан, ходивший за стенами, был страшен, но о нем не думали, твердо веря во власть над ним командира, рыжего человека чудовищной величины и грузнос- ти, всегда как бы сонного, похожего в своем мундире с широкими золотыми нашивками на огромного идола и очень редко появлявшегося на люди из своих таинственных покоев…”
Громадный корабль показан как многослойный пирог, его ярусы – это не только и не столько отражение социального расслоения, сколько круги ада, где одни работают, чтобы накормить и ублажить других, ведущих лживую и фальшивую жизнь. Расплата наступает неминуемо, и расплата эта – смерть, а трюм – это ад. Но еще более, чем непонимание жизни, чем сама смерть, потрясает неуважение к смерти.
Богатого и сильного господина все и везде принимают с почетом, но когда он умирает, то оказывается в самом низу корабельного ада: “теперь его скрывали от живых – глубоко спустили в просмоленном гробе в черный трюм”. А наверху продолжается жизнь, бесконечный бал, на палубе по-прежнему танцует наемная пара, но уже ясно, что и им надоело играть роль. Бунин делает еще более страшной картину движения этого корабля, показывая, что все это происходит на глазах символического Дьявола, следившего со скал Гибралтара: что будет с этим кораблем, что ждет его в будущем?
Возможно ли предвидеть это? Но все вопросы остаются без ответа, как и тот, что задает Бунин: “Что чувствовал, что думал господин из Сан- Франциско в этот столь знаменательный для него вечер?” И как вывод-обобщение приведем слова Ю. Айхенвальда, посвященные бунинскому рассказу: “Громадный корабль человеческого греха движется по океану мира, и только грубая смерть вдруг кого-нибудь из этих грешников из Сан-Франциско или других городов вытолкнет из пышных зал и столкнет в космическую пучину; другие же остаются равнодушными, пока не наступит и их неизбежный черед”.