Сочинение на тему: НРАВЫ И ОБЫЧАИ БОЕВОГО ТОВАРИЩЕСТВА (по повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”)

В повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” мас­терски описаны нравы и обычаи славного запо­рожского казачества, этой “широкой, разгульной замашки русской природы”.

Возникло казачество в XV веке, когда “вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла не­укротимыми набегами монгольских хищников; когда, лишившись дома и кровли, стал здесь от­важен человек”.

Сечь представляла собой необыкновенное яв­ление: “Это было какое-то беспрерывное пирше­ство, бал, начавшийся шумно и потерявший ко­нец свой”. Некоторая часть запорожцев занима­лась ремеслом, торговлей, но большая часть гу­ляла с утра до вечера, пока еще в карманах оста­вались деньги: “Веселость была пьяна, шумна, но при всем том это не был черный кабак; … это был тесный круг школьных товарищей”. Запорожцы не утруждали себя долгими военными упражне­ниями. Иногда выступали в степи для стрельбы всевозможных степных птиц, оленей и коз или же выходили на озера, реки “закидать неводы и сети и тащить богатые тони на продовольствие всего своего куреня”.

Новичок торжественно при­нимался в казацкие круги, если переплывал Днепр против течения. Главной школой для них были набеги и походы.

Женская нога никогда не ступала на террито­рию Сечи. Таким был закон. Если бы кто-то нару­шил закон и привел сюда женщину, его бы нещад­но покарали.

То, что позволительно было казаку за границами Сечи, тут не разрешалось. Раз и на­всегда установленные товариществом правила ос­тавались неизменными на протяжении всего су­ществования Сечи. Точно так же строго наказы­вался проворовавшийся казак: “его, как бесчест­ного, привязывали к позорному столбу и клали возле него дубину, которой всякий проходящий обязан был нанести ему удар, пока таким образом не забивали его насмерть”.

Но суровее всего запо­рожцы наказывали убийц: вырывали яму, опус­кали туда живого убийцу, а сверху ставили гроб с телом убитого. Потом обоих засыпали землей.

Никогда никто не спрашивал у того, кто впер­вые пришел на Сечь, откуда он, как его зовут, что привело его. Церемония приветствия была легка и проста: “Пришедший являлся только к коше­вому, который обыкновенно говорил: “Здрав­ствуй! Что, во Христа веруешь?” – “Верую!” – “И в церковь ходишь?” – “Хожу”. – “А ну, пе­рекрестись!” Пришедший крестился. “Ну, хоро­шо”, – отвечал кошевой”. Церемония заканчи­валась, а новичок отправлялся в курень, который выбирал по своему усмотрению.

Слово “курень” употребляется в повести в двух значениях. Пер­вое – помещение, в котором жили запорожцы, второе – военная единица. На момент, когда при­ехал Бульба с сыновьями, Сечь состояла из шес­тидесяти куреней, “которые походили на отдель­ные, независимые республики”.

Нередко курени дрались между собой: “Курени покрывали пло­щадь и кулаками ломали друг другу бока, пока одни не пересиливали наконец и не брали верх, и тогда начиналась гульня”. В руках у куренного атамана, которого называли батьком, были на сохранении деньги, одежда, топливо.

Но власть в Сечи невозможно было удержать в руках надолго. Если, например, кошевой начи­нал вызывать недоверие большинства, он пере­избирался. Процедура переизбрания была до­вольно проста.

Под гром литавр казаки собира­лись на площади в кружок. Обязательным было присутствие старшины: кошевого с палицей в руке, судьи с восковой печатью, писаря с чер­нильницей и есаула с жезлом. Казаки приказы­вали тут же отдать им палицу – знак достоин­ства кошевого.

Затем предлагались новые кандидатуры. Все кандидаты, услышав свое имя, тотчас же выхо­дили из толпы, чтобы никто не подумал, будто бы они помогали личным участием в избрании. Новоизбранному кошевому вручалась палица. По обычаю, необходимо было трижды отказаться от этой чести, и только потом взять палицу.

Четве­ро “самых старых, седоусых и седочупрынных козаков” должны были положить на голову новоизбранному землю, на что тот должен был бла­годарить товарищей за оказанную честь. Шумное избрание обычно заканчивалось всеобщим лико­ванием, весельем и гуляньем.

Обычаи запорожцев удивительны, поступки обдуманны и хитры, а язык и выдумки остры и большей частью похожи на насмешку, издева­тельство. Этой чертой запорожцев можно объяс­нить и удивительные прозвища, которые они да­вали своим товарищам: Козолуп, Долото, Кирдюг, Густый, Ремень, Бородавка, Пидсыток и т. д. Запорожец мог посмеяться над смертью, вра­гами, над самим собой. И это был смех свободно­го человека, ибо рабы, как известно, не очень любят смеяться.

Между тем существовали понятия, над кото­рыми запорожцы никогда не насмехались. Это христианская вера (вспомним, как Сечь прини­мала новичков), это уважение к своим боевым товарищам, достигшим зрелого возраста. Старых седых казаков в Запорожье всегда было мало, большинство витязей гибли в молодом возрасте в пылу битв: “Слишком старых не было на Сечи, ибо никто из запорожцев не умирал своею смер­тью”.

Интересуясь судьбой товарищей, Бульба слышал в ответ, “что Бородавка повешен в Толопане, что в Колопера содрали кожу под Кизикерменом, что Пидсыткова голова посолена в бочке и отправлена в самый Царьград”. Без старых опытных казаков не обходилось ни одно казац­кое собрание, их слово становилось решающим во многих спорных вопросах.

Таковы были обычаи и нравы запорожских казаков – этих сильных, мужественных, бесша­башных, бесстрашных людей, прекрасно изобра­женные в повести Н. Гоголя “Тарас Бульба”.

Глоссарий:

– сочинение на тему тарас бульба предводитель и товарищ запорожцев

– сочинение тарас бульба предводитель и товарищ запорожцев

– нравы и обычаи запорожской сечи в повести тарас бульба

– нравы и обычаи запорожской сечи тарас бульба

– тарас бульба предводитель и товарищ запорожцев



Сочинение на тему: НРАВЫ И ОБЫЧАИ БОЕВОГО ТОВАРИЩЕСТВА (по повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”)