Сочинение на тему: Нигилистические идеи В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Слово “нигилизм” впервые употребил в русской лите­ратуре Н. Надеждин. В статье “Сонмище нигилистов” он говорил о новых течениях в русской литературе и филосо­фии своего времени – конца 20-х – начала 30-х годов XIX века. Но широкое распространение этого понятия началось после того, как в романе И. Тургенева “Отцы и дети” нигилистом был назван главный герой Базаров.

Нигилисты стали появляться в России перед началом великих реформ императора Александра II, когда на сме­ну дворянам в литературе и общественной жизни на пер­вые

роли выдвинулись образованные разночинцы – деклассированные люди, покинувшие свои сословия: дети духовных лиц, купцов, мещан и мелких чиновников. По причине недовольства существованием крепостного права и реакционного режима Николая I в их среде возникло революционное брожение. Разночинцы считали реакцион­ной силой и православную церковь, а потому не только отрекались от нее, но и становились атеистами, сторонни­ками материализма, который к тому времени имел широ­кое распространение в Западной Европе.

Христианский идеал абсолютного добра в Царстве Бо­жьем нигилисты заменили идеей земного материального

благополучия. Они верили, что эта идея вполне дости­жима в форме социализма, а потому проповедовали рево­люцию. В своем отрыве от народных традиций они неред­ко проявляли максимализм и экстремизм.

Нигилисты проповедовали свободную любовь без заботы о ребенке, отрицание религии, яростную защиту своих прав без признания своих обязанностей, а в имущественных отношениях – правило: “Все мое – мое, и все твое – тоже мое”.

В произведениях русской литературы XIX века отрица­тельные проявления нигилизма изображены с разных сто­рон. К примеру, стоит вспомнить Марка Волохова из ро­мана Н. Гончарова “Обрыв”, который таскает яблоки из чужого сада и говорит: “Привык уж все в жизни без позво­ления делать, так и яблоки буду брать без просу: слаще так!”. Или то, как он надел хорошее пальто Райского, которое так и не вернул. Желая овладеть Верой, он гово­рит ей, что “замуж выходить нелепо”: “Вы еще не жен­щина, а почка; вас надо еще развернуть, обратить в жен­щину; я зову вас на опыт”.

Вера мечтает о счастье на всю жизнь, а Волохов говорит: “Хватай на лету, а потом беги прочь”. Отрицая мораль, долг, он советует “свободно от­даваться впечатлениям”.

Базаров у Тургенева считает “вздором” всякие “идеа­лы”, “романтизм”. Но он при этом не ворует, не вытягивает денег из родителей, а усидчиво работает. Он плохо вос­питан, категорично отрицает то, чего сам не понимает. По его мнению, поэзия – ерунда; читать Пушкина – потерянное время, заниматься музыкой – смешно, а на­слаждаться красотой природы – нелепо.

Д. Писарев – самый яркий и талантливый представитель русского ниги­лизма – так обозначил смысл романа Тургенева: “Тепе­решние молодые люди увлекаются и впадают в крайнос­ти, но в самых увлечениях сказывается свежая сила и неподкупный ум”.

Те же “новые русские” представлены и в романе Н. Чернышевского “Что делать?” – Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна. Лопухов – студент медицины, который мечтает стать профессором и посвятить свою жизнь люби­мой науке. Вдруг он оставляет свои мечты, чтобы найти заработок, который даст ему возможность жениться на Вере Павловне и освободить ее от низменной среды ее семьи. Но Веру Павловну полюбил и Кирсанов – друг Лопухова, успевший стать профессором.

Не желая мешать счастью своего друга, он, чтобы оттолкнуть от себя друга и Веру Павловну, говорит при них всякие пошлости. Свой посту­пок Кирсанов не желает называть благородным, потому что благородство – пышное, двусмысленное, темное слово.

Он говорит, что он – эгоист, а поступок его – расчетли­вый. Если человек оценивает какой-то свой поступок как “геройский подвиг великодушия”, то это “эгоизм повора­чивает твои жесты так, что ты корчишь человека, упор­ствующего в благородном подвижничестве”.

Спустя несколько лет болезнь Лопухова снова приво­дит Кирсанова в его семью. И тут Вере Павловне и Кирса­нову становится понятно, что они любят друг друга. Видя это, Лопухов симулирует самоубийство, уезжает в Амери­ку, а через несколько лет возвращается под именем мистера Бьюмонта. Н. Чернышевский пишет, что Лопухов так лю­бил жену, что готов был для нее “на смерть, на всякое мучение”.

Но сам Лопухов так объясняет свой поступок: “Я действовал в собственном интересе, когда решился не мешать ее счастью”. И Кирсанов говорит, что “он все де­лал из эгоистического расчета, для собственного удоволь­ствия”.

Яркие образы нигилистов представлены в произведе­ниях Ф. Достоевского. Вспомните поведение Антипа Бурдовского и его компании в романе “Идиот”, когда они явились к князю Мышкину и заявили претензии на на­следство, к которому Бурдовский не имел никакого отно­шения. Черная, сатанинская сторона нигилизма представ­лена в романе “Бесы” образом революционера Петра Вер­ховенского, который организует убийство Шатова.

Порождением русского нигилизма были отрыв от тра­диционных жизненных устоев отцов, отказ от религии и философия материализма. Мне кажется, что нет ничего удивительного в проявлении нигилистического духа отри­цания, который порой демонстрируют молодые люди. Уди­вительно то, что мы плохо усваиваем уроки прошлого. А в этом случае нам придется переживать его снова и снова, пока однажды оно полностью не повторится.

Только на этот раз – в довольно искаженной форме.

Глоссарий:

– герли нигилисты в русской литературе примеры

– какие герои продолжают тему нигилизма в русской литературе

– какие герои продолжают тему нигилиста в русской литературе

– мини сочинение на тему как я понимаю слово нигилист

– нигилизм сочинение рассуждение


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: Нигилистические идеи В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ