Сочинение на тему: “Небо” и “земля” в лирике Лермонтова
“Небо” и “земля” в лирике М.Ю. Лермонтова
В философской лирике М.Ю. Лермонтова ощутима вера в потусторонний мир. Поэт признает доземное и послеземное существование души (“Ангел”). Однако земная жизнь и жизнь вечная в творчестве Лермонтова противопоставлены – это вечная антитеза земли и неба в его стихах:
Чем ты несчастлив? –
Скажут мне люди.
Тем я несчастлив,
Добрые люди, что звезды и небо – Звезды и небо! – а я человек!..
(“Небо и звезды)
Антитеза земли и неба доведена у Лермонтова до крайних
Как отмечает П.Н. Сакулин, Лермонтов не занимался ни философией, ни мистикой. Но он стремился постигнуть религиозный смысл жизни.
И “принес землю на заклание небу. Небом он мерит землю, ангелами – людей”. Отсюда – резкая контрастность в произведениях поэта, дисгармоничность сознания его лирического героя.
Земля
Перед смертью человек убеждается, что золотая чаша жизни – пуста, что “в ней напиток был – мечта” (“Чаша жизни”). Человек ничтожен по сравнению с небом, он -“земной червь”. Над землей же, этим гнездом “разврата, безумства и печали” царит “гигант всесильный” – смерть.
И образ ее становится порой кошмаром для поэта (“Ночь II”).
Вместе с тем, он страстно привязан к земле, душой его владеет “неудержимая жажда бытия”:
Как землю нам больше небес не любить?
Нам небесное счастье темно;
Хоть счастье земное и меньше в сто раз,
Но мы знаем, какое оно.
(“Земля и небо”)
В другом стихотворении – “Молитва” – поэт вновь говорит о своих земных привязанностях. В произведении кольцевая композиция. В первой части стихотворения герой обращается к всевышнему, мы видим своеобразное покаяние его, где он рассказывает о своих заблужденьях, волненьях, страстях. Молитва о прощении здесь как будто отходит на второй план.
Причем рассказ о “грехах” представляет собой своеобразную смысловую градацию: “мрак земли могильный С ее страстями я люблю”, “редко в душу входит Живых речей твоих струя”, “В заблужденье бродит Мой ум далеко от тебя”, “лава вдохновенья Клокочет на груди моей”, “дикие волненья”, “мир земной мне тесен”, и, наконец, наивысший грех – поэзия стала кумиром героя (“И часто звуком грешных песен Я, боже, не тебе молюсь”). Вторая часть – это просьба освободить его от “страшной жажды песно- пенья”, которая заменяет ему Бога. И в финале поэт вновь обращается к небу:
От страшной жажды песнопенья Пускай, творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья К тебе я снова обращусь.
Но что же представляет собой иное бытие? Это особый мир, где нет суетности, злобы, жестокости. Душа поэта с детских лет “чудесного искала”, стремилась оторваться от земли.
Небо, звезды, луна – неизменные атрибуты любимого пейзажа Лермонтова. Во многих стихотворениях поэт изображает, как душа освобождается от своих земных качеств в загробном мире и преображается:
И смерть пришла, наступило за гробом свиданье,
Но в мире новом друг друга они не узнали.
(“Они любили друг друга так долго и нежно…”)
Однако это преображение, утрата человеком своих индивидуальных качеств – все это пугает поэта, и поэтому зачастую он чувствует свою отдаленность и от земли, и от неба, а порой и вовсе отрицает загробный мир (“Отрывок – На жизнь надеяться страшась”, “Я видел тень блаженства”, “Смерть”).
Как замечает С.В. Шувалов, М.Ю. Лермонтов признает и существование Бога, который всезнающ, всесилен, но вместе с тем Бог – грозный судья, ответственный не только за добро, но и зло, дарящее на земле.
Поэтому во многих произведениях поэта звучат богоборческие мотивы. Он часто обижается на свою судьбу, Бог не дает сбыться надеждам его юности:
Зачем так горько прекословил Надеждам юности моей.
(“Гляжу на будущность с боязнью”)
Основное чувство лирического героя этих стихотворений – душевная усталость, готовность обрести иной мир, горестное сознание пустоты своего земного существования:
Земле я отдал дань земную Любви, надежд, добра и зла;
Начать готов я жизнь другую,
Молчу и жду: пора пришла;
Я в мире не оставлю брата,
И тьмой и холодом объята Душа усталая моя…
В известном стихотворении “Благодарность” поэт иронически благодарит Бога “за горечь слез”, “за месть врагов и клевету друзей” и просит у Творца скорейшего избавления – смерти:
Устрой лишь так, чтобы Тебя отныне Недолго я еще благодарил.
Отметим, что особенностью религиозного чувства Лермонтова было особое отношение к природе. По мнению поэта, Бог присутствует в природе, обращаясь к ней, можно познать ее Создателя. В зрелой лирике поэта мы находим ряд стихотворений, проникнутых искренней верой: “Ветка Палестины”, “Молитва” (“В минуту жизни трудную…”), “Ребенку”. Душа лирического героя через созерцание природы здесь вновь устремляется к небу:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, –
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога…
Таким образом, смысл земной жизни, по мысли поэта, – в выявлении человеком его божественной сущности, в осуществлении справедливости, в исканиях и полноте земной жизни.