Сочинение на тему: “Небо” и “земля” в лирике Лермонтова



“Небо” и “земля” в лирике М.Ю. Лермонтова

В философской лирике М.Ю. Лермонтова ощутима вера в потусторонний мир. Поэт признает доземное и послеземное существование души (“Ангел”). Однако земная жизнь и жизнь вечная в творчестве Лермонтова противопоставлены – это веч­ная антитеза земли и неба в его стихах:

Чем ты несчастлив? –

Скажут мне люди.

Тем я несчастлив,

Добрые люди, что звезды и небо – Звезды и небо! – а я человек!..

(“Небо и звезды)

Антитеза земли и неба доведена у Лермонтова до крайних

пределов, в основе ее лежит принцип дуализма, учение о про­тивостоянии двух полярных начал – души и тела. Душа чело­веческая небесного, божественного происхождения, тело – зем­ной прах. Этот дуалистический принцип лежит в основе традиционной религии, а также мистики и идеализма.

Как отмечает П.Н. Сакулин, Лермонтов не занимался ни философией, ни мистикой. Но он стремился постигнуть религиозный смысл жизни.

И “принес землю на заклание небу. Небом он мерит землю, ангелами – людей”. Отсюда – резкая контрастность в произведениях поэта, дисгармоничность сознания его лири­ческого героя.

Земля и небо у Лермонтова

противостоят друг другу как две враждебные стихии. Душе, хранящей память о песне ангела (“Ан­гел”), уже скучны земные песни. Земная жизнь – “не что иное, как тетрадь с давно известными стихами” (“Sentenz”).

Перед смер­тью человек убеждается, что золотая чаша жизни – пуста, что “в ней напиток был – мечта” (“Чаша жизни”). Человек ничто­жен по сравнению с небом, он -“земной червь”. Над землей же, этим гнездом “разврата, безумства и печали” царит “гигант все­сильный” – смерть.

И образ ее становится порой кошмаром для поэта (“Ночь II”).

Вместе с тем, он страстно привязан к земле, душой его владе­ет “неудержимая жажда бытия”:

Как землю нам больше небес не любить?

Нам небесное счастье темно;

Хоть счастье земное и меньше в сто раз,

Но мы знаем, какое оно.

(“Земля и небо”)

В другом стихотворении – “Молитва” – поэт вновь говорит о своих земных привязанностях. В произведении кольцевая ком­позиция. В первой части стихотворения герой обращается к все­вышнему, мы видим своеобразное покаяние его, где он расска­зывает о своих заблужденьях, волненьях, страстях. Молитва о прощении здесь как будто отходит на второй план.

Причем рас­сказ о “грехах” представляет собой своеобразную смысловую гра­дацию: “мрак земли могильный С ее страстями я люблю”, “ред­ко в душу входит Живых речей твоих струя”, “В заблужденье бро­дит Мой ум далеко от тебя”, “лава вдохновенья Клокочет на гру­ди моей”, “дикие волненья”, “мир земной мне тесен”, и, наконец, наивысший грех – поэзия стала кумиром героя (“И часто звуком грешных песен Я, боже, не тебе молюсь”). Вторая часть – это просьба освободить его от “страшной жажды песно- пенья”, которая заменяет ему Бога. И в финале поэт вновь обра­щается к небу:

От страшной жажды песнопенья Пускай, творец, освобожусь,

Тогда на тесный путь спасенья К тебе я снова обращусь.

Но что же представляет собой иное бытие? Это особый мир, где нет суетности, злобы, жестокости. Душа поэта с детских лет “чудесного искала”, стремилась оторваться от земли.

Небо, звез­ды, луна – неизменные атрибуты любимого пейзажа Лермонто­ва. Во многих стихотворениях поэт изображает, как душа осво­бождается от своих земных качеств в загробном мире и преобра­жается:

И смерть пришла, наступило за гробом свиданье,

Но в мире новом друг друга они не узнали.

(“Они любили друг друга так долго и нежно…”)

Однако это преображение, утрата человеком своих индиви­дуальных качеств – все это пугает поэта, и поэтому зачастую он чувствует свою отдаленность и от земли, и от неба, а порой и вовсе отрицает загробный мир (“Отрывок – На жизнь надеяться страшась”, “Я видел тень блаженства”, “Смерть”).

Как замечает С.В. Шувалов, М.Ю. Лермонтов признает и су­ществование Бога, который всезнающ, всесилен, но вместе с тем Бог – грозный судья, ответственный не только за добро, но и зло, дарящее на земле.

Поэтому во многих произведениях по­эта звучат богоборческие мотивы. Он часто обижается на свою судьбу, Бог не дает сбыться надеждам его юности:

Зачем так горько прекословил Надеждам юности моей.

(“Гляжу на будущность с боязнью”)

Основное чувство лирического героя этих стихотворений – душевная усталость, готовность обрести иной мир, горестное сознание пустоты своего земного существования:

Земле я отдал дань земную Любви, надежд, добра и зла;

Начать готов я жизнь другую,

Молчу и жду: пора пришла;

Я в мире не оставлю брата,

И тьмой и холодом объята Душа усталая моя…

В известном стихотворении “Благодарность” поэт ироничес­ки благодарит Бога “за горечь слез”, “за месть врагов и клевету друзей” и просит у Творца скорейшего избавления – смерти:

Устрой лишь так, чтобы Тебя отныне Недолго я еще благодарил.

Отметим, что особенностью религиозного чувства Лермон­това было особое отношение к природе. По мнению поэта, Бог присутствует в природе, обращаясь к ней, можно познать ее Со­здателя. В зрелой лирике поэта мы находим ряд стихотворений, проникнутых искренней верой: “Ветка Палестины”, “Молитва” (“В минуту жизни трудную…”), “Ребенку”. Душа лирического героя через созерцание природы здесь вновь устремляется к небу:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, –

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога…

Таким образом, смысл земной жизни, по мысли поэта, – в выявлении человеком его божественной сущности, в осуществ­лении справедливости, в исканиях и полноте земной жизни.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Сочинение на тему: “Небо” и “земля” в лирике Лермонтова