Сочинение на тему: НАРОДНАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА



М. Ю. Лермонтов – один из наиболее прогрессив­ных художников и мыслителей своего времени. Хотя он никогда не был ни историком, ни политическим дея­телем, уже в ранних его произведениях определенно наметилась его общественная и гражданская пози­ция – враждебное отношение к светскому обществу, к крепостникам и расположение и внимание к нацио­нальным традициям, к народу, к простым людям.

Уже в 1841 году Лермонтов написал стихотворение “Родина”, в котором с большой нежностью признается в любви к природе своей страны. Чувство родины – родной земли и родного народа – никогда не покидало Лермонтова. Глубокий патриотизм, проявившийся в этих стихотворениях, не имеет ничего общего с па­радным патриотизмом.

Наоборот, в стихотворении “Родина” Лермонтов горячо полемизирует с воззрени­ями тех, кто стремится к завоеваниям, к “славе, куп­ленной кровью”.

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Россия, которой Лермонтов отдает свою любовь, это Россия, освобожденная от романтических прикрас, кре­стьянская, деревенская,

солдатская, – великая в своей простоте.

Кроме обобщенного образа России, Лермонтов со­здает также и “малые” лирические образы “простого человека”, принадлежавшего к народным массам или близкого к ним. В этой связи можно вспомнить образ соседа – арестанта, поющего грустные песни (“Со­сед”), и дочери тюремщика, девушки-соседки, тоже лишенной свободы (“Соседка”).

Лермонтов увлекался русским фольклором. Он го­ворил, что в русских народных песнях “больше поэзии, чем во всей французской словесности”. В “Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удало­го купца Калашникова” Лермонтову удалось воспроиз­вести стиль и приемы народной поэзии.

В этой поэме он отходит от лубочности и изображает своих эпичес­ких героев, окружающий их быт и эпоху с необычай­ными яркостью и психологизмом.

О народности творчества Лермонтова говорит не столько фольклорная национальная окраска его произведений и изображение простых людей, сколько сама позиция “лермонтовского человека”, задумавшегося над пустой светской жизнью и восставшего против нее. Сам по себе этот герой далек от простого народа, одна­ко он выражает его интересы, причем самим народом еще не осознанные. В стихотворении “Воля” звучат слова о свободе:

Но мне Богом дана Молодая жена,

Воля-волюшка,

Вольность милая,

Несравненная.

Уже в ранних автобиографических пьесах и в “Ва­диме” с большим сочувствием Лермонтов набрасывает образы дворовых и крепостных мужиков. Вместе с тем нужно признать, что в раннем творчестве Лермонтова “простые люди” все же играют незначительные роли, а народный национальный колорит условен. Однако в зрелом периоде, с 1835-1836 годов, народные образы становятся более глубокими, естественными и народ­ные герои выступают на главных ролях (разбойник Ар­сений из “Боярина Орши”, купец Калашников, Максим Максимыч, старый служака офицер из очерка “Кавка­зец”, герои стихотворений “Бородино”, “Умирающий гладиатор”, “Казачья колыбельная песня”, “Сосед”, “Соседка” и “Завещание”),

Лермонтов ценит в народном герое то, чего лишены скучающие и пресыщенные светские люди. Главный “лермонтовский герой” – чистое сердце, душевное теп­ло, непосредственность, распознавание добра и зла. Так, в “Герое нашего времени” Лермонтов противопос­тавляет Печорину простого по духу Максима Максимы­ча и “естественного человека” – Бэлу. Как две стороны одной медали, эти два мира создали полную картину человеческой души и заложили основы к переходу от романтизма к реализму.

Это достижение зрелого Лер­монтова и отличало его творчество от творчества Бай­рона и других представителей романтизма.

В таких стихотворениях, как “Бородино”, “Вале­рик” и “Родина”, Лермонтов исключает метафоры, сравнения, эпитеты, символы и становится подлинно конкретным и реалистическим. Мятежное романтичес­кое сознание лермонтовских героев обретает объектив­ность. Автор помещает их в определенную бытовую и социальную среду.

От этого их характеры становятся разнообразнее, богаче и изображаются без идеализа­ции и условности.

Процесс демократизации, происходящий в лермон­товской лирике, захватил даже такие стихотворения, где тема “простого человека” незаметна. Сюда относятся “И скучно и грустно”, “Памяти А. И. Одоевского”, “Бла­годарность”, “Выхожу один я на дорогу…”, “Ребенку”. Поэтический мир этих стихов теряет условную схема­тичность и становится близким к действительности.

Когда же на Руси бесплодной,

Расставшись с ложной мишурой,

Мысль обретет, язык простой

И страсти голос благородный?

Именно “Язык простой” стихотворений наряду с искренностью сам Лермонтов считал одним из важ­нейших качеств подлинной поэзии.

Глоссарий:

– чем творчество лермонтова может быть интересно современному читателю

– сочинение на тему творчество М Ю Лермонтова

– сочинение на тему м ю лермонтов

– чем творчество м ю лермонтова может быть интересно современному читателю

– сочинение по теме творчество лермонтова


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Сочинение на тему: НАРОДНАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА