Сочинение на тему: Литературные портреты Горького

Литературные портреты писателей-современников и обще­ственных деятелей, созданные Горьким, имеют большое доку­ментальное и художественное значение. Герои их во многом оп­ределяли нравственную атмосферу русского общества и уровень культуры.

Горький считал главной целью портретных очерков изобра­жение человеческих качеств персонажа. Портрет человека вос­создается не только как черты внешности. Писателя главным образом интересует внутренняя жизнь героя очерка, его духов­ный мир со всеми “противоречиями сердца и ума”.

Одним

из лучших является литературный портрет Л. Толстого. Заметки, из которых состоит очерк, написаны по следам встреч Горького с великим русским реалистом. Горький понимал, что показать Толстого только как “могучую глыбу”, как “сверхъес­тественное” чудо – мало.

Важно отразить и человеческие слабо­сти гения, противоречивость, присущую и простому смертному, “ибо он, так сказать, всеобъемлющ и прежде всего человек, – человек человечества”.

Очерк открывается темой “Толстой и бог”, что позволяет объяснить внутренний мир писателя. Не боязнь смерти нестер­пима Толстому, а мысль, что

придется “подчинить свою волю какому-то стрептококку”. Горький объясняет это огромной че­ловеческой гордостью.

Бога Толстой принимал не по Еванге­лию, часто “приспосабливая” к своему учению.

Горький строит портрет Толстого из кусочков мозаики, протя­гивая между ними смысловые нити. Он сопоставляет и противо­поставляет все, что было услышано от Толстого, прочитано в его книгах, выделяя противоречия мысли писателя. Наиболее слож­ным и противоречивым было отношение Толстого к женщине. Здесь проявилась отрицательная оценка Толстым человеческого разума.

Для него идеал женщины – “существо достаточно ограниченное”, ничем, кроме детей и пеленок, не интересующееся. В образах жен­щин, созданных Толстым, господствует эмоциональное, плотское. Это соответствует толстовской концепции женщины.

Большое место занимают в очерке суждения о литературе и писателях. Горький отмечает, что иногда Толстой делает спор­ные обобщения, оценки некоторых литературных явлений от­ражают противоречия эстетической концепции Толстого.

Горький неоднократно подчеркивает, что Толстой велик на­столько, что кажется равнодушным к людям:

“… Он есть настолько выше, мощнее их, что они все кажутся ему подобными мошкам, а суета их – смешной и жалкой. Он слишком далеко ушел от них в некую пустыню и там, с вели­чайшим напряжением всех сил духа своего, одиноко всматрива­ется в “самое главное” – в смерть”.

Горький передает овладев­шее Толстым скептическое отношение к собственному учению, что проявлялось в отрицательных оценках “толстовцев”.

Горький строит портрет Толстого на антитезе между непри­мечательной внешностью и величием духовным. “Выйдет он – маленький, и все сразу станут меньше его. Мужицкая борода, грубые, но необыкновенные руки, простенькая одежда и весь этот внешний, удобный демократизм обманывал многих…” Горь­кий пишет, что люди недалекие, привыкшие греться в лучах чужой славы, пытались представить окружающим, что близко знакомы с Толстым, чуть ли не равны с ним. Толстой не терпел амикошонства и умел поставить таких на свое место. “Из-под мужицкой бороды, из-под демократической, мятой блузы под­нимается старый русский барин, великолепный аристократ…

Приятно было видеть это существо чистых кровей, приятно на­блюдать благородство и грацию жеста, гордую сдержанность речи, слышать изящную меткость убийственного слова. Барина в нем было как раз столько, сколько нужно для холопов. И когда они вызывали в Толстом барина, он являлся легко, свободно и да­вил их так, что они только ежились да попискивали”.

В портрете Горький всегда какую-то черту подтверждает афоризмом, определением. Он выделяет две детали облика Толстого – руки и глаза. Руки – “некрасивые, узловатые от расширенных вен и все-таки исполненные особой выразитель­ности и творческой силы”, глаза острые, пронзающие, иногда озорные.

В очерке происходит постоянное укрупнение облика Толсто­го. Из “маленького, сухонького, серого” старика он постепенно превращается в бога Саваофа, сидящего на каменной скамье под кипарисами, как на золотом троне.

Очерк “Лев Толстой” воссоздавал образ большого человека и писателя с его большими противоречиями.

В серии литературных портретов Горький создал также очер­ки “В. Г. Короленко”, “Время Короленко”, “Из воспоминаний о В. Г. Короленко”. Такой интерес к фигуре писателя-демократа объясняется тем, что в Короленко воплотился горьковский иде­ал интеллигента, связанного с народом своими делами, всей сущностью своей натуры.

Литературный портрет Л. Андреева отличается от других порт­ретов писателей тем, что личность Андреева дается в движении по нисходящей, прослеживается непоследовательность творче­ского пути писателя, трагически убежденного в бессилии чело­века что-либо изменить в мире.

Глоссарий:

– литературные портреты горького

– сочинение на тему портретный очерк

– литературный портрет горького

– сочинение на тему портретный очерк моего друга

– сочинение на тему мой портрет


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: Литературные портреты Горького