Сочинение на тему: Лирика Твардовского и Своеобразие творчества

Первые стихи Твардовского появились в печати в 1925 г. Но все, что написано поэтом до 1929 г., сам он считал беспомощным и не включал позже в собрание сочинений.

В первых сборниках “Дорога”, “Загорье”, “Сельская хроника” Твардовский пишет о новой деревне, о людях села. Он обраща­ется к теме крестьянского труда, передает его поэзию. В стихах 1930-х годов Твардовский создает обобщенный образ человека из народа, воплощающего в себе духовную красоту, высокую мораль (цикл стихов о Даниле, “Ивушка”, “Не стареет твоя кра­сота…”).

Уже в сборниках 1930-х годов проявляется своеобразная по­этическая манера Твардовского. Основу его поэзии составляют традиции народно-поэтического творчества: установка на раз­говорный язык, не осложненный метафорами и поэтическими фигурами; использование меткого народного слова, пословиц, поговорок, введение в стих устойчивых поэтических оборотов фольклора. Из народной поэзии вошли в творчество Твардов­ского некоторые постоянные мотивы, например мотив дороги, Дома, испытания героя на пути к счастью или к цели.

Можно говорить и о более глубоком влиянии народно-поэтического твор­чества на поэзию Твардовского. Это сказывается в тех мировоз­зренческих принципах, которые положены в основу образа ге­роя и определяют его характер: традиционные крестьянские ценности, народная мораль, народное отношение к труду. Та­кие качества и определили подлинную народность поэзии Твар­довского.

В поэзии 1930-х годов развиваются такие черты, как повествовательность, событийность, которые позже приведут Твар­довского к жанру баллады (“Отец и сын”, “Баллада о товари­ще”, “Баллада об отречении”). В годы Великой Отечественной войны в поэзии Твардовского сливаются публицистический на­кал, лирическая эмоциональность, эпический взгляд на собы­тия. Стихи военной поры объединены в сборники “Возмездие” и “Фронтовая хроника”. Военная поэзия Твардовского тематически не отличалась от творчества других поэтов.

Основные темы – непокоренная Родина (“Партизанам Смоленщины”), высокое мужество и патриотизм советского солдата (“Когда пройдешь путем колонн…”, “Граница”, “Новогоднее слово”), священная месть (“Возмездие”).

Тема войны, памяти о погибших за свободу Родины остается одной из главных в творчестве Твардовского и в послевоенный период (“Я убит подо Ржевом…”).

И у мертвых, безгласных Есть отрада одна:

Мы за родину пали,

Но она – спасена…

Послевоенные стихи Твардовского наполняются философским осмыслением времени. Поэт говорит о смысле жизни и творче­ства (“Нет, жизнь меня не обделила…”, “Признание”), о чести человека, о связи человека с природой (“Разговор с Падуном”, “Снега потемнеют синие…”).

К концу 1960-х годов Твардовский многое понял и переос­мыслил:

…вольно или невольно Было, вышло не то, не так.

Историю советской страны он воспринимает как суровый опыт, который должны учесть будущие поколения. Он судит себя и своих сверстников с высоких нравственных позиций, понима­ет, что долг поэта говорить правду, “как бы ни была горька”. Твардовский считает необходимым, чтобы каждый человек сде­лал все, чтобы исправить ошибки в жизни. В стихотворении “Час мой утренний, час контрольный…” поэт уверен, что можно еще повернуть историю:

Но еще не бездействен ропот Огорченной твоей души.

Приобщая к опыту опыт,

Час мой, дело свое верши.

Введение в Чехословакию в 1968 г. советских танков болью ото­звалось в лирике Твардовского. Он воспринял этот акт как наступ­ление на свободу, как крушение всех надежд (“В чем хочешь чело­вечество вини…”, “Маркс, Энгельс, Ленин, знать бы вам…”).

Твардовский ощущает свою трагическую вину за то, что про­исходит в нашей стране. Он лирически анализирует собствен­ную биографию, а через нее – биографию всего поколения, поднимается до философского осмысления “жестокой судьбы”:

Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе – Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, –

Речь не о том, но все же, все же, все же…

Чувство сопричастности общей судьбе было неотъемлемой частью мышления поэта в его поздней лирике. Его стихи – это разговор с самим собой, наедине.

Обобщающие темы позднего творчества – я и мир, я и путь жизни, я и смерть, я и народ. Это опыт познания через самопо­знание. В лирическом цикле “Памяти матери” поэт в воспомина­ниях путешествует с матерью по дорогам ее жизни и всего наро­да.

Мотив связи времен организует весь цикл и сливается с мо­тивом Дома, истоков. Память присуща не только человеку, но и природе. В стихотворениях “Как неприютно этим соснам в пар­ке…”, “Газон с утра из-под машинки…”, “Береза” память при­роды – это метафора связи всего в мироздании, выражение един­ства. Поэт обостренно чувствует конец личного бытия отдельно­го человека, отмеренность срока жизни.

Но общность всего в мире, текучесть времени позволяют преодолеть эту конечность, обрести продолжение в потомках, в шелесте деревьев, в метель­ной круговерти. Трагизм неизбежного конца просветляется соз­нанием ненапрасности жизни (“Прощаемся мы с матерями…”, “Время, скорое на расправу”).

От констатации фактов социалистического строительства через постижение души народной на войне Твардовский при­шел к философскому пониманию жизни и судьбы человека и страны.

Глоссарий:

– лирика твардовского

– лирика твардовского сочинение

– Своеобразие лирики Твардовского

– сочинение на тему творчество твардовского

– сочинение по творчеству твардовского


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Сочинение на тему: Лирика Твардовского и Своеобразие творчества