Сочинение на тему: краткое содержание В. Пьецух “Новая московская философия”



Наиболее полно эстетика “иронического авангарда” вырази­лась в повести В. Пьецуха “Новая московская философия”. По­вествование ведется от имени рассказчика, человека обстоятель­ного, неспешного. Он размышляет о соотношении жизни и лите­ратуры, о значении литературы в бытии русского человека. Его рассуждения являются камертоном для восприятия той парадок­сальной реальности, которая строится в соответствии с литературными канонами, той действительности, которая развивается в рамках сюжета “Преступления и наказания”.

Эта

реальность обыденна и абсурдна. “Скорее всего, литература есть, так сказать, корень из жизни, а то и сама жизнь, но только слегка сдвинутая по горизонтали, и, следовательно, нет решительно ничего удивительного в том, что у нас куда жизнь, туда и лите­ратура, а, с другой стороны, куда литература, туда и жизнь, что у нас не только по-жизненному пишут, но частью и по – письменному живут…” Рассказчик как будто посмеивается над особенностями русского характера, привыкшего в духе “прими­тивного” реализма воспринимать литературу как непосредствен­ное отражение жизни и как руководство к действию.
Поирони­зировав по этому поводу, он тут же перекидывает мостик в ре­альность, предварительно заметив, что в жизни неоднократно повторяются сцены и эпизоды, описанные в литературе.

Сам сюжет повести разворачивается в 1988 году в комму­нальной квартире из двенадцати комнат в Москве. Он построен вокруг смерти старушки Пумпянской, бывшей владелицы всего дома, позже занимавшей маленькую темную комнатушку. Кому достанется эта комнатушка, и решают герои “демократическим путем в условиях гласности”, как говорит графоман-доносчик.

В повести постоянны пародийные аналогии с “Преступлением и наказанием” Ф. Достоевского. Причем пародируется не роман, а жизнь предстает как пародия, как сниженный, обытовленный вариант литературного произведения.

Реминисценции, пропитанные иронией, становятся одним из приемов в повести В. Пьецуха. Образ старухи-ростовщицы пере­кликается с образом аккуратной старушки Александры Сергеевны Пумпянской. В тексте “Новой московской философии” возника­ют переклички сцен (поминки, устроенные Катериной Ива­новной, – поминки Пумпянской), сравнение героев В. Пьецу­ха с героями Ф. Достоевского (Порфирием Петровичем, Мармеладовым). Даже появляется персонаж Петр Петрович Лужин.

В. Пьецух, повествуя о насквозь “литературной” реальности, все время как бы оглядывается на “реальную” литературу, он даже цитирует Достоевского в сцене поминок, говоря о санкт-петер­бургском и московском вариантах одной и той же истории.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: краткое содержание В. Пьецух “Новая московская философия”