Сочинение на тему: Конфликт “я” и мир” в творчестве Маяковского

Конфликт “я” и мир” станет ведущим в раннем творчестве Маяковского.Это можно показать также на примере стихотворе­ний “Нате!”, “Вам!”. Их названия уже заключают в себе вызов, желание задеть, вывести из себя. Этой же цели достигает автор, употребляя сниженную, грубую, иногда даже бранную лексику. В стихотворении “Нате!”, например:

Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир…

Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь.

Поэт сочетает метафору (толпа – “обрюзгший

жир”) с ги­перболой (“стоглавая вошь”), добиваясь тем самым максималь­ного обобщения. Пошлость становится не просто свойством кого-либо конкретно, а явлением общим, характерным для толпы в целом, для мира “сытых” (используем здесь блоковский образ). Поэтому лирический герой объявляет себя “грубым гун­ном”, которому не пристало “кривляться” перед толпой:

…я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам я – бесценных слов транжир и мот.

В этих строчках начинают раскрываться иные грани характе­ра лирического

героя. Он не только разрушитель и бунтарь, но и владелец “стихов шкатулок”, создатель “бесценных слов”, ко­торыми готов щедро поделиться с людьми, но они не слышат, они глухи к прекрасному. Наконец, это человек глубоко рани­мый, незащищенный, тщательно оберегающий от посторонне­го вмешательства “бабочку поэтиного сердца”. Высшее проявле­ние неразрешимого конфликта поэта и толпы (обратим внима­ние на продолжение пушкинской темы “поэт и толпа”) – в образе, целиком построенном на резком контрасте: “Все вы на бабочку поэтиного сердца / взгромоздитесь, грязные, в кало­шах и без калош.”

Лирический герой не принимает этот мир, но и сам оказы­вается непонятым, все больше чувствует свое одиночество. Ис­пользуя олицетворение, автор уподобляет лирического героя скрипке, которая “издергалась…/ и вдруг разревелась так по- детски” (“Скрипка и немножко нервно”). Сталкивая лексику раз­ных стилей (геликон “меднорожий, потный”, скрипка “выпла­кивалась”), копируя разные ритмы, поэт создает звуковой об­раз разлаженного оркестра.

Если “оркестр чужо смотрел, как / выплакивалась скрипка”, то лирический герой чувствует в ее искреннем и сердечном го­лосе нечто созвучное состоянию своей души:

Знаете что, скрипка?

Мы ужасно похожи…

Так возникает в стихотворении Маяковского лермонтовский мотив – поиски и невозможность найти родственную душу. По­тому и стихотворение завершается предложением-вопросом – вопреки всеобщему смеху и непониманию:

Знаете что, скрипка?

Давайте – будем жить вместе?

А?

В этом вопросе-гротеске (сочетание реального с фантасти­ческим) – несмелая надежда на преодоление одиночества и бо­язнь быть непонятым, отвергнутым в мире, где потеряно все человеческое.

Мы видим, что устремленность к идеалу, открытость, сер­дечность – важнейшие составляющие характера лирического героя ранней лирики Маяковского.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: Конфликт “я” и мир” в творчестве Маяковского