Сочинение на тему: Комедия “Горе от ума” А. С. Грибоедова – Первое классическое произведение русской драматургии. Часть 1

А. С. ГРИБОЕДОВА – ПЕРВОЕ КЛАССИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ РУССКОЙ ДРАМАТУРГИИ

Давайте задумаемся, что отличает классическое литературное произведение от других, так и не став­ших классикой. Вот, казалось бы, самый простой от­вет: классика – это литература, которую люди помнят веками. Однако почему же одни произведения оказа­лись забыты после смерти автора (а то и при его жиз­ни), а другие читают даже через сотни лет?

Рассмотрим этот вопрос на примере комедии А. С. Гри­боедова “Горе от ума”. Чем она интересна нам?

Как и всякое

классическое произведение, эта пьеса является отражением, своеобразным слепком эпохи. Мы помним из истории, что в начале девятнадцатого века, после Отечественной войны 1812 года, Россия пе­реживала период реакции. Это коснулось всех слоев общества, в особенности дворянства.

И Грибоедов пер­вым из русских драматургов затронул насущную про­блему, обратив внимание читателей и зрителей на не­достатки представителей дворянства.

“Горе от ума” – не развлекательное произведение, хотя и относится к жанру комедии. Оно заставляет смеяться над тем, что на самом деле не смешно – над льстецами, лжецами, сплетниками,

высокопоставлен­ной глупостью, карьеризмом, дает возможность ясно увидеть все, что обычно скрыто под маской приличий, позволяет сравнить персонажей пьесы с реальными людьми. Прочитав комедию или посмотрев спектакль, люди получают повод задуматься, приглядеться к ок­ружающим, заметить в ком-то из них черты Фамусова, Молчалина, Хрюминых и других персонажей.

Конечно, их образы немного утрированны, недостатки преувели­чены, но именно это позволяет читателям более ясно видеть их.

Какими же предстают перед нами герои комедии?

На первом плане здесь Павел Афанасьевич Фаму­сов и его секретарь Алексей Степанович Молчалин. Первый сделал карьеру, второй свою только начина­ет. Каким образом он добивается положения в обще­стве?

Ему помогают не ум и деловые качества; даже София Павловна Фамусова, считающая его своим же­нихом, отказывает ему в них: “Конечно, нет в нем это­го ума…”. Зато она восхищается другими его способно­стями, на которые Молчалин и делает ставку: он “ус­тупчив, скромен, тих”, и тем самым “дружбу всех он в доме приобрел”. Но можно ли сделать карьеру та­ким образом?

В обществе, описанном Грибоедовым, – почему бы нет? Не потому ли Фамусов держит при себе та­кого секретаря, что и сам многого добился подобным образом? Во всяком случае, наукой лести он владеет в совершенстве и знает, когда и кому угодить. И не­удивительно: у него был хороший учитель – “по­койник дядя”.

Его поведение Павел Афанасьевич ставит в пример молодым: “Сурьезный взгляд, над­менный нрав. Когда же надо подслужиться, и он сги­бался вперегиб…” и в результате “на золоте едал, сто человек к услугам, весь в орденах…”. Наверняка, сам Фамусов прошел тот же путь, а за ним идет новое поколение, получившее чины либо угождая, как Молчалин, либо через “своих” людей.

Тот же Фаму­сов с гордостью говорит: “При мне служащие чужие очень редки”, поэтому “как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть род­ному человечку!..” И “человечки” начинают пони­мать, что в этом мире важно, а чем можно посту­питься. Ведь им “не надобно иного образца, когда в глазах пример отца”.

Таким изображает Грибоедов чиновника своего времени. Но это не единственное, на что он обращает внимание. В комедии высшее общество изображено во всех его худших проявлениях. Тот же Фамусов, “мона­шеским известный поведеньем”, дает повод служанке Лизе сказать, что “пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь”.

То же самое она могла бы сказать и о Молчалине, который, собираясь “по должности”, для карьеры жениться на дочери Фамусова, признает­ся служанке в любви.

Но все грехи скрыты под маской благородства или угодливости, чтобы избежать злых языков, которые в этом обществе “страшнее пистолета”. Ну а иные по­роки не только не скрываются, но и считаются добро­детелями. Ведь не зря же София Фамусова выбрала себе в мужья Молчалина и пренебрегла Чацким.

А как Грибоедов описывает саму Софию Павловну? Прелестная юная барышня, которой “сна нет от фран­цузских книг”. Романтичная, влюбленная девушка.

Но это о ней сказано: “грех не беда, молва не хороша”. София обманывает отца, она не верна любящему ее Чацкому. Впрочем, эта любовь и не может быть долгой. Недалекая, по сути, девица, озабоченная парикма­херами, балами, да еще, пожалуй, замужеством, скоро разочаровала бы его.

Она не хочет понимать его речей, в которых он “пересмеять умеет всех”, не понимает его устремлений. В сущности, София Павловна является частью того, что Чацкий пытается обличить, а автор – выставить в смешном свете.

Менее досконально Грибоедов описывает образы гостей Фамусова. Каждый из них является иллюстра­цией одного порока. Полковник Скалозуб – грубый солдафон, интересы которого ограничены битвами, полками и знаками различия.

Наталья Дмитриевна Горич, истинная светская дама, которая таскает по балам и приемам своего мужа в качестве живой иг­рушки. Ее не интересует его мнение о подобных раз­влечениях, да и обо всем остальном. Хлестова окру­жила себя такими же игрушками – арапкой, собач­кой, многочисленными воспитанницами, падка на лесть и сплетни.

Высокомерные князья Тугоуховские ищут женихов для своих дочерей по принципу “кто беден, тот тебе не пара”. Заносчивые графини Хрю­мины попросту не замечают тех, кого считают ниже себя по положению. Дополняют картину лгун Заго­рецкий, сплетники Г. Д. и Г. Н. Таково современное Грибоедову общество.

Однако ценность “Горя от ума” как классического произведения не только в попытке высмеять пороки великосветской Москвы. Автор не только указывает на недостатки общества, но и пытается им что-то проти­вопоставить.

Не все персонажи комедии – комичные герои. Вы­деляется из общей массы Платон Михайлович Горич. В недавнем прошлом лихой офицер, “лишь утро: ногу в стремя и носится на борзом жеребце”, к тому же не­глупый человек, равнодушный к светским развлечени­ям.

Казалось бы, вот он – борец за идею. Но этот че­ловек смирился с ролью “прелестного мужа” – обык­новенного подкаблучника. Платон Михайлович оставил военную службу, хотя даже его жена признает, что он “к занятьям склонен разным… к ученьям и смотрам, к манежу…”, позволил Наталье Дмитриевне решать за него, где жить, как развлекаться, хотя до балов “смер­тельный неохотник”.

Так что не тот человек Горич, чтобы противопоставить себя обществу.

Есть Репетилов, член тайного, судя по всему полити­ческого, общества. Возможно, он – потенциальный обли­читель пороков? Но его безалаберность и безответствен­ность наводят на мысль, что тайное общество напрасно принимает этого человека.

Репетилов “слово дал молча­нья”, но тут же разболтал все о его собраниях и членах.

Нет, единственный, кого Грибоедов противопоста­вил обществу, – Чацкий. Он умен, образован, успел попутешествовать и посмотреть мир. Чацкий по-насто­ящему ясно видит, что общество нуждается в переме­нах, и не боится заявить об этом во всеуслышанье.

В результате он приобретает репутацию сумасшедше­го, теряет любовь, лишается расположения великих мира сего. “Мильен терзаний”, одиночество, непонима­ние – вот что ждет его.

Такова действительность, описанная в комедии Грибоедова. Но чем “Горе от ума” интересно нам спус­тя двести лет? Вероятно, тем, что, несмотря на все пе­ремены, в нашем обществе не стало меньше глупцов, карьеристов, сплетников, льстецов и подлецов, прячу­щихся под маской приличий.

Не стало легче и людям, подобным Чацкому, противостоять им.

Таким образом, Грибоедов поднял в своей пьесе вечную тему, не потерявшую актуальности через два века, а значит, “Горе от ума” можно считать классиче­ским произведением.

Умение красиво говорить характеризует культур­ного, образованного человека. Красивая речь должна быть не только правильной, но и богатой образами.

В русском языке огромное количество выразитель­ных средств, которые используются как в устной, так и в письменной речи. Одно из них – фразеологизмы; это меткие, выразительные фразы, сказанные писателями, поэтами или другими известными людьми. Короткие, емкие выражения запоминаются, повторяются, к месту используются, как бы порхают от одного человека к дру­гому.

Возможно, поэтому они и называются крылатыми фразами. Через какое-то время автор и произведение, из которого они были взяты, могут забыться, и они ста­новятся самостоятельными.

Мы уже не помним, откуда взялось то или иное вы­ражение, оно кажется нам таким привычным. А между тем многие из них принадлежат перу Александра Сер­геевича Грибоедова и были впервые произнесены пер­сонажами его бессмертной комедии “Горе от ума”.

Каждая крылатая фраза сказана не просто так – все они служат для характеристики тех, кто их про­износит, или тех, о ком они сказаны. И зачастую раньше они означали не совсем то, что мы привыкли вкладывать в них теперь. Например, помним ли мы, кому принадлежат и по какому поводу были сказаны слова “и дым Отечества нам сладок и приятен”?

А между тем Чацкий, главный герой комедии, закон­чил ими монолог, в котором высмеял своих всеми ува­жаемых соотечественников: “Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен? Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен!” В этом контексте фраза приобретает са­тирическое звучание.

Продолжая этот разговор с Софией, Чацкий отве­чает на ее вопрос словами, которые тоже стали крыла­тыми: “Где ж лучше? – Где нас нет”. Это выражение, судя по всему, придуманное Грибоедовым, считается уже простонародной мудростью. Но наиболее ярко его характеризует фраза, которая в любом контексте имеет одинаковое значение: “Служить бы рад, прислужи­ваться тошно”.

Грибоедов вложил выражения, ставшие крылаты­ми, не только в уста главного героя. Например, о ха­рактере Молчалина можно догадаться по фразе “злые языки страшнее пистолета”. Достаточно вспомнить, в каких случаях мы слышим эти слова, а также, о ком говорят, что он “молчанием обезоружит”.

И Фамусова, и отчасти Софию характеризуют сло­ва, близкие и понятные многим родителям: “Что за ко­миссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!” И не­удивительно: ведь детям и родителям во все времена бывает сложно понять друг друга. Молодые ищут свою настоящую любовь, стремятся к счастью. Когда же им кажется, что они его нашли, то запреты уже не явля­ются для них препятствием, а часы пролетают, как ми­нуты.

Устами Софии Грибоедов сказал: “Счастливые часов не наблюдают”. Хотя бы раз в жизни с этим, на­верное, мог бы согласиться каждый.

Однако более трезвомыслящие люди призывают влюбленных к осторожности, ведь “грех не беда, молва не хороша”. Они пытаются вдохновить их своим при­мером: “Не надобно иного образца, когда в глазах при­мер отца”.

Глоссарий:

– о чем заставляет задуматься комедия горе от ума

– чем интересна комедия горе от ума

– сочинение на тему почему комедия называется горе от ума

– сочинение на тему почему каждому человеку живущему в России надо прочитать пьесу Горе от ума

– о чем заставляет задуматся герои камедии А С Грибоедова?


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: Комедия “Горе от ума” А. С. Грибоедова – Первое классическое произведение русской драматургии. Часть 1