Перед тем как начать работу над «историей одного города», М. Е. Салтыков-
Щедрин писал: «Меня ужасает эпоха, ужасает историческое положение…».
Писатель в своем произведении сумел совместить сюжеты и мотивы преданий,
сказок, прочих фольклорных произведений и в предельно простой, доступной
форме донести до читателя в изображении картин народного быта и житейских
заботах простых людей антимонархические идеи.
После выхода в свет «Истории одного города» писатель был признан
первооткрывателем жанра сатирической хроники, и, кроме того, он
обновил сам жанр романа: «У нас установилось такое понятие о романе,
что он без любовной завязки быть не может… Я считаю мои «Современная
идиллия», «Головлевы», «Дневник провинциала» и другие настоящими романами:
в них, несмотря даже на то, что они составлены как бы из отдельных рассказов,
взяты целые периоды нашей жизни», — говорил Салтыков-Щедрин.
«История одного города» написана в форме повествования летописца-
архивариуса о минувших временах города Глупова, однако исторические рамки
изображения ограничены. Писатель охватывает период времени с 1731 по
1826 год. Один из критиков писал: «Для будущего историка русского общества,
когда он подойдет к переживаемой нами эпохе, не будет более драгоценного
клада, как сочинения г. Салтыкова, в которых он найдет живую и верную
картину современного общественного строя… Салтыков во всей истории русской
литературы не знает себе равного, когда дело идет о том, чтобы схватить
типические черты переживаемого обществом времени, чтобы живо подметить
тот или иной новый народившийся тип и осветить его с всею яркостью своего
мощного таланта».
Прежде чем говорить о тех людях, которые населяли Глупов, мне хотелось бы
остановиться на некоторых образах тех людей, которые управляли глуповцами.
Нужно сказать, что каждый уходил из жизни по абсолютно смехотворной
причине: одного растерзали собаки, другого заели клопы, у третьего испортился
головной инструмент, четвертого сгубило чревоугодничество, пятый мечтал
сориентироваться в сенатском указе и умер от натуги и т. д.
Манера править, вершить дела и судьбы у каждого из градоначальников своя,
непохожая на других, но всех правителей можно охарактеризовать как людей,
которые не просто не совершили чего-нибудь положительного для своего народа,
но, напротив, охваты их разрушений так велики, что просто шокируют. Так,
например, градоначальник Негодяев, чтобы хоть что-то совершить «размостил
вымощенные предместниками его улицы», а суть работы градоначальника
Брудастого сводилась к двум резолюциям: «Разорю!» и «Не потерплю». А в
финале романа появляется фигура самого страшного из градоначальников —
Угрюм-Бручеева, который символизирует собой деспотию и произвол.
Салтыкова-Щедрина обвиняли в преднамеренном осмеянии русского народа,
однако писатель, как истинный патриот, ни в коем случае не пытался очернить
русский народ или русскую жизнь.
- Образы правителей Глупова из «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина 1. Значение произведения в истории литературы. 2. Роль пародии в «Истории одного города». 3. Градоначальники города и их изображение. 4. Мастерство Салтыкова-Щедрина. Так начнем повесть сию… М. Е. Салтыков-Щедрин На вопросы, связанные с написанием «Истории одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин отвечал, что книга эта посвящена современности. Он никогда не предполагал даже, что текст его произведения ... Читать далее...
- Образы градоначальников города Глупова (по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города») На языке — «государство», а в мыслях — Пирог с казенной начинкой. М. Салтыков-Щедрин В ряду сатирических произведений Салтыкова-Щедрина «Истории одного города» принадлежит особое место. По поводу этого блестящего произведения И. С. Тургенев говорил: «История одного города» свидетельствует о том, что Щедрин «знает свою родную страну лучше кого бы то ни было». И это действительно ... Читать далее...
- Функции и значение гротеска в изображении города Глупова и его градоначальников в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» Салтыков прибегает только к такому роду карикатуры, который преувеличивает истину как бы посредством увеличительного стекла, но никогда не извращает полностью ее сущность. И. С. Тургенев. Незаменимым и первым средством сатиры в «Истории одного города» является гиперболическое преувеличение. Сатира — род искусства, где гиперболизм выражения является законным приемом. Однако от художника-сатирика требуется, чтобы фантазия преувеличения вытекала ... Читать далее...
- Сочинение на тему: «Пародия на официальные исторические сочинения М. Е. Салтыкова-Щедрина «История Одного Города» М. Е. Салтыков Щедрин — один из наиболее ярких отечественных писателей. Его творчество отличается фантастической социальной злободневностью, и произведения его не устарели по сей день. Салтыков-Щедрин клеймил пороки, которые видел вокруг, порой иронией, а чаще — злой сатирой. «История одного города» — сатирическая пародия на власть и ее взаимоотношения с народом, а так же на ... Читать далее...
- Глупов и глуповцы (по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города») «История одного города» — одно из наиболее оригинальных и совершенных творений великого русского сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина. Город Глупов мы не найдем ни на одной географической карте. И не потому, что он слишком мал или переименован, а потому, что это условный город, иносказательный: «Было бы неверно видеть в нем какой-либо один из реальных русских городов…» ... Читать далее...
- Сочинение на тему: «Впечатление о романе М. Салтыкова-Щедрина «История одного города» Роман «История одного города» М. Салтыкова-Щедрина» — история неоднозначная и сложная. Срезу же после его публикации писателя обвинили в искажении отечественной истории и оскорблении русского народа. Сам же автор утверждал совсем иное: «Я совсем не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей… Мне нет никакого дела до истории. Я имею в виду лишь настоящее». Философские ... Читать далее...
- Двадцать третий градоначальник города Глупова (по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города») Портреты всех городских начальников в романе Салтыкова-Щедрина «История одного города» написаны автором очень лаконично. Каждый из них оставил свой заметный след в «жизнеустройстве» города и по-своему отличился. Нельзя не отметить и двадцать третьего глуповского градоначальника — Савелия Кузьмича Щенков-Безделина. В городе он появился при странных обстоятельствах: то ли привозил борзых щенков губернатору, то ли проезжал ... Читать далее...
- Сочинение на тему: «Мое впечатление от повести Михаила Салтыкова-Щедрина «История одного города» Каждое литературное произведение способно произвести определенное впечатление на читателя. Недавно мне довелось прочитать повесть от одного из известнейших классиков русской литературы Михаила Салтыкова-Щедрина под названием «История одного города. Это литературное произведение вызвало у меня противоречивые чувства. С одной стороны, мне было действительно интересно познакомиться с историей фантастического города Глупова и тем сатирическим оформлением, которым снабдил ... Читать далее...
- Пародия как художественный прием в «Истории одного города» М. Салтыкова-Щедрина Объясняя «Историю одного города», Салтыков-Щедрин утверждал, что это книга о современности. В современности он видел свое место и никогда не считал, что созданные им тексты будут волновать его далеких потомков. Однако обнаруживается достаточное количество причин, благодаря которым его книга остается предметом и поводом для объяснения событий современной читателю действительности. Одной из таких причин, несомненно, является ... Читать далее...
- ПАРОДИЯ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЕМ В «ИСТОРИИ ОДНОГО ГОРОДА» М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Объясняя замысел «Истории одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин утверждал, что книга эта о современности. В современном ему мире он видел свое место и никогда не считал, что созданные им тексты будут волновать его далеких потомков. Однако обнаруживается достаточное количество причин, благодаря которым его книга остается предметом и поводом для объяснения событий современной читателю действительности. Одной ... Читать далее...
- Способы выражения авторской позиции в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина Среди самых значительных творений замечательного русского сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина своей идейной глубиной и художественной силой выделяется «История одного города». Произведение это создавалось писателем на рубеже 60-х и 70-х годов XIX в. Оно написано от имени летописцев города Глупова в форме исторической хроники, воспроизводящей «дела и дни» местных градоначальников. Рукопись «глуповского летописца» нашел в архиве ... Читать далее...
- Сатирическое изображение градоначальников в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова — Щедрина «История одного города» — образец политической сатиры. В этом произведении автор подвергает решительной критике основы самодержавного строя, разоблачает деспотичных представителей власти, выражает протест против смирения, покорности, пассивности и трусости. Нетрудно заметить, что градоначальники, изображенные Салтыковым-Щедриным, несут в своих образах намек на тех или иных царей или министров. Однако они не являются лишь олицетворением русской правящей ... Читать далее...
- Роль Гротеска в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина Если в раннем творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина почти отсутствовали приемы резкого сатирического преувеличения, то ко времени создания «Истории одного города» писатель уже максимально использовал необыкновенные сравнения и уподобления, составившие основу его сатирической фантастики. Автор развил все способы типизации, которые воплотились у него в образах глуповских градоначальников. Так он пришел к созданию гротескного образа, сатирико-фантастического персонажа. ... Читать далее...
- Фольклорные традиции в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина (глава «О корени происхождении глуповцев») Фольклорные традиции в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина (глава «О корени происхождении глуповцев») «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина написана в форме повествования летописца-архивариуса о прошлом города Глупова, но писателя интересовала не историческая тема, он писал о настоящей России, о том, что волновало его как художника и гражданина своей страны. Стилизовав события столетней давности, ... Читать далее...
- СМЕХ СКВОЗЬ СЛЕЗЫ В «ИСТОРИИ ОДНОГО ГОРОДА» М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА СМЕХ СКВОЗЬ СЛЕЗЫ В «ИСТОРИИ ОДНОГО ГОРОДА» М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА В «Истории одного города» М. Е. Салтыков-Щедрин поднялся до правительственных верхов: в центре этого произведения — сатирическое изображение взаимоотношений народа и власти, глуповцев и их градоначальников. Автор убежден, что бюрократическая власть является следствием «несовершеннолетия», гражданской незрелости народа. В книге сатирически освещается история вымышленного города Глупова, ... Читать далее...
- Сатирическое изображение действительности в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина — это необычное сатирическое произведение, пародирующее официальную историографию. М. Е. Салтыков-Щедрин показывает проблему власти и народа, не идеализируя ни ту, ни другую сторону. Он критически относится к народу, осуждая его покорность и рабское терпение, но еще более критически относится к власти, обличая ее беззаконие и паразитизм. Племя головотяпов изображается ... Читать далее...
- Фольклорные традиции в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина — это оригинальное, необычное произведение, пародирующее официальную историографию. В начале произведения перефразируется отрывок из «Слова о полку Игореве», шедевра древнерусской литературы. Затем мы встречаем в тексте многочисленные ссылки на устное народное творчество, которое умело использует автор в своем произведении. Он прибегает к традициям фольклора для того, чтобы его «История…» ... Читать далее...
- Сатирическое изображение действительности в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина (глава «О корени происхождении глуповцев») Сатирическое изображение действительности в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина (глава «О корени происхождении глуповцев») «История одного города» — это величайшее сатирическое полотно-роман. Это беспощадное обличение всей системы управления царской России. Законченная в 1870 г. «История одного города» показывает, что народа в пореформенное время осталось таким же бесправным, что чиновники — самодуры 70-ых гг. отличались ... Читать далее...
- Проблема власти и политического несовершенства в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина В «Истории одного города» обличаются несовершенство общественной и политической жизни России. К сожалению, России редко везло на хороших правителей. Доказать это можно, открыв любой учебник истории. Салтыков? Щедрин, искренне переживая за судьбу своей родины, не мог остаться в стороне от этой проблемы. Своеобразным решением и стало произведение «История одного города». Центральным вопросом в этой книге ... Читать далее...
- Иго безумия в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина История города Глупова — это «история, содержанием которой является беспрерывный испуг», история, которая сводится к тому, что «градоначальники секут, а обыватели трепещут». Летопись города Глупова воплощает наиболее темные стороны истории «немытой» России, о которой с такой болью говорил Лермонтов. Обращение к прошлому в сочетании с острой злободневностью определило особенности языка «Истории одного города». Это удивительный ... Читать далее...
- ОБЛИЧЕНИЕ ТУПОЙ И САМОДОВОЛЬНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В «ИСТОРИИ ОДНОГО ГОРОДА» М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА ОБЛИЧЕНИЕ ТУПОЙ И САМОДОВОЛЬНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В «ИСТОРИИ ОДНОГО ГОРОДА» М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Изображая жизнь, находящуюся под игом безумия, я рассчитывал на возбуждение в читателе горького чувства, а отнюдь не веселонравия… Я совсем не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей. М. Е. Салтыков-Щедрин Общественно-политическая ситуация в стране в 60-70-е годы XIX столетия характеризовалась нестабильностью и ... Читать далее...
- Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина на примере «Истории одного города» В 1780 году выходит в свет «История одного города» Салтыкова-Щедрина. Очень трудно с первого взгляда определить жанр этого произведения. Это, скорее всего, историческая хроника с элементами фантазии, гиперболы, художественных иносказаний. Это блестящий пример общественно-политической сатиры, актуальность которой с годами приобретала все большую остроту и блеск. «Он знает свою родную страну лучше кого бы то ни ... Читать далее...
- Сочинение по произведению Салтыкова-Щедрина «История одного города» Одним из самых бескомпромиссных и жестких сатириков русской литературы 19-го века, по праву, можно считать Салтыкова-Щедрина. Мало кто может сравниться с ним в этом жанре, ну, разве что, француз, Анатоль Франс, со своим «Островом пингвинов». Но, если уже сравнить «Историю одного города», и «Остров», то в последнем, все на много мягче и спокойнее. Щедрин же, ... Читать далее...
- Сатира на русское самодержавие в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина Салтыков-Щедрин, родившийся в помещичьей семье, впитавший в себя патриархальный быт глубинки, тем не менее, выступал с обвинениями в адрес близкой ему среды. Только смелый, образованный и патриотично настроенный человек мог показать самодержавному строю соринку в государственном оке. Он очень умно и ловко это проделывал, даже самые высокопоставленные чиновники не могли уличить писателя в критике власти. ... Читать далее...
- Череда градоначальников в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина явилась новаторским произведением не только по форме, но и по содержанию. Опираясь на исторические труды Карамзина, Пыпина и других историков, писатель выводит галерею правителей Глупова, воссоздает в их облике историю российского самодержавия с 1731 по 1826 год. При этом Салтыков-Щедрин не дает точных датировок. Писателю важно было создать образ ... Читать далее...
- Приемы сатирического изображения градоначальников в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина М. Е. Салтыков-Щедрин — признанный мастер сатиры. Именно сатира помогала писателю по-новому осветить исторические события и взглянуть на современность. В романе «История одного города» автору было важно раскрыть суть каждой эпохи, определить закономерности развития общества, причины политического насилия. Именно поэтому повествование в романе ведет не автор, а летописец, целиком подчиняющийся жестокой государственной машине. В начале ... Читать далее...
- Сочинение по роману Салтыкова Щедрина «История одного города» «История одного города» М. Е. Салтыкова Щедрина написана в форме повествования летописца архивариуса о прошлом города Глупова, но писателя интересовала не историческая тема, он писал о настоящей России, о том, что волновало его как художника и гражданина своей страны. Стилизовав события столетней давности, придав им черты эпохи XVIII в., Салтыков Щедрин выступает в разных качествах: ... Читать далее...
- Вопросы и ответы к повести «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина 1. Что объединяет деятельность всех градоначальников в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина? В «Описи градоначальникам» М. Е. Салтыков-Щедрин показывает, что общее в их деятельности — разорение и притеснение народа, под какими бы лозунгами это не происходило. Каждый из них «делал поход против недоимщиков», «обложил в свою пользу жителей данью». Органчик управлял с помощью двух ... Читать далее...
- Образы градоначальников в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина Одно из самых известных произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина — «История одного города». Несмотря на название, это произведение — не иносказательная историческая хроника, а сатирический роман, в котором воплотилось состояние общества при самодержавии. Это состояние возникло в России намного раньше 1731 года, обозначенного как начало повествования, и не прекратилось в 1825 году, хотя на нем и ... Читать далее...
- Гротеск как ведущий художественный прием в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина Салтыков-Щедрин — оригинальный писатель русской литературы, занимающий в ней особое место. Он был и остается крупнейшим мастером социального обличения. Щедрин был великим мастером художественного преувеличения, заострения образов, фантастики и сатирического гротеска, то есть такого фантастического преувеличения, которое показывает явление реальной жизни в причудливой невероятной форме, но позволяет раскрыть их сущность. Каждый образ градоначальника в романе ... Читать далее...
- Краткое содержание «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина Данная повесть — «подлинная» летопись города Глупова, «Глуповский Летописец», обнимающая период времени с 1731 по 1825 г., которую «преемственно слагали» четыре глуповских архивариуса. В главе «От издателя» автор особенно настаивает на подлинности «Летописца» и предлагает читателю «уловить физиономию города и уследить, как в его истории отражались разнообразные перемены, одновременно происходившие в высших сферах». «Летописец» открывается ... Читать далее...
- Сочинение: Судьба России (по роману Салтыкова-Щедрина «История одного города») Салтыков-Щедрин — писатель особенный, имеющий оригинальный взгляд на действительность, взаимоотношения людей, человеческую суть, исторические закономерности развития общества. Он гениальный мастер своего дела. И. С. Тургеневу писатель однажды сказал: «Меня теперь тревожит одна мучительная мысль: у меня в голове хранится такое обилие тем, образов, выношенных идей, что я боюсь, что умру прежде, нежели успею их передать ... Читать далее...
- Что вызывает авторскую иронию в романе Салтыкова-Щедрина «История одного города» «История одного города» — одно из самых резких произведений Салтыкова-Щедрина, ведь в «Истории…» он сатирически показал правительственные верхи. Свое произведение писатель выдал за найденные в архиве тетради летописцев, живших в XVIII веке, а себе отвел роль издателя этих записок, представив царей и их министров в образах градоначальников, служащих в городе Глупове. «История…» начинается с «Описи ... Читать далее...
- Основная проблематика романа Салтыкова-Щедрина «История одного города» Роман «История одного города» (1869-1870) — произведение сложное и неоднозначное. Сразу же после его выхода в свет Салтыкова-Щедрина обвинили в оскорблении русского народа и искажении отечественной истории. Сам же автор утверждал: «Я совсем не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей… Мне нет никакого дела до истории. Я имею в виду лишь настоящее». Философско — ... Читать далее...
- «История одного города» Салтыкова-Щедрина как сатира на самодержавие Творчество Салтыкова-Щедрина, демократа, для которого самодержавно-крепостнический строй, царящий в России, был абсолютно неприемлем, имело сатирическую направленность. Писателя возмущало русское общество «рабов и господ», бесчинство помещиков, покорность народа, и во всех своих произведениях он обличал «язвы» общества, жестоко высмеивал его пороки и несовершенства. Так, начиная писать «Историю одного города», Салтыков-Щедрин поставил перед собой цель обличить уродство, ... Читать далее...
- «ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА»; М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА КАК САТИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ «История одного города» — социально-политическая сатира на современное Салтыкову-Щедрину государственное устройство. Жанровая особенность романа (пародия на летопись). Художественные особенности романа: один и тот же угол зрения в изображении деятельности градоначальников: российское государственное устройство враждебно народу; сатирическое освещение всех сторон жизни, попавших в поле зрения писателя. Ход русской истории определяют две «неразумные силы истории»: деспотическая власть ... Читать далее...
- Галерея градоначальников (о повести «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина) В начале «Истории одного города» помещена «Опись градоначальников». Всего их было двадцать два, и каждому дана характеристика — предельно лаконичная, но, вместе с тем, очень выразительная и смешная. Чего стоит, например, упоминание о том, что Амадей Мануйлович Клементий у себя на родине, в Италии, был известен искусной стряпней макарон (очевидно, большего для занятия должности градоначальника ... Читать далее...
- «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина — критика рабской психологии и пассивности Я не научился любить свою родину С закрытыми глазами, с преклоненной Головой, с запертыми устами. П. Я. Чаадаев Создав в своем воображении фантастический город Глупов, М. Е. Салтыков-Щедрин населил его удивительными персонажами. Он поставил перед собой задачу написать произведение, в котором на суд читателей будет выведена не история, а современность. «Мне нет никакого дела до ... Читать далее...
- Что сближает роман Замятина «Мы» и роман Салтыкова-Щедрина «История одного города»? «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина и роман Замятина «Мы» были написаны в разное время, даже в разных веках. Их жанр также различен: «История одного города» — сатирический роман-хроника, роман «Мы» — антиутопия, роман-предупреждение. Различны герои этих произведений, различен язык, художественные приемы… Но, несмотря на все отличия, данные романы имеют и общие черты. Мне кажется, ... Читать далее...
- «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина — сатира на государственный строй России Я совсем не историю предаю осмеянию, А известный Порядок вещей. М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», печатавшаяся в «Отечественных записках» в 1869- ,1870 гг., — величайшее сатирическое произведение XIX века. В нем Щедрин обратился к историческому прошлому России, чтобы с большей силой и гневом обличить современный ему государственный строй. Великий писатель видел, что и в ... Читать далее...
Сочинение на тему: «Глуповцы и правители Глупова в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина»