Сочинение на тему: “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ” – ПЕРВЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН В РУССКОЙ ПРОЗЕ

“Герой нашего времени”, написанный в 1838-1839 го­дах на основе “Записок офицера” и романа “Княгиня Лиговская”, – первый крупный социально-психологический роман в русской прозе, объединяющий в себе черты романтического и реалистического периодов в русской литературе начала и середины XIX века. Это роман о судьбе русского человека с пробудившимся со­знанием, оказавшегося “лишним человеком” в эпоху “безвременья”. В этой связи может возникнуть вопрос о возможности существования подобного героя в ту эпоху.

Но Лермонтов

не случайно назвал свой роман “Герой нашего времени”. Этим он утвердил свое кредо – внутренний мир личности свободен и неподвлас­тен законам конкретного времени.

В предисловии к “Журналу Печорина” Лермонтов пишет: “История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…” Рассказать эту “историю ду­ши человеческой” и поставил себе задачей Лермонтов в своем романе. Его внимание обращено на раскрытие сложного, противоречивого характера главного героя романа.

Такая идейная задача автора обусловила и своеоб­разное

построение романа. Особенностью его является нарушение хронологической последовательности собы­тий. Роман представляет собой, собрание пяти пестрых глав-повестей, имеющих каждая свой жанр, свой сю­жет и свое заглавие.

Объединяет все эти повести в не­что цельное, в единый роман главный герой, который иногда сам превращается в рассказчика.

Каждая повесть написана в своем жанре. “Бэла” представляет жанр кавказской новеллы, “Максим Мак­симыч” – путевые заметки, “Тамань” – приключен­ческая, авантюрная новелла, “Княжна Мери” – свет­ская повесть, а “Фаталист” – повесть-притча, не ли­шенная мистики и философии. Предисловия к роману и дневникам Печорина написаны публицистическим стилем, жанровую картину романа дополняет дневник Печорина. Объединение разнообразных жанров в цель­ном произведении – достижение прозы Лермонтова, которое повлияло на дальнейшее становление крупного романа в русской литературе.

Стремительный творческий рост писателя способ­ствовал тому, что Лермонтов в свои 24 года уже постиг “глубочайшее дно Океана жизни” и в своем романе сделал художественным открытием почти научный анализ противоречивых отношений человека с дейст­вительностью. Этот роман – итог всего творчества Лермонтова. В “Герое нашего времени” представлены все характерные особенности творчества писателя: ро­ман окрашен экзотическим колоритом кавказских по­эм, в нем присутствуют анализ и критическое восприя­тие действительности, а главный герой – “лермонтов­ский” человек, демонический герой-индивидуалист.

Время, героем которого является Печорин, – это противоречивая эпоха “познанья и сомненья”, “блеска и обмана”. Особенностями лермонтовского героя явля­ются напряженность и сосредоточенность мысли на се­бе, на своем “Я”, страстная сила личного чувства. Пе­чорин гонится за жизнью, жадно ловит ее впечатления и в то же время томится жизнью, презирает ее и само­го себя. Говоря о дружбе, о высших духовных стрем­лениях, о смысле жизни, о страстях, Лермонтов пыта­ется исследовать причины неудовлетворенности героя своим назначением в жизни.

Волевая натура героя влечет его к деятельности, к борьбе. Но Печорин нрав­ственно не готов еще к тому, чтобы восстать против действительности, против веками складывавшихся ус­тоев светского общества. Лермонтов показывает, что его герой ведет ожесточенную борьбу с отдельными лицами, встречающимися на его пути.

Эта борьба в ос­нове своей мелочна, бесцельна и бесперспективна.

Когда Печорин “со строгостью судьи и граждани­на” оценивает свои поступки, лишенные глубокого смысла, то сам приходит к печальному выводу: “В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянст­во воли, необходимое для действительной жизни”. Вот оно, самое страшное противоречие: “необъятные силы души” – и мелкие, недостойные поступки; стремление “любить весь мир”, жажда полноты жизни – и полная безнадежность, сознание своей обреченности. Однако эта противоречивость характера главного героя не по­мешала Лермонтову создать цельный, глубокий психо­логический образ – образ “лишнего” человека. И в том, что Печорин превратился в “умную ненужность”, Лермонтов обвиняет социальную среду – то время, ге­роем которого был Печорин.

Сам Печорин говорит: “Во мне душа испорчена светом”, то есть тем светским об­ществом, в котором он жил и уйти от которого не смог. “Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хо­ронил в глубине сердца: они там и умерли”.

Своим романом “Герой нашего времени” Лермонтов проложил дорогу романам И. С. Тургенева и Л. Н. Тол­стого. А. П. Чехов учился у автора “Тамани” мастерст­ву короткого рассказа, точности, простоте и краткости построения фразы.

Глоссарий:

– герой нашего времени как социально-психологический роман

– подготовьте сообщение на тему Герой нашего времени как социально-психологический роман

– герой нашего времегт как социально психологический рома

– Подготовить сообщение на тему “Герой нашего времени” как социально-психологический роман”

– сочинение герой нашего времени как социально-психологический роман


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ” – ПЕРВЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН В РУССКОЙ ПРОЗЕ