Сочинение на тему: “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ” – ПЕРВЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН В РУССКОЙ ПРОЗЕ
“Герой нашего времени”, написанный в 1838-1839 годах на основе “Записок офицера” и романа “Княгиня Лиговская”, – первый крупный социально-психологический роман в русской прозе, объединяющий в себе черты романтического и реалистического периодов в русской литературе начала и середины XIX века. Это роман о судьбе русского человека с пробудившимся сознанием, оказавшегося “лишним человеком” в эпоху “безвременья”. В этой связи может возникнуть вопрос о возможности существования подобного героя в ту эпоху.
Но Лермонтов
В предисловии к “Журналу Печорина” Лермонтов пишет: “История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…” Рассказать эту “историю души человеческой” и поставил себе задачей Лермонтов в своем романе. Его внимание обращено на раскрытие сложного, противоречивого характера главного героя романа.
Такая идейная задача автора обусловила и своеобразное
Объединяет все эти повести в нечто цельное, в единый роман главный герой, который иногда сам превращается в рассказчика.
Каждая повесть написана в своем жанре. “Бэла” представляет жанр кавказской новеллы, “Максим Максимыч” – путевые заметки, “Тамань” – приключенческая, авантюрная новелла, “Княжна Мери” – светская повесть, а “Фаталист” – повесть-притча, не лишенная мистики и философии. Предисловия к роману и дневникам Печорина написаны публицистическим стилем, жанровую картину романа дополняет дневник Печорина. Объединение разнообразных жанров в цельном произведении – достижение прозы Лермонтова, которое повлияло на дальнейшее становление крупного романа в русской литературе.
Стремительный творческий рост писателя способствовал тому, что Лермонтов в свои 24 года уже постиг “глубочайшее дно Океана жизни” и в своем романе сделал художественным открытием почти научный анализ противоречивых отношений человека с действительностью. Этот роман – итог всего творчества Лермонтова. В “Герое нашего времени” представлены все характерные особенности творчества писателя: роман окрашен экзотическим колоритом кавказских поэм, в нем присутствуют анализ и критическое восприятие действительности, а главный герой – “лермонтовский” человек, демонический герой-индивидуалист.
Время, героем которого является Печорин, – это противоречивая эпоха “познанья и сомненья”, “блеска и обмана”. Особенностями лермонтовского героя являются напряженность и сосредоточенность мысли на себе, на своем “Я”, страстная сила личного чувства. Печорин гонится за жизнью, жадно ловит ее впечатления и в то же время томится жизнью, презирает ее и самого себя. Говоря о дружбе, о высших духовных стремлениях, о смысле жизни, о страстях, Лермонтов пытается исследовать причины неудовлетворенности героя своим назначением в жизни.
Волевая натура героя влечет его к деятельности, к борьбе. Но Печорин нравственно не готов еще к тому, чтобы восстать против действительности, против веками складывавшихся устоев светского общества. Лермонтов показывает, что его герой ведет ожесточенную борьбу с отдельными лицами, встречающимися на его пути.
Эта борьба в основе своей мелочна, бесцельна и бесперспективна.
Когда Печорин “со строгостью судьи и гражданина” оценивает свои поступки, лишенные глубокого смысла, то сам приходит к печальному выводу: “В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни”. Вот оно, самое страшное противоречие: “необъятные силы души” – и мелкие, недостойные поступки; стремление “любить весь мир”, жажда полноты жизни – и полная безнадежность, сознание своей обреченности. Однако эта противоречивость характера главного героя не помешала Лермонтову создать цельный, глубокий психологический образ – образ “лишнего” человека. И в том, что Печорин превратился в “умную ненужность”, Лермонтов обвиняет социальную среду – то время, героем которого был Печорин.
Сам Печорин говорит: “Во мне душа испорчена светом”, то есть тем светским обществом, в котором он жил и уйти от которого не смог. “Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли”.
Своим романом “Герой нашего времени” Лермонтов проложил дорогу романам И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого. А. П. Чехов учился у автора “Тамани” мастерству короткого рассказа, точности, простоте и краткости построения фразы.
Глоссарий:
– герой нашего времени как социально-психологический роман
– подготовьте сообщение на тему Герой нашего времени как социально-психологический роман
– герой нашего времегт как социально психологический рома
– Подготовить сообщение на тему “Герой нашего времени” как социально-психологический роман”
– сочинение герой нашего времени как социально-психологический роман