Сочинение на тему: герой Ерофеева Веничка
Может быть, еще более впечатляющий и широкомасштабный образ современника, человека конца 60-х годов, создал Венедикт Ерофеев в своей поэме “Москва – Петушки”, долго не публиковавшейся у нас и увидевшей свет только в конце восьмидесятых. Его лирический персонаж, Веничка, на первый взгляд просто алкоголик на последней стадии, но, во- первых, это достаточно типично для эпохи, а во-вторых, это далеко не все, что есть у Венички за душой. Сам его алкоголизм становится своеобразным протестом против жизни, в которой все извращено и изгажено,
Да, собственно, почему он пьет? Потому что практически ничего другого в жизни и не остается. “Но разве это мне нужно? – спрашивает Веничка Господа. – Разве по этому тоскует моя душа? Вот что дали мне люди взамен того, по чему тоскует душа! А если б они дали мне того, разве нуждался бы я в этом?” Но за алкогольными страданиями и радостями просматривается другое: герой Ерофеева – человек умный, душевно чуткий, у него есть сын, которого он любит, и женщина,
У Венички есть и душа, стремящаяся к Господу, и вера, и упование на мудрость Господа и его милосердие, и в этом он очень напоминает Мармеладова из “Преступления и наказания” Достоевского. А главное, в Веничке есть такое свойство, без которого поколение 60-70-х годов просто не смогло бы выжить – ирония и чувство юмора. Они прежде всего проявляются в отношении к самому себе и, таким образом, служат показателем глубинного душевного здоровья Венички: ведь человек, умеющий посмеяться над собой, – это умный, внутренне здоровый и к тому же социально очень ценный человек.
Ирония помогает герою времени выживать в мире изолгавшейся пропаганды, красивых слов и лозунгов, в мире ложных ценностей, которые давно уже перестали быть таковыми, – ведь ирония беспощадно разрушает все фальшивое, приукрашенное, ходульное, она – непримиримый враг того ложно-героического пафоса, которым была пронизана советская действительность. Все это настолько характерно для эпохи, что, по- видимому, права Татьяна Толстая, когда говорит о поэме Ерофеева: “В маленьком объеме удается передать суть, сказать самые главные слова о нашем времени, о России, о человеке российского универсума”. Герой времени в русской литературе менялся, как менялось и само время.
Неизменным оставалось одно – стремление писателей найти в этом герое воплощение духа эпохи и таким образом осмыслить пути и перспективы развития России.
Вопросы для повторения
Что такое “герой времени”? Почему в русской литературе “герои времени” такие разные? Может ли “героем времени” стать “маленький человек”? Что общего есть у “героев времени” в русской литературе разных эпох?
Как соотносятся понятия “герой времени” и “национальный характер”?