Сочинение на тему: ЕСТЬ ЛИ СЕЙЧАС МИТРОФАНУШКИ?

Чтобы ответить на вопрос “Есть ли сейчас Мит­рофанушки?”, вспомним для начала, кто же скрывается под этим именем, а для этого обратим­ся к первоисточнику – гениальной комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”.

“Недоросль” – не только лучшая комедия выдающегося драматурга, но и всей русской дра­матургии XVIII века в целом. Эта комедия и се­годня не потеряла своей актуальности: не случай­но из всех пьес, созданных в то время, только “Недоросль” все еще ставится на сцене.

Своей живучестью и актуальностью комедия Фонвизина во многом обязана образу главного героя, имя которого давно стало Нарицательным. Стоит произнести название комедии, как в нашем воображении сразу возникает образ лодыря, не­уча и маменькиного сынка, у которого слово “дверь” – то прилагательное, то существитель­ное, в зависимости от того, о какой двери идет речь.

До Фонвизина слово “недоросль” не имело осудительного значения. Недорослями называ­лись дети дворян, не достигшие пятнадцати лет, то есть возраста, определенного Петром I для по­ступления на службу. У Фонвизина слово “недо­росль” впервые приобрело насмешливый, ирони­ческий смысл и в таком значении навсегда за­крепилось в сознании читателей.

Как и все просветители XVIII века, Д. И. Фон­визин придавал огромное значение правильному воспитанию детей. И в лице грубого неуча Мит­рофанушки он хотел показать “все несчастные следствия дурного воспитания”. Образ Митрофа­нушки выписан с большим мастерством, потому что драматург стремился соединить и выразить в нем все наиболее уродливые черты мелкопомест­ного дворянства, дать сатирическое обличение подрастающего поколения.

Дурное воспитание и полное пренебрежение к учению Митрофанушка получил в наследство от родных – Простаковых и Скотининых, в роду которых не бывало образованных людей, многие не умели даже читать. Мать Митрофанушки, гос­пожа Простакова – урожденная Скотинина – злобная, лицемерная, одновременно деспотичная и трусливая особа. Она не считается с достоин­ством тех, кто живет рядом: давно подмяла под себя мужа, лишив его воли и собственного мне­ния, унижает Софью, считая ее нахлебницей, ругает и унижает крепостных.

Единственный, в ком она души не чает, сын Митрофанушка. Вос­питанный матерью, Митрофанушка вырос пол­ным невеждой, грубым и нахальным с теми, над кем чувствует свое превосходство, и заискиваю­щим перед теми, в ком чувствует силу. Само имя Митрофан означает: являющий свою мать, подоб­ный матери.

Таким именем автор еще раз подчер­кивает мысль, что характер и поведение детей – естественный результат примеров, которыми они окружены в доме родителей.

Митрофан – недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий ни арифме­тики, ни географии, ни грамматики. Но он недо­росль и в моральном отношении, так как не уме­ет уважать достоинство других людей, он недо­росль и в гражданском смысле, поскольку не до­рос до понимания своих обязанностей перед го­сударством. Вполне естественно, что Скотининым-Простаковым чуждо гражданское чувство, мысль “быть полезным своим согражданам” в эти головы прийти не может.

Недорослю Митрофанушке нет необходимос­ти учиться или готовить себя к государственной службе, потому что у него есть сотни крепостных, которые обеспечат ему сытую жизнь. Так жил его дед, так живут его родители, так почему бы и ему не провести свою жизнь в праздности и удоволь­ствиях?

Образ недоросля Митрофанушки стал убеди­тельным примером того, что среда, условия жиз­ни в значительной мере определяют поведение человека в обществе и его взгляды на жизнь. Со­временники писателя отмечали, что образ этот наделен правдивыми, типическими чертами. “В сей комедии, – писал П. А. Вяземский, – так много действительности… Мне самому случалось встретиться в провинциях с двумя или тремя живыми экземплярами Митрофанушки, т. е. буд­то служившими образцом Фонвизину”.

Комедия Фонвизина “Недоросль” направлена (и во многом благодаря именно образу Митрофа­нушки) против всех “тех злонравных невежд, которые, имея над людьми свою полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно”. Эта коме­дия от первой до последней сцены построена так, что зрителю или читателю ясно: неограниченная власть над крестьянами – источник тунеядства, самодурства, ненормальных отношений в семье, нравственного уродства, безобразного воспита­ния и невежества.

Люди без чести и совести, без ума и сердца превращаются в скотов. Мы не видим в них ни­чего человеческого: только животные чувства, “скотство”, “свинство”, только забота об удовлет­ворении элементарных физических потребнос­тей, жалкие попытки придать своей жизни ви­димость “образованности” – наивный маскарад, не меняющий их истинной сущности. Да, конеч­но, все это результаты античеловеческого крепо­стного права. Но не пора ли выйти за пределы той исторической эпохи?

Ведь общественная опас­ность агрессивного невежества ощущалась не только в XVIII веке.

Фонвизин поставил в своей комедии много важных вопросов: о служении отечеству, о вос­питании, о невежестве (и не простом невежестве, а самом страшном – агрессивном), о родителях и детях, о подлинной и мнимой образованности, о смысле жизни, наконец. Неужели мы будем делать вид, что к нам это никакого отношения не имеет, что все это дела давно минувших дней? Нет, конечно!

Проблемы, затронутые автором, остаются актуальными и сегодня, они касаются каждого из нас. Потому что и сегодня, несмотря на совместные усилия школы, семьи и государ­ства, рядом живут Митрофанушки. Кто-то недо­росль в моральном смысле, кто-то в гражданском, а уж неучей, не имеющих элементарных знаний, но кичащихся при этом своей образованностью, мы встречаем очень и очень часто.

Да что душой кривить, в каждом из нас, если присмотреться, можно найти что-то от Митрофанушки.

Мы уверены в том, что окружающие люди дол­жны нам помогать, давать советы, ждем, что в трудную минуту к нам придут на помощь, под­ставят плечо. А всегда ли мы сами добры и вни­мательны к окружающим, к старшим? Есть сре­ди нас и такие, кто живет только за счет родите­лей и дальше не собирается ничего менять.

А за­чем? Это ведь так удобно. Есть и те, кто всеми силами старается уклониться от выполнения об­щественного долга или просто от выполнения сво­их обязанностей. Есть и те, кто не видит необхо­димости в получении среднего и высшего образо­вания.

А зачем? Считать, писать умею, с Интер­нетом, слава богу, на “ты”… Каким бы умным и трудолюбивым не был человек, в нем есть части­ца Митрофанушки, хотя бы потому, что каждый из нас иногда позволяет себе лениться.

Вопрос только в том, сумеем ли мы вовремя распознать в себе и в окружающих характерные симптомы “болезни” и будем ли с ними бороться.

Проявлений невежества, к сожалению, вели­кое множество… Выдающийся историк В. О. Клю­чевский был совершенно прав, когда писал: “…насмешливый современный зритель сценичес­кого Митрофана может со временем наказать себя за преждевременный смех не театральными, а настоящими житейскими и очень горькими сле­зами. Повторяю, надобно осторожно смеяться над Митрофаном, потому что Митрофаны мало смеш­ны и притом очень мстительны, и мстят они не­удержимой размножаемостью и неуловимой про­ницательностью своей породы, родственной на­секомым или микробам”.

Глоссарий:

– сочинение на тему современные митрофанушки

– сочинение на тему Митрофанушка

– сочинение на тему воспитание митрофана

– современные митрофанушки

– есть ли сейчас митрофанушки


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Сочинение на тему: ЕСТЬ ЛИ СЕЙЧАС МИТРОФАНУШКИ?