Сочинение на тему – Дьявольский соблазн ума
Михаил Булгаков своим романом “Мастер и Маргарита” дал читателю новое Евангелие, будто открыв свою собственную философию жизни. Но какую же роль сыграет в этой системе мира сатана? В Библии четко сказано, что он – враг человека. Это как же тогда объяснить возвращение возлюбленного Маргарите или голову конферансье театра “Варьете”?
В чем же тогда тайна булгаковского дьявола, да и или дьявол он как такой? Первым человеком, который появился во время “небывало знойного мероприятия” на Патриарших прудах во время разговора
Так и случилось : через несколько часов Берлиоз оказался под трамваем. Критики считают, что потерпевший поплатился за свое неверье, и что его осудил никто другой, как таинственный консультант. Возникает много вопросов.
Как, например, сатана мог осудить за неверье в Бога, да и как он, ввалившийся ангел, вообще мог судить? Тайна скрыта и в самом Берлиозе, точнее, в его фамилии. “Не композитор”, – отмечает
Я – часть той силы, которая вечно хочет зла и вечно совершает добро” (Гете, “Фауст”), Бесконечная цепь ассоциаций, которые не всегда могут быть объяснены и прослеженные, но реально существуют. Каждый представитель свиты Воланда, как выяснилось, имел свою собственную историю не только на страницах романа, а и за его пределами.
Среди численных арабских племен был широко распространенный праздник козлоприношения, праздник Азазело. Его сущность заключалась в том, чтобы откупиться от Азазело – безжалостного ангела смерти, который, за верованиями арабов, весь в черном и на черных крыльях прилетал к человеку, чтобы забрать с собой ее душу. Лицо его было бледным и холодным, а глаза – пустыми и черными. Невольно возникает ассоциация с демоном-убийцей с 32-го раздела романа.
Обратимся до одного из волшебнейших персонажей произведения, не совсем кота – Бегемота, наилучшего шута в мире. У давних египтян бегемот был воплощением злого, демоноподобного бога Тифона. Правда, у Воланда был еще один шут – Фагот, неповторимый ломака-регент с дренкучим голосом, в клетчатом костюме и треснувшем пенсне. А слово “фагот” в переводе с французского языка означает “шут”.
Было бы интересно обратиться еще к одному персонажу – Абадонне. За верованиями тех же арабских племен, к умирающему человеку приходил ангел Аваддон, вестник смерти. Он был известный тем, что крылья его были обвешаны парами человеческих глаз. Он появлялся к людям с закрытыми глазами, и только умирающий встречался с ним взглядом.
В романе же Абадонна, сняв очки, смотрит в глаза барона, убивая его.
“Дьявольские ловушки”, – шепчу я. Но насколько страшны эти не званные гости?
Возникает вопрос: почему одних Воланд ласкает, а других жестоко наказывает? Или не стал он милосердным к Маргарите или к конферансье театра “Варьете”? Нет, сатана не дарит милость. Маргарита отдала ему свою душу, став ведьмой, а бедный, бедный конферансье.
Он молил о пощаде. Напрашивается сравнение с вождем всех народов Сталиным. Может, в бесконечно многогранном сатане содержалась частичка вельмож или это он властвовал в их сердцах.
Тысячи вопросов и ни одной ответа.
Обратимся еще до одного раздела романа. Черная магия и ее изобличение. Воланд одновременно выступает в роли фокусника, артиста, иллюзиониста и, экспериментатора.
А эксперимент относится к людям… Часть первая: с неба в огромном количестве летят деньги, а через несколько минут Бенгальский остается без главы. Испытываешь удивление, как мастерски, а главное, как просто сатана проник в человеческие души. Он вынес свой вердикт.
Часть вторая: женский магазин и изобличения Аркадия Аполлоновича Семплярова. Это было грубое изобличение, лучше похоже на насмешку. Нет, сам дьявол оказался в Москве не для того, лишь бы что-то изменить.
Он не хотел раскрыть людям глаза, он просто сделал свой вывод, а решать должны сами москвичи.
Я понимаю, что образ сатаны, раскрытый в Библии, практически ничего общего с булгаковским дьяволом не имеет. В одном фильме я слышал фразу, сказанную бесом человеку: “Я только расставляю декорации, и за бечевки теребишь ты сам”. Человек, который попал на крючок греха, может освободиться только в один способ: отдать душу сатане или Богу.
Этих мыслей нет в романе, но речь идет о том, что человека, который попал в болото греха, обязательно выловит рыбак – как вышло из Семляровим. Итак, дьявол всюду расставляет свои сети, к которым не могли не попасть самолюбивые и эгоистические москвичи. Поэтому мы пришли к тому, из чего начинали: “Будьте трезвы, следите!
Ваш неприятель – дьявол – ходит, рыча, как лев, который ищет, кого пожрать”.