Сочинение на тему: ДРАМА ОБМАНУТОГО ЧУВСТВА В РОМАНЕ “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ”



Драма обманутого чувства – самое тяжелое пере­живание в жизни обоих Печориных: из “Княгини Ли­говской” и “Героя нашего времени” и самого М. Ю. Лер­монтова. В ней нашла отражение история любви автора и Варвары Александровны Лопухиной. Их светлое чув­ство было отравлено решением родителей девушки от­дать ее замуж за богатого Н. Ф. Бахметева, который был старше Лопухиной на семнадцать лет.

В “Герое нашего времени” эта история узнается в эпизоде, в котором Вернер сообщает Печорину о при­езде незнакомой молодой дамы с родинкой на щеке. “Когда он ушел, – пишет Печорин, – ужасная грусть стеснила мое сердце. Судьба ли нас свела опять на Кавказе, или ока нарочно сюда приехала, зная, что ме­ня встретит?.. И как мы встретимся?.. И потом, она ли это?..

Мои предчувствия никогда меня не обманыва­ли”. Эти мысли не оставляли Печорина в течение трех дней, что не мешало ему разрушать “сладкие заблуж­дения ближнего”, внушая Грушницкому следующие мысли о женском лицемерии и непостоянстве: “Если ты над нею не приобретешь власти, то даже ее первый поцелуй не даст

тебе права на второй; она с тобой на­кокетничается вдоволь, а года через два выйдет замуж за урода, из покорности к маменьке, и станет себя уве­рять, что она несчастна, что она одного только челове­ка и любила, то есть тебя, но что небо не хотело соеди­нения ее с ним, потому что на нем была солдатская шинель, хотя под этой толстой, серой шинелью билось сердце страстное и благородное…” В этой “проповеди” звучит намек на собственную любовную драму автора и отношения Печорина с Верой, первый раз вышедшей замуж в угоду “маменьке”, а второй раз “для сына”. Ее мужем стал богатый “хромой старичок”, страдаю­щий “ревматизмами”.

В своем дневнике Печорин признается сам себе в том, что Вера – единственная женщина в мире, ко­торую он “не в силах был бы обмануть”; более того, по его убеждению, это единственная женщина, которая его “поняла совершенно”. Иллюстрацией этому утверж­дению служат лермонтовские строки:

Расстались мы; но твой портрет

Я на груди моей храню:

Как бледный призрак лучших лет,

Он душу радует мою.

И новым преданный страстям,

Я разлюбить его не мог:

Так храм оставленный – все храм,

Кумир поверженный – все бог.

Трагедия разрушенного “родства душ”, обречен­ных на вечную разлуку, озлобляет Печорина. Лю­бовь к Вере не мешает ему с сарказмом спросить: “Может быть, ты любишь своего второго мужа?..” Искреннее и глубокое чувство уже разрушено, при­чем Печорин считает это закономерным, но прошлые обиды не дают ему покоя. “Нет в мире человека, над которым прошедшее приобретало бы такую власть, как надо мной”, – сознается Григорий Алек­сандрович. В этом признается и сам Лермонтов в из­вестном стихотворении:

Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье;

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.

Печорин решает отомстить за разочарование в любви и “берет реванш”, заставляя полюбить себя “молоденькую девочку”, княжну Мери, “зная наи­зусть”, чем все кончится. А может быть, он хотел еще раз проверить себя? Вдруг в его душе снова зажжется огонь любви?

Он записывает в своем “Журнале”: “11 июня. На­конец они приехали. Я сидел у окна, когда услышал стук их кареты: у меня сердце вздрогнуло…

Что же это такое? Неужто я влюблен?.. Я так глупо создан, что этого можно от меня ожидать”.

Однако слабая надежда Печорина на счастье была напрасной, так как искрен­няя любовь княжны Мери была хладнокровно и мето­дично завоевана им по правилам онегинской “науки страсти нежной”. Сердце же самого Печорина осталось холодно – ответного чувства не возникло.

Однако жажда любви, неподвластной ничему, кро­ме “родства души”, не иссякла в душе Печорина, и он снова надеется на счастье, решив похитить Бэлу. Он видит в ней свой идеал естественной женщины, живу­щей в гармонии с природой, имеющей чистую душу, не искаженную цивилизацией. Но и здесь его ждет ра­зочарование: “родства душ” не могло случиться у та­кой личности, как Печорин, и “дикарки” Бэлы.

С горе­чью в сердце Печорин признается в этом Максиму Максимычу после ее гибели: “Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательною судьбою… я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни: невежество и простосердечие одной надоедают так же, как и кокетство другой”.

Печорин видит за своей любовной драмой драму всей своей жизни, бессмысленность существования и общечеловеческую трагедию. Это его роднит с шекс­пировским Гамлетом.

Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем

вокруг, –

Такая пустая и глупая шутка…

Иной любви Печорину не дано.

Глоссарий:

– драма незаурядной личности в романе герой нашего времени

– Драма незаурядной личности в романе герой нашего времени сочинение

– сочинение драма незаурядной личности в романе герой нашего времени

– сочинение на тему драма незаурядной личности в романе герой нашего времени

– Драма незаурядной личности в романе лермонтова герой нашего времени


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Сочинение на тему: ДРАМА ОБМАНУТОГО ЧУВСТВА В РОМАНЕ “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ”