Сочинение на тему: Что я понял, прочитав прозу Клейста
Проза Клейста проблемно едина и структурно схожа с его драматургией, но разительно отличается от нее по особенностям художественной речи. Язык драм Клейста либо патетичен и эмоционально насыщен (в трагедиях), либо непосредственно жизнен и характерен (в комедии). Проза же поражает лаконизмом и эстетической сдержанностью повествовательной речи.
Это язык реалистического искусства. В трагедиях Клейста наряду с риторикой – взрывы страсти, негодования, отчаяния, выплескиваемые в необузданных гиперболах, порой напоминающих язык драм “бурных
Не слаженность мира, бурные сотрясения людских судеб и душ отзываются при этом не только в сюжетном строе клейстовской новеллы, но нередко и в структуре фразы, что, однако, не нарушает общего, кажущегося спокойным тона, подобного тону исторических хроник.
Клейст любит сталкивать противоречия уже в рамках
В новелле “Обручение на Сан-Доминго ” действие происходит в 1803 г., в дни восстания негров против белых колонизаторов. Здесь отчетливо проступают черты философского мировосприятия Клейста: мир видится ему в состоянии острого кризиса, погруженным в темный хаос, в страшную путаницу, где истинное замещается мнимым, а мнимое истинным, но человек способен все же остаться человеком, хотя бы это и стоило ему жизни. Один из главных мотивов новеллы, как и всего творчества Клейста, – мотив доверия.
Клейст уверен, что если бы люди больше доверяли друг другу, жертв было бы гораздо меньше.
Повесть “Михаэль Кольхаас ” (ее действие отнесено к XVI в., ко временам феодального самоуправства и разбоя) выделяется среди произведений Клейста укрупненным изображением социального конфликта. Важный мотив повести – разрастание народного протеста в стихию, выходящую из берегов. Поток народного гнева сносит все на своем пути.
Клейст показывает при этом, что гнев народа – прямое следствие социальной несправедливости.
Повесть во многом параллельна трагедии “Принц Фридрих Гомбургский”, они и создавались почти одновременно (повесть несколько позднее). В каждом из этих произведений Клейст сталкивает живые стремления человека и мертвую букву закона. Повесть как бы дополняет трагедию о принце Гомбургском, проливая свет на истинный ее смысл.
Гармония в финале трагедии – мнимая, как мнима и справедливость в развязке “Михаэля Кольхааса”. По Клейсту, гармония существует лишь в идеале, в реальности же господствует мертвый порядок или неудержимая стихия, способная и погубить жизнь, и открыть ей дорогу. Человек может противопоставить злому хаосу гуманность и мужество, как не раз делал это сам Клейст, воплощая страшное и хаотическое в формах строгих и сдержанных. Гете верил в реальность гармонии, Шиллер – в ее возможность, у Клейста же гармония – мираж.
Связь с традициями просветителей нередко напоминает у Клейста перевернутое зеркальное отражение, и это делает наглядной сложность картины немецкой литературы на переломе веков. Дисгармоничность характеров людей и их судеб была для Клейста частью трагической разлаженности мироздания. Он шел в своем понимании частного от всеобщего.
В творчестве поздних романтиков появились также ростки и другого пути художественного познания действительности – от частного к общему, пути, ведущего к отображению жизни в ее земном, повседневном облике. Но это уже другая линия в развитии немецкой литературы XIX века.