Сочинение на тему: Что я понял, прочитав прозу Клейста

Проза Клейста проблемно едина и структурно схожа с его драматургией, но разительно отличается от нее по особенностям художественной речи. Язык драм Клейста либо патетичен и эмоционально насыщен (в трагедиях), либо непосредственно жизнен и характерен (в комедии). Проза же поражает лаконизмом и эстетической сдержанностью повествовательной речи.

Это язык реалистического искусства. В трагедиях Клейста наряду с риторикой – взрывы страсти, негодования, отчаяния, выплескиваемые в необузданных гиперболах, порой напоминающих язык драм “бурных

гениев”, в новеллах – нарочитая бесстрастность, внешне холодная информативность, отказ от слов и интонаций, открыто выражающих эмоции. В этом отношении проза Клейста напоминает прозу Пушкина: и там и тут за внешней бесстрастностью повествования таится сжатая энергия смыслового напряжения.

Не слаженность мира, бурные сотрясения людских судеб и душ отзываются при этом не только в сюжетном строе клейстовской новеллы, но нередко и в структуре фразы, что, однако, не нарушает общего, кажущегося спокойным тона, подобного тону исторических хроник.

Клейст любит сталкивать противоречия уже в рамках

одного предложения, совмещая несовместимое. Действие в новеллах Клейста, как и в его драмах,- это непрерывная цепь контрастных ситуаций; если бы изобразить ее графически, получилась бы ломаная линия, состоящая из неравномерных, разнонаправленных отрезков.

В новелле “Обручение на Сан-Доминго ” действие происходит в 1803 г., в дни восстания негров против белых колонизаторов. Здесь отчетливо проступают черты философского мировосприятия Клейста: мир видится ему в состоянии острого кризиса, погруженным в темный хаос, в страшную путаницу, где истинное замещается мнимым, а мнимое истинным, но человек способен все же остаться человеком, хотя бы это и стоило ему жизни. Один из главных мотивов новеллы, как и всего творчества Клейста, – мотив доверия.

Клейст уверен, что если бы люди больше доверяли друг другу, жертв было бы гораздо меньше.

Повесть “Михаэль Кольхаас ” (ее действие отнесено к XVI в., ко временам феодального самоуправства и разбоя) выделяется среди произведений Клейста укрупненным изображением социального конфликта. Важный мотив повести – разрастание народного протеста в стихию, выходящую из берегов. Поток народного гнева сносит все на своем пути.

Клейст показывает при этом, что гнев народа – прямое следствие социальной несправедливости.

Повесть во многом параллельна трагедии “Принц Фридрих Гомбургский”, они и создавались почти одновременно (повесть несколько позднее). В каждом из этих произведений Клейст сталкивает живые стремления человека и мертвую букву закона. Повесть как бы дополняет трагедию о принце Гомбургском, проливая свет на истинный ее смысл.

Гармония в финале трагедии – мнимая, как мнима и справедливость в развязке “Михаэля Кольхааса”. По Клейсту, гармония существует лишь в идеале, в реальности же господствует мертвый порядок или неудержимая стихия, способная и погубить жизнь, и открыть ей дорогу. Человек может противопоставить злому хаосу гуманность и мужество, как не раз делал это сам Клейст, воплощая страшное и хаотическое в формах строгих и сдержанных. Гете верил в реальность гармонии, Шиллер – в ее возможность, у Клейста же гармония – мираж.

Связь с традициями просветителей нередко напоминает у Клейста перевернутое зеркальное отражение, и это делает наглядной сложность картины немецкой литературы на переломе веков. Дисгармоничность характеров людей и их судеб была для Клейста частью трагической разлаженности мироздания. Он шел в своем понимании частного от всеобщего.

В творчестве поздних романтиков появились также ростки и другого пути художественного познания действительности – от частного к общему, пути, ведущего к отображению жизни в ее земном, повседневном облике. Но это уже другая линия в развитии немецкой литературы XIX века.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: Что я понял, прочитав прозу Клейста