Сочинение на тему Что привлекло меня в поэзии серебряного века?

Что привлекло меня в поэзии серебряного века? “Стихи о Прекрасной Даме” – ранняя Утренняя заря – те сны и туманы, С которыми борется душа, чтобы получить Право на жизнь Одиночество, мгла, тишина – закрытая книга Бытия… там все… пленяет недоступностью… Александр Блок Раннее творчество Александра Блока. Первый его сборник – “Стихи о Прекрасной Даме”. В нем отразились мыс­ли, настроение и мироощущение двадцатидвухлетнего юно­ши.

Достаточно взглянуть на фотоснимок, сделанный в 1904 году. Какая вселенская грусть

в глазах! “Трагичес­ким тенором эпохи” назвала Александра Блока Анна Ахматова. В первом сборнике А. Блока собраны стихотворения содержащие в себе часто противоположные взгляды на мир.

Большое влияние на поэта и его творчество оказал Вла­димир Соловьев. Идея двоемирия, женского начала не по­кидала Блока.

В ранних лирических произведениях отразилось стремление поэта постичь мир. Миром правит женское начало оно вечное, нетленное. По Блоку, человек в состоянии любви прорывается к высшим сферам бытия. Любовь поэта – постоянное ожидание.

В первом сборнике – преклонение и служение рока веч ной

Прекрасной Даме и ожидание любви. Но со временем приходит осознание невозможности встречи с владеющей вселенной гармонизацией мира.

Между поэтом и Дамой про­исходит разрыв, который поэт очень тяжело переживает. На смену светлой мечте приходят безысходность, непонят­ность. Появляются такие символы, как метель, вихрь, вью­га.

Мерцающий свет фонаря символизирует здешний мир, белые страны, зори, лазурь – места иные, уходящие из ранней лирики А. Блока. Появляются кровавые, красные, 266 Русская литература XX века Багровые тона.

Город предстает перед глазами читателя в мистическом облике. Рыцарские доспехи героя сменяются на костюм арлекина. Вместо преклоняющегося инока – хохочущий шут, фантастическое, призрачное видение: “По городу бегал черный человечек…” У Блока обычная, повсед­невная жизнь переплетается с мистической, нереальной.

Но, несмотря на противоречивость мыслей, основные мотивы, взгляды ранних стихотворений А. Блока сохрани­лись на протяжении всего творчества поэта. Цикл стихо­творений о Прекрасной Даме – это попытка слияния ин­дивидуальной души поэта с мировой душой. Сборник “Стихи о Прекрасной Даме” имеет три разде­ла, внутренне связанных между собою; через них как бы осуществляется драматическое движение творческой мыс­ли поэта: это разделы-главы – “Неподвижность”, “Пере­крестки”, “Ущерб”.

В первом разделе, “Неподвижность”, собраны стихи, не­посредственно обращенные к Прекрасной Даме. Название раздала сходно со стихотворением В. Соловьева “Бедный друг! Истомил тебя путь…”: Смерть и Время царят на земле, – Ты владыками их не зови; Все, кружась, исчезает во мгле, Неподвижно лишь солнце любви.

И само понятие “неподвижность” Блок вкладывает глу­бокий философский смысл, и оно в его поэтическом ино­сказании имеет много оттенков.

Самый несомненный из них выряжает идею постоянства, верности, рыцарского служения, вырг! жающие самое главное, “сокровенное и несказанное”. О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая – Ты. “Неподвижность” – поэтический пролог ко всему твор­честву Блока.

Именно здесь рассказана история жертвен­ной любви Рыцаря к Прекрасной Даме, и вместе с тем это быль, действительная, земная история любви А. Блока к Л. Д. Менделеевой. В “Неподвижности” зарождается свя­тая для Блока тема: поэт и его идеал Прекрасного (слияние Добра, Красоты, Истины), которому он был верен всю жизнь. История любви Рыцаря и Прекрасной Дамы от начала и до конца драматична.

В основе сюжетного движения пер­вой книги – изначальный и все время нарастающий дра­матизм, кроющийся в самой природе героев, и прежде все­го в характере Прекрасной Дамы. Ее облик изменчив, она непостижима. Мотив этот обозначился сразу же, во втором стихотворении сборника “Предчувствую Тебя…”: … Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Это пророческое стихотворение – камертон ко всей ли­рике.

В нем “напророчен” не только будущий “ущерб” Пре­красной Дамы – … дерзкое возбудишь подозренъе, Сменив в конце привычные черты, – Но и будущий неизбежный путь лирического героя: О, как паду – и горестно, и низко, Не одолев смертельные мечты! Стихотворение завершается двустишьем, в котором вы­ражена трагическая противоречивость блоковского героя: Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты. Стихотворение “Я их хранил в приделе Иоанна…” было написано на следующий день после того, как Л. Д. Менде­леева согласилась стать женой Блока. “… Свершилось то, чего никогда еще не было, чего я ждал четыре года…

” – писал Блок в дневнике. И вот зажглись лучом вечерним своды. Она дала мне Царственный Ответ. Во втором разделе сборника, который Блок назвал “Пере­крестки”, резко меняются тональность, ритм, появляется бло-ковский Петербург, его Город.

В “Неподвижности” обращает на себя внимание необычайное слияние поэта с миром приро­ды. Это слияние сходно с мировосприятием И. Бунина. В “Перекрестках” отразился резкий поворот в лирике Блока. Раздел “Перекрестки” открывается многозначительным и откровенно-дерзким стихотворением “Обман”, далеким от лучезарности первой части сборника.

Вместо розовых зорь фабричная гарь, в глаза бросается красный цвет: крас­ный карлик, красный колпак, красное солнце: “По ули­цам ставят красные рогатки.

Шлепают солдатики…” Следующие стихотворения в нарастающей степени раз­вивают тему обмана, тему города, в котором сосредоточены порок и гибель. Еще более усиливаются красные тона: кро­вавое солнце, красные пределы города, красный дворник, пьяно-алая вода. В стихотворении “Город в красные преде­лы…”, посвящено лучшему другу Евгению Иванову, кото­рый также испытывал мучительную любовь-ненависть к го­роду Петра, Блок до такой степени сгущает краски, что перед нами уже не город, а “серо-каменное тело” с “мерт­вым ликом”, колокол с “окровавленным языком”.

Стихотворения этого раздела “Все кричали у круглых столов…

“, “Свет в окошке шатался…”, “Я вышел в ночь…” предвосхищают Блока – поэта “Страшного мира”. Здесь появляются трагические темы балагана, арлекин, двойничества. Восхищенью не веря, С темнотою – один – У задумчивой двери Хохотал арлекин. Блок объясняет, что двойничество, то есть расщеплен­ность души человека, перекрестков, перепутий, происхо­дит от точного понимания трагической диалектики жизни эпохи рубежа веков. “Перекрестки”, “Перепутья”, “Рас­путья” – это еще и синонимы исторического рубежа – конца X


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему Что привлекло меня в поэзии серебряного века?