Сочинение на тему: Читая романы Ч. Айтматова
Книги писателя – “Прощай, Гюльсары” (1966), “Белый пароход” (1970), “Пегий пес, бегущий краем моря” (1977), “Плаха” (1986), “Тавро Кассандры” (1994), очень разные по своим художественным достоинствам, – отличались одной важной особенностью. Писатель смело и остро по тем временам говорил о волновавших его вещах. Цензура же была к нему на удивление милостива.
Но в 1980 г. сделать заглавием романа строку опального поэта! Вначале, видимо по незнанию, не обратили внимания. Затем, однако, все настойчивее стали навязывать другое название
Но на этом критика не успокоилась. Ее смущали элементы фантастики. Как все вроде бы просто и ясно: на железнодорожном разъезде, затерянном в бескрайних казахских степях, честно, героически преодолевая немалые трудности, трудится простой советский человек.
К чему тут загадочная планета Лесная Грудь? Космонавты, которые без разрешения туда улетают? Сомнительные рассуждения о советско-американском
Айтматову пришлось объясниться: “Фантастическое – это метафора жизни, позволяющая увидеть ее под новым, неожиданным углом зрения. Метафоры сделались особенно необходимыми в наш век не только из-за вторжения научно-технических свершений в область вчерашней фантастики, но скорее потому, что фантастичен мир, в котором мы живем, раздираемый противоречиями, – экономическими, политическими, идеологическими, расовыми”.
В самый пик застоя, в 1980 г., появился роман Ч. Айтматова “И дольше века длится день”. Писателю удалось уловить состояние общества, которое ощущали многие и которое было предсказано еще Б. Пастернаком. В стихотворении “Единственные дни” (1959) поэт писал:
На протяженьи многих зим Я помню дни солнцеворота, И каждый был неповторим И повторялся вновь без счета. И целая их череда Составилась мало-помалу – Тех дней единственных, когда Нам кажется, что время стало. “…” И полусонным стрелкам лень Ворочаться на циферблате, И дольше века длится день, И не кончается объятье.
В извечной триаде: прошлое – настоящее – будущее периодически наступает момент, когда все вокруг замирает в преддверии сдвига. И вот прошлое поглощается временем, уходит из памяти, его место занимает настоящее, и человек оказывается там, где еще вчера было будущее. Конец XX в. именно такое время.
В своем романе Айтматов размышляет о забвении прошлого и пытается представить картину будущего. Писатель умело организует хронотоп повествования. Умер друг, верный товарищ Едигея Казангап, такой же, как и он, простой железнодорожный рабочий. По давним обычаям, его надо похоронить на кладбище предков.
Все, что сопутствует этой печальной необходимости, – вызов детей, молитвы, снаряжение покойника, неблизкая дорога на кладбище, – образует событийную нить повествования. Талант Айтматова обнаруживает себя в особой ритмической организации прозы. Через весь роман как своеобразный лейтмотив, многократно повторяясь, проходит – в иных изданиях оно даже выделяется особым шрифтом – стихотворение в прозе:
“Поезда в этих краях шли с востока на запад и с запада на восток… По сторонам от железной дороги в этих краях лежали великие пустынные пространства – Сары-Озеки, Серединные земли желтых степей. В этих краях любые расстояния измерялись применительно к железной дороге, как от Гринвичского меридиана… А поезда шли с востока на запад и с запада на восток…”
И, подчиняясь этому ритму, читатель совершает одно за другим путешествия – во времени: в прошлое далекое (легенда о манкурте) или недавнее (рассказ о возвращении Едигея с войны) – и в пространстве: на авианосец “Конвенция” в Тихом океане, на космический корабль, в Алма-Ату. Как далеко разошлись пути человеческие на земле, если одновременно сосуществуют на ней полунищий железнодорожный обходчик, кречетоглазый чекист и его жертва учитель Абуталип, самодовольный ограниченный сын покойного Казангапа Сабитджан и космонавты на орбите. Есть ли у них что-нибудь общее? Когда маленькая похоронная процессия приблизилась к кладбищу, расположенному в бескрайней выжженной солнцем степи, дорогу преградила колючая проволока.
Оказывается, кладбище теперь находится на территории космодрома и вход туда воспрещен. Напрасно Едигей и его спутники пытаются доказать святость традиций, никакие доводы не убеждают неумолимых охранников.
Чтобы дольше века длился день человечества, люди не имеют права, не должны забывать о человеческом в себе. Легенда о манкурте – один из идейных центров романа. В древности у кочевников существовал жестокий обычай. На обритую голову пленника надевалась шкура убитого верблюда.
Высыхая, она причиняла человеку страшную боль, и в результате он лишался памяти. Подобной операции подвергся и герой легенды. Когда мать попыталась спасти юношу, сын не вспомнил ничего, не узнал ее и убил.
Человек стал рабом. Во все времена находились желающие заставить человека забыть о своей нравственной природе, ожесточить его, сделать послушным орудием достижения собственных целей. Какие только средства не использовались для этого – от сырой верблюжьей шкуры до радио и телевидения.
И когда это удается, над человечеством нависает угроза гибели.
Роман завершается апокалипсической картиной-символом: стартуют ракеты, которые должны образовать вокруг Земли обруч, препятствующий возвращению космических беглецов. На целую планету с помощью современной техники накидывается своеобразная “верблюжья шкура”. Власти хотят предотвратить знакомство людей с информацией из иного мира, уже достигшего гармоничного, справедливого устройства общества, превратить их в современных манкуртов:
“Небо обваливалось на голову, разверзаясь в клубах кипящего пламени и дыма… Человек, верблюд, собака – эти простейшие существа, обезумев, бежали прочь. Объятые ужасом, они бежали вместе, страшась расстаться друг с другом… и вдруг, почудилось Едигею, откуда ни возьмись появилась сбоку белая птица, некогда возникшая из белого платка Найман-Аны, когда она падала с седла, пронзенная стрелой собственного сына-манкурта… Белая птица полетела рядом с человеком, крича ему в том грохоте и светопреставлении: – Чей ты?
Как твое имя? Вспомни свое имя! Твой отец – Доненбай, Доненбай, Доненбай…. И долго еще разносился ее голос в сомкнувшейся тьме…”
Книга и написана для того, чтобы все мы, пока не поздно, услышали этот крик. Творческий процесс современного писателя протекает под знаком постоянного обогащения изобразительно-выразительных средств литературы. Вновь популярны символ и фантастика, сатира и парадокс, гротеск и гипербола, широко используются художественные открытия модернистского искусства.