Сочинение на тему “Чацкий – образ “нового человека”

Комедия О. С. Грибоедова “Горе от ума” Сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и морального воспитания нескольких поколений русских людей. Она вооружила их на борьбу с насилием и произволом, подлостью и невежеством у имени свободы и ума, у имени торжества передовых идей и настоящей культуры. Мы, как и наши родители и деды, захватываемся совершенством “Горя от ума”, блеском языка, поражающе ярким изображением быта и обычаев, реалистической точностью образов.

В комедии изображенная борьба нового со старым. Наблюдая

эту борьбу в жизни, Грибоедов показал ее в своей комедии, причем взглядом передового человека в свое время, близкой за взглядами к декабристам.

В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе во весь рост подал “новый человека”, воодушевленную высокими идеями, которая бунтует против реакционного общества, встает на защиту свободы, гуманности, ума и культуры, человека, который пытливо ищет новые формы жизни, человека нового склада ума и души, которые воспитывает в себе новую мораль, которая имеет новый взгляд на мир и на человеческие отношения. Александр Андреевич Чацкий – это молодой

человек, дворянин. Родители Чацкого рано умерли, и он воспитывался в доме Фамусова друга его покойного отца.

Чацкий умный. Речь его кипит умом, остроумием. Он безупречно честный человек. Словом, это человек не только умная, но и развитая, с чувством, или как его рекомендует горничная Лиза:

Да-с, так сказать, речист, а больно не хитер; Но будь военный, будь он статский, Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Чацкий!

В “Горе от ума” все гости Фамусова рабски копируют обычаи, манеры и наряд французских модисток и безродных заезжих прохиндеев, которые живут на русских харчах. Все они говорят на “смеси французской с нижегородской” и немеют от увлечения, увидев какого-то заезжего “французика с Бордо”. Устами Чацкого Грибоедов с наибольшей страстью разоблачил это недостойное ползание перед чужим и пренебрежение к своему!

Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятие: путешествовать, жить в селе, или посвятить себя “искусствам творческим, высоким и прекрасным”, поэтому Фамусов объявляет Чацкого опасным человеком, который не признает власти. Личная драма Чацкого – его неразделенная любовь к Софии. София, при всех своих красивых душевных задатках, все же целиком принадлежит к фамусовського мира.

Она не может полюбить Чацкого, который всем слогом своего ума и своей души противостоит этому миру. Он любит серьезно, и в Софии видит будущую жену. Тем временем Чацкому судилось выпить до дна горькую чашу, не найдя ни у кого “сочувствие живого”, и поехать, забрав с собой только “миллион сомнений”. О. А. Чацкий по-настоящему готовится к деятельности. “Он славно пишет, перекладывает”, – говорит о нем Фамусов и все твердит о его высоком уме.

Он путешествовал, учил, читал, брался, очевидно, за работу, был в сношениях с министрами и разошелся – не тяжело догадаться, почему: “Служит бы рад, – прислуживаться тошно”. Тем не менее бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринимать как его поражение. “Чацкий сломленный количеством силы старой”, так определяет значения Чацкого И. О. Гончаров.

Комедия Грибоедова и сейчас овеяна дыханием жизни, она зовет людей вперед, в действительное и будущее, и отметает со своего и пути все старое, что отжило. Чацкий – борец за дело, за идею, за правду. И. О. Гончаров писал, что “Чацкий начинает новое столетие – и в этом все его значение и весь ум”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (4 votes, average: 3.75 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему “Чацкий – образ “нового человека”