Сочинение на тему: БОРЬБА “ВЕКА НЫНЕШНЕГО” С “ВЕКОМ МИНУВШИМ” В КОМЕДИИ “ГОРЕ ОТ УМА”

Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” напи­сана в 1824 году. Это было тревожное, переломное время. В 20-х годах XIX века в России создавалось большое количество тайных революционных организаций. В обществе чувствовалось ожидание великих перемен.

Старые порядки изживали себя, а новые уверенно прокладывали дорогу в жизнь. Простые русские люди, активные и обра­зованные, чувствовавшие в себе реальную силу, были возмущены тем безответным положением, в котором они оказались по воле сильных мира сего. Борьба декабристов с многочисленными и сильными

противниками – дворянами-реакци онерами, борьба нового со старым разгоралась все сильнее, проникая во все сферы жизни.

Эта борь­ба “века нынешнего” с “веком минувшим” и лег­ла в основу произведения Грибоедова.

Главный конфликт пьесы – столкновение молодого дворянина Чацкого с обществом, к ко­торому он принадлежит по рождению. Герой Гри­боедова является представителем той части пере­довой дворянской молодежи, которая уже осоз­нает всю фальшивость окружающей действитель­ности, ничтожество и пустоту людей, которые ее окружают. Это человек незаурядного ума, сме­лый, честный,

искренний, способный трезво и независимо мыслить и открыто высказывать свое мнение, человек, который видит пороки и про­тиворечия окружающего общества и стремится бороться с ними. Чацкий – гуманист, защитник свободы и независимости личности, приверженец самостоятельного образа мыслей, служения делу, а не лицам, высоко ценящий честь и долг, на пер­вое место возводящий общественную роль и обя­занности человека.

Рабство, крепостничество, застой, косность вызывают в нем резкий, реши­тельный протест.

Проведя в путешествиях три года, этот моло­дой человек прошел серьезную школу. Он увидел настоящую жизнь народа, общался с представи­телями передовой молодежи, что оказало суще­ственное влияние на его взгляды, мысли, убеж­дения. Чацкий вобрал в себя все благородные по­мыслы и стремления декабристов.

Герой Грибое­дова близок к декабристам не только идеями и воззрениями, но и страстностью убеждения, ве­рой в правоту своих идеалов и справедливость своего дела.

Во время путешествия он наивно полагал, что жизнь изменилась во всем дворянском обществе:

Нет, нынче свет уж не таков…

Вольнее всякий дышит…

Однако, попав в фамусовское общество, герой Грибоедова понял, что на самом деле в дворян­ской среде все осталось по-прежнему, там до сих пор правят старые порядки, души представите­лей дворян так же пусты, а положение простых людей такое же униженное и беспросветное, как и раньше. Чацкий стремится изменить подобный уклад. Но его романтическое вольнолюбие, его вера в людей, в силу разума, в близость свободы сталкиваются с реальной крепостнической дей­ствительностью, с застойным миром Фамусовых и Молчалиных. Герою Грибоедова противостоит целая система, сила привычек и установок фамусовского общества.

Задача, которую взял на себя герой, – изменить людей, изменить ту жизнь, которой жило все дворянское общество, – ока­залась трудной и даже невыполнимой на тот мо­мент. Чацкий был настоящим героем своего вре­мени, но время не готово было еще принять его. У него было слишком мало сторонников.

Его еди­номышленники еще не могли заявить о себе, о своих правах во всю силу своего голоса – откры­то и уверенно.

Мы видим, насколько не похож Чацкий на остальных героев комедии. Все стремления фамусовского общества сводятся к заботе о собствен­ном благополучии, Чацкий же мечтает о беско­рыстном служении отчизне, своему народу, ко­торый он считает “умным и добрым”. Однако, в отличие от тупых солдафонов, вроде Скалозуба, все мысли которого сосредоточены лишь на ка­рьере и чинах, герой Грибоедова презирает сле­пое чинопочитание, угодничество и карьеризм. “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, – заявляет он. Стремясь вложить в науки “ум, ал­чущий познаний” или заняться искусством “творческим, высоким и прекрасным”, он видит вокруг лишь бездарных и необразованных лен­тяев.

В дворянском обществе процветают лице­мерие, тупость, ханжество, разврат. Чацкий ви­дит все это и с горечью вопрошает:

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве…

В таком обществе он не видит примера для подражания, наоборот, всеми силами стремится искоренить существующие порядки. Пусть даже пока что его стремления выражаются только в словах. От лица прогрессивной России Чацкий обличает основу существующего общества – кре­постное право. Он возмущается порядками, раз­решающими торговлю людьми, низкопоклон­ством русских дворян перед Западом.

Причем герой Грибоедова понимает, что основа подобно­го низкопоклонства заложена в существующей системе воспитания в дворянских семьях, куда приглашаются иностранные гувернеры “числом поболее, ценою подешевле”. Эти гувернеры и вос­питывают молодое поколение в уверенности, “что нам без немцев нет спасенья”. С гневом отмечает Чацкий, что даже речь московского дворянства представляет собой нелепое “смешенье языков французского с нижегородским”.

Он мечтает о возрождении национального языка, чтобы “ум­ный, бодрый наш народ хотя б по языку нас не считал за немцев”.

Герой Грибоедова противопоставляет “судь­ям”, непримиримым к “свободной жизни”, мо­лодое прогрессивно настроенное поколение, к которому принадлежит и сам. Вот его характе­ристика этого поколения:

… враг исканий…

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний,

Или в душе его сам Бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким

и прекрасным…

Чацкий попытался противостоять обществу Фамусовых, Скалозубов и Молчалиных и потер­пел неудачу. “Век минувший” пока еще чувству­ет свою силу. Объединившись, московские дво­ряне объявляют героя сумасшедшим, и ему не остается ничего, кроме как покинуть Москву, убежать подальше от этого общества, от этих по­рядков. Но он уже зародил искру раздора и со­мнения. У него уже появились единомышленни­ки даже в существующем обществе.

Об этом сви­детельствует присутствие в комедии таких пер­сонажей, как брат Скалозуба, которому полага­лось повышение по службе, а он “службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать”, или пле­мянник княгини Тугоуховской – князь Федор, который “чинов не хочет знать” и увлеченно за­нимается науками. Гости Фамусова с ужасом го­ворят о том, что в Петербурге открылся целый педагогический институт, где студенты и профес­сора упражняются в вольнодумстве. Да и сам Чацкий чувствовал себя представителем “ны­нешнего века” и совершенно не сознавал себя оди­ноким.

Не случайно, осуждая дворянское обще­ство, он говорит не столько от собственного лица, сколько от лица нового, молодого поколения.

“Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар ка­чеством силы свежей”, – справедливо отмечал Гончаров. А сам Грибоедов так характеризовал основной смысл своего произведения: “Чацкий начинает новый век – и в этом все его значение и весь ум”. Таким образом, хотя Чацкий и потер­пел поражение, но на самом деле новый век, “век нынешний” уже вступил в свои права.

А потому дни “века минувшего” сочтены.

Глоссарий:

– сочинение на тему век нынешний и век минувший в комедии горе от ума

– сочинение на тему век нынешний и век минувший

– сочинение горе от ума век нынешний и век минувший

– сочинение на тему горе от ума век нынешний и век минувший

– сочинение на тему век нынешний и век минувший горе от ума


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: БОРЬБА “ВЕКА НЫНЕШНЕГО” С “ВЕКОМ МИНУВШИМ” В КОМЕДИИ “ГОРЕ ОТ УМА”