Сочинение на тему: БОРЬБА “ВЕКА НЫНЕШНЕГО” С “ВЕКОМ МИНУВШИМ” В КОМЕДИИ “ГОРЕ ОТ УМА”
Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” написана в 1824 году. Это было тревожное, переломное время. В 20-х годах XIX века в России создавалось большое количество тайных революционных организаций. В обществе чувствовалось ожидание великих перемен.
Старые порядки изживали себя, а новые уверенно прокладывали дорогу в жизнь. Простые русские люди, активные и образованные, чувствовавшие в себе реальную силу, были возмущены тем безответным положением, в котором они оказались по воле сильных мира сего. Борьба декабристов с многочисленными и сильными
Эта борьба “века нынешнего” с “веком минувшим” и легла в основу произведения Грибоедова.
Главный конфликт пьесы – столкновение молодого дворянина Чацкого с обществом, к которому он принадлежит по рождению. Герой Грибоедова является представителем той части передовой дворянской молодежи, которая уже осознает всю фальшивость окружающей действительности, ничтожество и пустоту людей, которые ее окружают. Это человек незаурядного ума, смелый, честный,
Рабство, крепостничество, застой, косность вызывают в нем резкий, решительный протест.
Проведя в путешествиях три года, этот молодой человек прошел серьезную школу. Он увидел настоящую жизнь народа, общался с представителями передовой молодежи, что оказало существенное влияние на его взгляды, мысли, убеждения. Чацкий вобрал в себя все благородные помыслы и стремления декабристов.
Герой Грибоедова близок к декабристам не только идеями и воззрениями, но и страстностью убеждения, верой в правоту своих идеалов и справедливость своего дела.
Во время путешествия он наивно полагал, что жизнь изменилась во всем дворянском обществе:
Нет, нынче свет уж не таков…
Вольнее всякий дышит…
Однако, попав в фамусовское общество, герой Грибоедова понял, что на самом деле в дворянской среде все осталось по-прежнему, там до сих пор правят старые порядки, души представителей дворян так же пусты, а положение простых людей такое же униженное и беспросветное, как и раньше. Чацкий стремится изменить подобный уклад. Но его романтическое вольнолюбие, его вера в людей, в силу разума, в близость свободы сталкиваются с реальной крепостнической действительностью, с застойным миром Фамусовых и Молчалиных. Герою Грибоедова противостоит целая система, сила привычек и установок фамусовского общества.
Задача, которую взял на себя герой, – изменить людей, изменить ту жизнь, которой жило все дворянское общество, – оказалась трудной и даже невыполнимой на тот момент. Чацкий был настоящим героем своего времени, но время не готово было еще принять его. У него было слишком мало сторонников.
Его единомышленники еще не могли заявить о себе, о своих правах во всю силу своего голоса – открыто и уверенно.
Мы видим, насколько не похож Чацкий на остальных героев комедии. Все стремления фамусовского общества сводятся к заботе о собственном благополучии, Чацкий же мечтает о бескорыстном служении отчизне, своему народу, который он считает “умным и добрым”. Однако, в отличие от тупых солдафонов, вроде Скалозуба, все мысли которого сосредоточены лишь на карьере и чинах, герой Грибоедова презирает слепое чинопочитание, угодничество и карьеризм. “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, – заявляет он. Стремясь вложить в науки “ум, алчущий познаний” или заняться искусством “творческим, высоким и прекрасным”, он видит вокруг лишь бездарных и необразованных лентяев.
В дворянском обществе процветают лицемерие, тупость, ханжество, разврат. Чацкий видит все это и с горечью вопрошает:
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве…
В таком обществе он не видит примера для подражания, наоборот, всеми силами стремится искоренить существующие порядки. Пусть даже пока что его стремления выражаются только в словах. От лица прогрессивной России Чацкий обличает основу существующего общества – крепостное право. Он возмущается порядками, разрешающими торговлю людьми, низкопоклонством русских дворян перед Западом.
Причем герой Грибоедова понимает, что основа подобного низкопоклонства заложена в существующей системе воспитания в дворянских семьях, куда приглашаются иностранные гувернеры “числом поболее, ценою подешевле”. Эти гувернеры и воспитывают молодое поколение в уверенности, “что нам без немцев нет спасенья”. С гневом отмечает Чацкий, что даже речь московского дворянства представляет собой нелепое “смешенье языков французского с нижегородским”.
Он мечтает о возрождении национального языка, чтобы “умный, бодрый наш народ хотя б по языку нас не считал за немцев”.
Герой Грибоедова противопоставляет “судьям”, непримиримым к “свободной жизни”, молодое прогрессивно настроенное поколение, к которому принадлежит и сам. Вот его характеристика этого поколения:
… враг исканий…
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний,
Или в душе его сам Бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким
и прекрасным…
Чацкий попытался противостоять обществу Фамусовых, Скалозубов и Молчалиных и потерпел неудачу. “Век минувший” пока еще чувствует свою силу. Объединившись, московские дворяне объявляют героя сумасшедшим, и ему не остается ничего, кроме как покинуть Москву, убежать подальше от этого общества, от этих порядков. Но он уже зародил искру раздора и сомнения. У него уже появились единомышленники даже в существующем обществе.
Об этом свидетельствует присутствие в комедии таких персонажей, как брат Скалозуба, которому полагалось повышение по службе, а он “службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать”, или племянник княгини Тугоуховской – князь Федор, который “чинов не хочет знать” и увлеченно занимается науками. Гости Фамусова с ужасом говорят о том, что в Петербурге открылся целый педагогический институт, где студенты и профессора упражняются в вольнодумстве. Да и сам Чацкий чувствовал себя представителем “нынешнего века” и совершенно не сознавал себя одиноким.
Не случайно, осуждая дворянское общество, он говорит не столько от собственного лица, сколько от лица нового, молодого поколения.
“Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей”, – справедливо отмечал Гончаров. А сам Грибоедов так характеризовал основной смысл своего произведения: “Чацкий начинает новый век – и в этом все его значение и весь ум”. Таким образом, хотя Чацкий и потерпел поражение, но на самом деле новый век, “век нынешний” уже вступил в свои права.
А потому дни “века минувшего” сочтены.
Глоссарий:
– сочинение на тему век нынешний и век минувший в комедии горе от ума
– сочинение на тему век нынешний и век минувший
– сочинение горе от ума век нынешний и век минувший
– сочинение на тему горе от ума век нынешний и век минувший
– сочинение на тему век нынешний и век минувший горе от ума