Сочинение на тему Басенное начало в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина
Сказки Салтыкова-Щедрина называют баснями в прозе, в них отчетливо прослеживаются фольклорные и русская сатирическая литературная традиции.
В его сказках правдиво раскрываются проблемы народа. Сатирик зло обличает самодержавие, либерализм и господствующий класс, явно подчеркивает тупость, лень, неспособность правящей верхушки мыслить и работать.
В сказках Салтыкова-Щедрина отсутствует положительный герой, даже в “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” мужик, который умеет работать, проявляет смекалку, никакая
Он не может оценить свой труд. Почему же тогда два никчемных человека должны ценить его?
Русский мужик заслуживает того, что “заработал”: “рюмку водки да пятак серебра”.
В сказках Салтыкова-Щедрина в образах зверей изображены человеческие пороки. Например, в “Премудром пескаре”
Никто с ним не общался, не видел его, советы “премудрого” никому не нужны. Его жизнь прошла серо и уныло, и прожить сто лет, зарывшись в собственной норе, никому не интересно. Пусть жизнь протечет бурно, ярко, интересно, но лучше погибнуть в зубах щуки, зная, что о тебе кто-нибудь вздохнет или заплачет.
В сказке “Медведь на воеводстве” Салтыков-Щедрин придерживается традиционных амплуа: Медведь-воевода у него – майор, Осел – советник, Кукушка – гадалка, Попугаи – скоморохи, Сорока-воровка – ключница, Дятел – ученый-летописец, Соловей – певец и т. д. Его звери полностью ассоциируются с “профессией”, заложенной природой и человеческим восприятием.
Сатирик смеется над пороками общества, которые устраивают это же общество, над окружающей действительностью, которая реальна и совершенно не вызывает смеха.
Сочинение на тему Смерть за честь.
(По произведению М. Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”).
Жестокие времена опричнины известны нам из истории. В художественной литературе мы их также встречаем, например в “Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” М. Ю. Лермонтова.
Произвол и беззаконие были “визитной карточкой” опричников. Простой народ боялся их, знатные люди избегали с ними встреч. Лермонтову очень точно удалось описать атмосферу царствования Ивана Грозного:
Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
Заметил царь, что пригорюнился его верный слуга Кирибеевич: не ест, не пьет. Разгневался царь, “…стукнул палкою, (И дубовый пол на полчетверти) Он железным пробил око-яечником…”. Узнал царь, что верный опричник влюблен в красавицу Алену Дмитриевну, но не сказал Кирибеевич, что она – жена купца Калашникова.
Царь Иван Васильевич посоветовал:
…Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый
Да возьми ожерелье жемчужное…
…И пошли дары драгоценные
Ты своей Алене Дмитриевне:
Как полюбишься – празднуй свадебку,
Не полюбишься – не прогневайся”.
Опозорил опричник Кирибеевич Алену Дмитриевну перед соседями. Признался в любви, ласкал, целовал, фату бухарскую, подаренную мужем, сорвал. Возмутился купец Калашников и решил в кулачном бою на Москве-реке в присутствии царя наказать опричника.
Призвал купец и братьев своих в случае его смерти отстоять честь семьи. На следующий день зазывалы бросили клич:
“Ой, уж где вы, добрые молодцы?…
Ктo побьет кого, того царь наградит,
А кто будет побит, тому бог простит!”
Растеклась толпа в обе стороны – вышел готовый к бою не на жизнь, а на смерть купец Калашников. Побледнел Кирибеевич, услыхав имя соперника. Начался “богатырский бой”, и победил в нем Калашников. Честь жены он отстоял, за что и поплатился собственной головой, по приказу царя пошел на плаху за сознательное убийство “верного слуги”.
С царской точки зрения Иван Васильевич восстановил справедливость после смерти Кирибеевича и казни Калашникова.
“Песня про удалого купца Калашникова” написана Лермонтовым в стиле песни-повествования певцов-гусляров, которые поют славу казненному Калашникову и осуждают царское решение, разошедшееся с мнением народа.