Сочинение: Любовь в драматургии A. H. Арбузова
Арбузов однажды заметил: “У меня, о чем бы ни шла речь в пьесе, каких бы профессий люди в ней ни действовали… любовь является определителем душевного состояния человека. Мне кажется, что без любви человек в мире живет вхолостую. Любовь может быть несчастливой, но даже несчастливая любовь более благо, нежели пустое, мертвое пространство вокруг человека”.
С точки зрения Арбузова, любовь никогда не бывает бесполезной или бессмысленной. Напротив, любовь способна изменить человека в лучшую сторону, даже переродить его. По мнению
Это, в частности, касается и героев его пьес, которые, испытывая состояние влюбленности, становятся поэтами и бродягами, затворниками и мечтателями, просто одержимыми людьми, для которых по-особому светят звезды, которые слышат, как растет трава и пахнут травы.
Там, где пьесы Арбузова рассказывают о любви, у их автора пробуждается восторженное восприятие мира и всего сущего на земле. Раскрывая отношения мужчины и женщины, драматург показывает их красоту. Его герои
Наконец, влюбленные герои в пьесах Арбузова умеют находить и раскрывать друг в друге самые лучшие движения души.
Только способность любить определяет, по Арбузову, полноценность и нравственную состоятельность человека. Но не все герои его драм способны на это чувство, некоторые из них бегут от любви и даже боятся ее. Так, в пьесе “Счастливые дни несчастливого человека” Маша рассказывает о своем неумении любить как о болезни, недуге души: “Не выучена я любить – вот, представь, какая драма… Не было у меня родителей – война унесла.
Детдомовская я. Свободный человек. Душа общества. Спеть, станцевать – ради Бога.
А истинная радость одна – дело, работа. Недодала мне жизнь тепла, Нелечка… Вот и пробежала мимо счастья”.
То же происходит и с другим героем этой пьесы – Крестовниковым.
С недоверием относится Арбузов к случайным связям, излишне свободному обращению с интимным чувством. Ведь это часто ведет к распаду человеческой личности, приговаривает человека к одиночеству. Так, трагически расплачиваются за подобную “свободу” герои пьесы “Воспоминание” – Денис и Асенька. Бурная юность Дениса, случайные отношения, смерть женщины, сделавшей от него аборт, исковеркали его душу, заставили страшиться самого себя, даже думать о самоубийстве.
И только новое чувство к Любе, сильное и открытое, вновь возвратило ему веру в себя и окружающих.
Чувство любви Арбузов понимает и как страсть. Однако последняя у него всегда имеет некую духовную подоснову: родство людей, их взаимопонимание, стремление уберечь друг друга, оградить от беды. Подлинная страсть всегда владеет героями Арбузова, и кто кого любит в пьесе, всегда можно догадаться: Таня – Германа, Лика – Марата, Люся – Ведерникова, Зина – Крестовникова и т. д. Причем женщины у Арбузова любят более самозабвенно и стойко, их чувства более драматичны.
Хотя в целом ни одного из героев его драматургии нельзя обвинить в корыстной и расчетливой любви, в использовании чувств и доверия другого человека.
Раскрывая перед зрителем любовную тему, Арбузов в то же время дает понять, что чувство влюбленности – это всего лишь краткий миг счастья, что даже самые сильные чувства могут исчезать, что любовь нельзя полностью оградить от бытовых мелочей и общего водоворота событий. Может быть, поэтому абсолютная счастливая любовь в пьесах Арбузова – редкая гостья.
Действительно, подчас герои его пьес вынуждены жертвовать своими чувствами, своими желаниями. Помня о своем долге перед близкими, отказываются от роли победителей. Так, например, отказывается от любви Виктоша, понимая, что иначе она причинит страшную боль Балясникову и его сыну (“Сказки старого Арбата”).
Ничем не выдаст своего горя Ирина, навсегда покидая Антона Охотникова (“Потерянный сын”). Найдут в себе силы расстаться Пальчиков и Тамара, сознавая, что их любовь обернется горем для детей и Инны (“Вечерний свет”). Но даже несмотря на жизненные трудности, считает автор, надо уметь любить.
По мнению Арбузова, разочароваться в любви – значит духовно оскудеть.