Сочинение: Концепция человека в поэзии Есенина

Я думаю: Как прекрасна Земля И на ней человек. С. Есенин В своих поэтических и публицистических произведениях Сергей Александрович Есенин создает неповторимую, образную концепцию человека. Часто стихи написаны от первого лица, и тогда личность поэта и его лирического героя сливаются.

Поэзия С. А. Есенина очень личностная, все события пропущены через сердце и душу автора. Отсюда невероятное родство с окружающим миром, включением Космоса в “земной быт” крестьянской деревни.

Вот уж вечер. Роса Блестит на крапиве. Я стою у дороги, Прислонившись к иве. От луны свет большой Прямо на нашу крышу.

Где-то песнь соловья Вдалеке я слышу. Вначале мир поэта не затуманен проблемами, он еще безмятежен и прекрасен, чувствуется полная гармония автора с окружающим.

Но чем взрослее становится поэт, тем больше видит и понимает, что не все так прекрасно, как в величественной природе. Человек вмешивается в веками устоявшееся, нарушает привычный ход вещей, а сможет ли сохранить прекрасной окружающую природу? Этот вопрос звучит уже в раннем стихотворении “Сорокоуст”. Видели ли вы, Как бежит по степям, В туманах озерных кроясь, Железной ноздрей храпя, На лапах чугунных поезд?

Черт бы взял тебя, скверный гость!

Наша песня с тобой не сживется. Жаль, что в детстве тебя не пришлось Утопить, как ведро в колодце. Уйдя из деревни в большой мир, поэт не находит в нем поддержки, нет прежней гармонии и в душе. Хочется разрушать и громить все вокруг, уходит почва из-под собственных ног, нет опоры для поэтической души.

Я нарочно иду нечесаным, С головой, как керосиновая лампа, на плечах.

Ваших душ безлиственную осень Мне нравится в потемках освещать. Мне нравится, когда каменья брани Летят в меня, как град рыгающей грозы, Так хорошо тогда мне вспоминать Заросший пруд и хриплый звон ольхи… В своих корнях автор ищет поддержку в жизни, чтобы противостоять тяжелым невзгодам, а их немало на его пути.

Поэт – всегда мыслитель, задумывается о вечных вопросах бытия, о своем месте в этом огромном и чуждом ему мире, ищет родственные души, чтобы разделить вместе радость, заботы, печаль. Но, к сожалению, остается одиноким, непонятым. Жизнь быстро движется вперед, за ней непросто угнаться.

И даже в некогда близкой сердцу Есенина деревне теперь поют совсем иные песни, другая строится жизнь.

А жизнь кипит. Вокруг меня снуют И старые и молодые лица. Но некому мне шляпой поклониться, Ни в чьих глазах не нахожу приют.

И это я! Я, гражданин села.

Которое лишь тем и будет знаменито, Что здесь когда-то баба родила Российского скандального пиита. Но голос мысли сердцу говорит: “Опомнись! Чем же ты обижен? Ведь это только новый свет горит Другого поколения у хижин…” Вместе со зрелостью приходят мудрость и понимание неотвратимости перемен.

Поэт пытается осмыслить происходящее, установить связь с этим новым миром, обрести гармонию, без которой невозможно творить. Ну что ж!

Прости, родной приют. Чем сослужил тебе – и тем уж я доволен. Пускай меня сегодня не поют – Я пел тогда, когда был край мой болен. Приемлю все Как есть все принимаю.

Готов идти по выбитым следам. Отдам всю душу октябрю и маю, Но только лиры милой не отдам.

Мятежная душа Есенина ни в чем не находила покоя, даже любовь – прекраснейшее чувство оборачивается страданиями и потерями. Слишком эмоционален поэт, неудобен в общении, не хочет ни к чему и ни к кому приспосабливаться. У него свой путь, по которому ведет его талант, судьба, предначертанность сущего.

Есенину хочется остановиться, стать “степенным” и послушным, но это противоречит его натуре, он уже “закусил удила”.

Любимая! Меня вы не любили. Не знали вы, что в сонмище людском Я был как лошадь загнанная, в мыле, Пришпоренная смелым ездоком. Пережив бури, поэт счастлив, что остался жив, теперь в советской стороне он “самый яростный попутчик”.

Но временами опять находят сомнения. “Жизнь моя? или ты приснилась мне?

” Такова судьба большого поэта – сомневаться и мучиться, выливая свои страдания и радости в прекрасные стихи. Не избежал этой участи и Сергей Александрович Есенин.

Благодаря его правдивому поэтическому дневнику мы судим о времени и людях, смотрим на события его мудрыми и печальными глазами. Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой, свежести полынь.

Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь, И, пожалуй, всякого спроси – Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси. Великий русский поэт XX века Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии. “Фамилия Есенин – русская, коренная, в ней звучат языческие корни – овсень, таусень, осень, ясень,- связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками”,- писал Алексей Толстой. Соединение поэтического воззрения славян на природу, их языческого и православного мировоззрения, носителем которого было патриархальное крестьянство, явило миру Сергея Есенина, поэта Божьей милостью, этого Леля в зеленом венке.

Явился поэт, чтобы поведать миру, что есть он, его предки, природа, народ, их душа, вера, любовь. Яркий талант Сергея Есенина обозначен еще в ранних стихах…

После смерти поэта бытовало суждение, которое, в общем, укладывалось в следующие строки Бухарина: “Советские устремления… оказались совсем не по плечу Есенину, всеми своими эмоциональными корнями сосавшему совсем другие соки из окружающей жизни”. Истинная красота редкостна, потому что она – чудо, миф. Для ребенка в сказке условное становится безусловным какими бы “соками” он ни питался.

А сок един, великий, вечный мир Божий, сотворенный безначальным Отцом нашим…

Тот человек, которого задумал Господь, он пульсирует в нас, живет, только его надо высветлить, и Есенин пришел в мир, чтобы разбудить в нас искру Божию, в этом долг, залог и назначение любого поэта в мире. Ни у кого из поэтов XX столетия чувство единства мира, единства всего живого на Земле не выражено так страстно, искренне и просто, как у Есенина, который “звериных стихов своих грусть кормил резедой и мятой”. Вот это единство в коротком стихотворении поэта: Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленькой матке Зеленое вымя сосет. “Выткался над озером алый свет зари… “, и мы чувствуем, видим и верим, что алый свет зари “выткался”.

Или: “Тих мой край после бурь, после гроз, и душа моя – поле безбрежное, дышит запахом меда и роз”.

Поэт пробуждает в нас человеческое, истинное. И если читатель искренне сольется всем сердцем со стихами поэта, то на некоторое мгновение он становится им, Есениным, а Есенин становится бессмертным.

Вот что надо понять в сущности поэзии и творчестве поэта как явления. Это такое же чудо, как рождение ребенка. Женщина из народа, держа в руках младенца, кричала Иисусу Христу: “Чуда!

Чуда!

” “Чудо у тебя на руках!” – был ответ Спасителя. Чудеса окружают нас, надо их только увидеть, почувствовать. И поэзия Сергея Есенина помогает в этом нам.

“Быть поэтом – самая печальная радость… Истинная поэзия – это любовь, мужество, жертва… Все остальное не в счет, даже смерть”,- писал испанский поэт Гарсиа Лорка. Есенин знал это.

Чувствовал это.

Гармонизировать мир, тело и дух, Творца и творение – тяжелая, трагическая задача, но она всегда возникает перед каждым поколением. Изменить в обществе поэт ничего не может, но каждая задача, решенная им в познании себя и мира, – уже соломинка, за которую можно держаться.

Мир страждет. Единственная возможность уйти от боли – работа. “Всю душу выплесну в слова!

” – пишет поэт. Когда Есенин соприкасался с обществом, его душа превращалась в сплошную рану. Этот светлый бог Лель оказывался мрачным и трагичным.

Об этом говорят многие стихотворения поэта, например: “Снова пьют здесь, дерутся и плачут… “, “Все сжигает житейская мреть…”. А ведь Владимир Маяковский, впервые встретив Есенина, сказал о нем: “Есенин отвечал мне голосом; таким, каким заговорило бы, должно быть, ожившее лампадное масло”.

Революция, гражданская война, разрушение патриархального крестьянства – корня Руси – “срубили” поэта. Однако мытарствуя и мучась на путях жизни, он сохранил свой поэтический дар, поскольку имел “нежность грустную русской души”. И, как бы подводя итог своего пути земного, он успел сказать: Чтоб за все грехи мои тяжкие, За неверие в благодать, Положили меня в русской рубашке Под иконами умирать.

Это и завещание поэта, и его покаяние.

И если Господь посылает в мир детей и поэтов, то конца света жизни и конца света духа не будет.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Сочинение: Концепция человека в поэзии Есенина