Сочинение для младших классов “Про животных”

Сочинение описание по произведениям Б. С. Житкова. Житков не боялся разрабатывать для детей самые “взрослые” темы, поднимая в своих произведениях самые разные проблемы – “от политики до погоды”, сочетая в повествовании остроту положений, юмор, показывая взаимоотношения людей. Не много есть на свете вещей, которые бы так привлекли малышей, так симпатичны были им, как звери, птицы, домашние животные – весь пестрый мир живого.

Житков и в эту область пришел как писатель оригинальный, с собственным запасом наблюдений, добытых

в далеком детстве или в многочисленных плаваниях и путешествиях.

В самих названиях : “Про обезьянку”, “Про слона” – чувствуется глубокое понимание психологии ребенка: ведь ему и в самом деле интересно узнать о таких редких, экзотических для нас животных, которых увидишь разве только в зоопарке. И Житков не обманывает этих ожиданий: и обезьянка, и слон у него как живые – и забавный проказник Яшка, и могучий, добродушный, работящий слон. Яшка, который “чешется меленько и часто черной лапочкой”, а на ней “хорошенькие черные ноготки”,- славный, занятный зверек. Но попав к людям, он доставляет

им много беспокойства далеко не безобидными шалостями.

В отношении к проказам Яшки раскрываются слабости человеческих характеров: по-разному ведут себя дама-франтиха и доктор-болтун. Выпущенная из квартиры на двор, маленькая макака не дает себя в обиду и, к общему удивлению, обращает в бегство сильного пса и балованного кота. В смешном зверьке пробуждается житель далеких диких лесов, способный, оказывается, кричать “каким-то страшным звериным голосом”.

Рассказ гораздо глубже, сложнее, чем сначала думается.

Еще более сложен рассказ “Про слона”, хотя ведется он, на первый взгляд, просто, “сказово”, как бы со слов рядового матроса, побывавшего в далекой, неведомой Индии колониальных времен. Встреча со слоном – встреча с чудом, которое, однако, для индийских ребятишек не более чудо, чем для русских лошадь. “Сейчас хобот загнул крючком, мальчишка старший стал на крюк на этот, как на подножку, рукой за хобот придерживается, и слон его осторожно отправил себе на голову. Тот сам уселся между ушами, как на столе”. А вот как слон угомонил другого малыша, насмешника и озорника: “Поймал его за рубашонку сзади и подымает наверх осторожно.

Тот руками, ногами, как жучок. Нет уж! Никаких тебе”. Рассказ начинается как будто весело, но дальше мы видим, что не так уж безмятежно слоновье существование в индийской деревне, наблюдаем бедность крестьян и забитость, придавленность, вынуждающую людей порою бессердечно, жестоко обращаться со своим помощником и вечным тружеником.

Становится жалко слона, но, жалея животное, читатель возмущается прежде всего тяжкой жизнью простого человека в колониальной стране.

Рассказы Житкова о животных заставляют вспомнить традиции толстовских рассказов для детей: советскому писателю свойственна та же человечность, не мешающая, однако, созданию правдивого образа маленького хищника – мангусты (“Мангуста”), волчонка (“Про волка”), благодушного по природе, но ярого в гневе оранга (“Тихон Матвеич”). Трогательная забота самца о своей “леди”, страшная схватка его с неразумным силачом, попытавшимся бороться с диким зверем лесов,- все эти сцены написаны с удивительной силой реализма. В то же время в отношении к Тихону Матвеичу раскрываются люди: расчетливый торгаш Марков, добрый и благородный Асейкин.

В творчестве Житкова особое место занимает изображение труда как призвания, труда инженера и изобретателя, искателя и ученого, наконец, простого рабочего человека – творца вещей. Уже в ранних его рассказах новаторски раскрывается роль техники в жизни людей. Факты и сведения познавательного характера неразрывно связываются с сюжетом.

Так, в рассказе “Над водой” жизнь людей находится под угрозой из-за того, что бензин во время заправки самолета не был очищен, и, когда самолет был в воздухе, засорился карбюратор. В рассказе “Шквал” (действие обоих рассказов происходит до революции) парусник, груженный черепицей, теряет устойчивость и перевертывается; виноват хозяин судна, перегрузивший свою посудину. Опасение за судьбы героев этих коротких новелл держит читателя в напряжении и заставляет с особым вниманием следить за объяснениями техники дела, которые здесь возникали во взволнованном споре людей.

В рассказе “Компас” от удачи рискованной операции с похищением судового компаса зависит судьба группы матросов.

Маленькие рассказы Житкова для читателей постарше – тех, кто уже пошел в школу, замечательны по своей полной доступности детям, насыщенности фактами, моральной, этической глубине. Много таких рассказов в сборнике “Помощь идет”. Давно уже стал хрестоматийным рассказ Житкова “Наводнение” – о том, как камень, который вез в барже капитан, помог людям спасти посевы, а в это время в другом месте другие люди спасли от разрушительной стихии его дом и семью.

Необычайна емкость слова в этих рассказах, его многозначность, умение писателя заставить заговорить по-новому хорошо знакомые слова.

“…Река то бросится вправо, потечет правее, то через некоторое время, будто ей надоело здесь течь, вдруг переползет влево и зальет свой левый берег. А если берег высокий, вода подмоет его. Крутой берег обвалится в реку, и если на обрыве стоял домик, то полетит в воду и домик”.

Река “бросится”, “потечет”, “переползет”, “зальет”, “подмоет”…

Целый веер глаголов разворачивает Житков, каждым из них давая почувствовать читателю бурное поведение реки.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение для младших классов “Про животных”