Сочинение: Быт и нравы русского дворянства в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”

Выдающийся критик девятнадцатого века Виссарион Гри­горьевич Белинский назвал роман в стихах Александра Серге­евича Пушкина “Евгений Онегин” “энциклопедией русской жизни”. В этом произведении автор в той или иной мере ото­бразил все социальные слои русского общества. Но наиболее полно он обрисовал быт и нравы дворянства, господствующе­го класса того времени, – класса, к которому принадлежал и сам поэт.

В романе мы встречаем изображение трех разрядов, трех социальных срезов дворянского общества: это, во-первых, пе­тербургский

высший свет; во-вторых, мелкопоместная сель­ская среда; и в-третьих – московское патриархальное дворян­ство. Эти три группы имеют между собой как черты сходства, так и черты различия.

Сходство заключается в общности привилегированного по­ложения. Дворянский класс обладает властью в стране, ему принадлежат земля и работающие на ней крепостные кресть­яне. Таким образом, объединяет все три перечисленные груп­пы их паразитический образ жизни, который позволяет вести им существующее в стране крепостное право.

Чтобы увидеть черты различия, нужно вспомнить, как об­рисована в “Евгении Онегине”

каждая из трех групп.

В начале романа мы вместе с заглавным героем оказываем­ся в Петербурге – столице Российской империи. Петербург первой четверти девятнадцатого столетия был центром поли­тики и культуры. Образ жизни Онегина является типичным для молодежи того времени. Его жизнь проходит в постоянной праздности, бесконечных развлечениях:

Бывало, он еще в постеле:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут:

Там будет бал, там детский праздник.

Куда ж поскачет мой проказник?

С кого начнет он? Все равно:

Везде поспеть немудрено.

Жизнь в Петербурге строится по европейскому образцу, что видно и по моде, и по обилию “иноплеменных слов”. Но при всей кажущейся наполненности и быстром темпе жиз­ни, она, по замечанию поэта, “однообразна и пестра”. Не­удивительно поэтому, что главным героям романа, стоящи­ми над своей средой, такая жизнь кажется никчемной.

Оне­гин быстро в ней разочаровывается, а Татьяна, став после замужества видной представительницей высшего света, дает ему такие характеристики: “постылой жизни мишура” и “ве­тошь маскарада”.

Совершенно иной образ жизни ведут мелкопоместные дво­ряне, подробно показанные на примере семьи Лариных. Их быт ближе к народному. Ларины сохранили “привычки милой старины”. Но при этом “милая старушка” Ларина оказывает­ся заядлой крепостницей: она “служанок била осердясь”, как госпожа Простакова в “Недоросле” Фонвизина, “брила лбы” мужикам, то есть отправляла их служить в армию.

А ее поме­щичья жадность проявлялась в том, что крестьянские девуш­ки, собирая ягоды для хозяев, должны были все время петь: “чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели”.

В среде поместного дворянства фактически нет никакой духовной жизни. Отец Татьяны Дмитрий Ларин считал книги “пустой игрушкой”, а покойный дядя Онегина, как “деревен­ский старожил”, занимался главным образом тем, что “с ключ­ницей бранился, в окно смотрел и мух давил”.

Выделяются из этой среды сам Онегин и его друг Ленский – романтический юноша, получивший образование в Германии. В их общении заметно кипение молодой мысли:

Меж ими все рождало споры И к размышлению влекло:

Племен минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые.

Однако, рисуя возможное будущее Ленского, если бы тот не был убит на дуэли, Пушкин весьма ироничен. Он предпо­лагает, что молодой романтик, под влиянием обыденной сель­ской жизни, со временем мог бы повторить типичную судьбу поместного дворянина:

Узнал бы жизнь на самом деле,

Подагру в сорок лет имел,

Пил, ел, скучал, толстел, хирел И наконец в своей постеле Скончался б посреди детей,

Плаксивых баб и лекарей.

Нет принципиальных отличий от сельского помещика и в жизни московского дворянства. Когда Татьяну привозят в Москву “на ярманку невест”, Пушкин подробно рисует нам московское общество. В отличие от петербургского высшего света, ориентированного на Запад, московские жители ведут патриархальный образ жизни, который очень похож на тот, что описан в комедии Грибоедова “Горе от ума”.

Здесь “все на ста­рый образец”. Застылость, малоподвижность московской жиз­ни подчеркивается и обилием существительных в этой части романа. В то время как динамичность Петербурга создается использованием преимущественно глаголов.

В описании московского дворянского общества Пушкин щедро пользуется сатирическими красками. Разговоры в мос­ковских гостиных – это “бессвязный пошлый вздор”, где “не вспыхнет мысли в целы сутки”. В целом изображение быта и нравов дворянства в романе Пушкина “Евгений Онегин” пока­зывает историческую обреченность этого класса, не способно­го вести Россию по пути прогресса.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение: Быт и нравы русского дворянства в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”