Сочинение — Астафьев Царь-рыба — голос против браконьерства

Одним из лучших произведений, продолжающих традиции философской прозы, является повествование в рассказах В. Астафьева «Царь-рыба» (1975). Автор поднял свой голос против браконьерства как способа жизни, выступил в защиту не только природы, но и неразрывно связанного с ней нрав­ственного, гуманистического начала в человеке. Лирический герой произведения, уроженец суровых и прекрасных енисей­ских краев, видит, как изменилась здесь жизнь людей, и в то же время не может не заметить оборотной стороны интенсив­ного покорения человеком Сибири.

В

чем причина того, что земляки лирического героя, когда-то бережно относившиеся к богатству края — рыбе, теперь сплошь и рядом занимаются браконьерством? У автора есть свой взгляд на эту проблему. Он показывает, что вмешательство человека в законы природы, в экологическую среду разрушило нравственный кодекс, сло­жившийся во взаимоотношениях человека с природой, поро­дило вседозволенность. Именно о человеке, о нравственных и психологических последствиях его деятельности заставляет за­думаться В. Астафьев.

Не случайно через все произведение про­ходит антитеза спокойствия вечной, величественной,

суровой и прекрасной природы и беспокойства, тревоги, ожидания беды в душе лирического героя. «Тайга-то спокойна. Тайга на земле и звезды на небе были тысячи лет до нас… Нам только кажется, что мы преобразовали все, и тайгу тоже.

Нет, мы лишь ранили ее, повредили, истоптали, исцарапали, ожгли огнем… Мы внушаем себе, будто управляем природой и что пожелаем, то и сделаем с нею. Но обман этот удается до тех пор, пока не остаешься с тайгою с глазу на глаз, пока не по­будешь с ней и не поврачуешься ею…»

Авторские философские размышления о мире и человеке в нем, о непреходящих нравственных ценностях жизни играют важную идейно-эстетическую и сюжетообразующую роль в про­изведении, связывают воедино самостоятельные главы-расска­зы, из которых состоит повествование. Центральное место в книге занимает глава, давшая название всему произведению: «Царь-рыба». За историей браконьера Игнатьича, разгоряченно­го борьбой с огромной рыбой и оказавшегося вместе с ней на крючке, скрывается аллегорический смысл, превращающий рас­сказ в притчу о человеке, принимающем заслуженное наказа­ние за забвение истинных ценностей жизни, за алчность, над­ругательство над любовью, над природой («Природа, она, брат, тоже женского рода!»).


Сочинение — Астафьев Царь-рыба — голос против браконьерства