Сочинение – Астафьев Царь-рыба – голос против браконьерства

Одним из лучших произведений, продолжающих традиции философской прозы, является повествование в рассказах В. Астафьева “Царь-рыба” (1975). Автор поднял свой голос против браконьерства как способа жизни, выступил в защиту не только природы, но и неразрывно связанного с ней нрав­ственного, гуманистического начала в человеке. Лирический герой произведения, уроженец суровых и прекрасных енисей­ских краев, видит, как изменилась здесь жизнь людей, и в то же время не может не заметить оборотной стороны интенсив­ного покорения человеком Сибири.

adman_adcode (middle, 1) -->

В чем причина того, что земляки лирического героя, когда-то бережно относившиеся к богатству края – рыбе, теперь сплошь и рядом занимаются браконьерством? У автора есть свой взгляд на эту проблему. Он показывает, что вмешательство человека в законы природы, в экологическую среду разрушило нравственный кодекс, сло­жившийся во взаимоотношениях человека с природой, поро­дило вседозволенность. Именно о человеке, о нравственных и психологических последствиях его деятельности заставляет за­думаться В. Астафьев.

Не случайно через все

произведение про­ходит антитеза спокойствия вечной, величественной, суровой и прекрасной природы и беспокойства, тревоги, ожидания беды в душе лирического героя. “Тайга-то спокойна. Тайга на земле и звезды на небе были тысячи лет до нас… Нам только кажется, что мы преобразовали все, и тайгу тоже.

Нет, мы лишь ранили ее, повредили, истоптали, исцарапали, ожгли огнем… Мы внушаем себе, будто управляем природой и что пожелаем, то и сделаем с нею. Но обман этот удается до тех пор, пока не остаешься с тайгою с глазу на глаз, пока не по­будешь с ней и не поврачуешься ею…”

Авторские философские размышления о мире и человеке в нем, о непреходящих нравственных ценностях жизни играют важную идейно-эстетическую и сюжетообразующую роль в про­изведении, связывают воедино самостоятельные главы-расска­зы, из которых состоит повествование. Центральное место в книге занимает глава, давшая название всему произведению: “Царь-рыба”. За историей браконьера Игнатьича, разгоряченно­го борьбой с огромной рыбой и оказавшегося вместе с ней на крючке, скрывается аллегорический смысл, превращающий рас­сказ в притчу о человеке, принимающем заслуженное наказа­ние за забвение истинных ценностей жизни, за алчность, над­ругательство над любовью, над природой (“Природа, она, брат, тоже женского рода!”).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение – Астафьев Царь-рыба – голос против браконьерства