Сны героев, их связь с проблематикой романа М. А. Булгакова “Белая гвардия”

Трагические события революции и братоубийственной гражданской войны отражались в русской литературе с разных точек зрения Пролетарские писатели изображали эту эпоху как борьбу народа за свое счастье, писатели, не разделявшие большевистских взглядов, рассматривали ее как национальную трагедию. Такую же’ авторскую позицию занял и М. А. Булгаков, посвятив событиям 1918 года роман “Белая гвардия”. Помимо непосредственного описания происходящего, изображения характеров героев и их мировоззрения большую роль в раскрытии авторской позиции играют сны героев.

В снах высвобождается подсознание людей, им нередко придается особое, вещее значение, способность к предвидению событий и философское их осмысление. Бредовые, горячечные сны видит тяжело раненный Алексей Турбин – ему снится его спасительница Юлия, мучит сознание собственной вины и краха окружающего мира. Еще раньше, до ранения, катится “вещий сон” к постели Алексея Турбина, когда он засыпает с недочитанным томиком Достоевского.

Это не случайно, именно “Бесы” – гениальная антиутопия великого писателя, где предвидятся последствия власти “социалистов”- крушение традиционных нравственных ценностей, насилие и несвобода. В сне Турбина смешались вымысел и явь, черты реальной действительности: неутоленная злоба в сердцах мужиков против немецкой оккупации и их надежды на земельную реформу, обещанную гетманом. Но гетман не в силах справиться с осуществлением той “вечной, чаемой мужиками” реформы, и ходили слухи, что справиться с этим могут только большевики – но у тех своя напасть, и мужики ненавидят Москву, “какая бы она ни была – большевистская ли, царская или еще какая”.

В этом видении Турбина сплетаются полусон-полуявь, но через этот фантастический сон раскрывается позиция автора: оставаться “над схваткой”, осуждая насилие и террор в любых формах его проявления от стихийной до государственной. Во сне Турбин встречает в раю полковника Най-‘Гурса и вахмистра Жилина, погибшего в 1916 году. Реальный Най-Турс еще жив, и предвестие его героической гибели поражает Алексея, но еще больше его поражает странная форма умерших: они теперь “в бригаде крестоносцев”, от них исходит “райское сияние” и глаза их “чисты, бездонны, освещены изнутри”.

Апостол Петр впускает в. рай все воинство ц объясняет, что много места под красными звездами приготовлено для большевиков с Перекопа – и это еще неведомо Турбину в 1918 году Господь Бог, по объяснению Жилина, считает, что убиенные на поле брани все равны, а значит, война носит братоубийственный характер. А явление воплощенного гнева мужика с великой дубиной – развязывание теперь уже красного террора: некий старец-пророк прокаркал “что-то до чрезвычайности напоминающее декларацию прав человека и гражданина”, а затем люди с красными бантами на груди пороли его шомполами. Неразрешимо: “ежели красные банты, то ни в коем случае недопустимы шомпола, а ежели шомпола – то невозможны красные банты…”.

Сон Алексея Турбина сменился явью, и стало понятно, Что революционная эпоха не принесла народу долгожданной свободы и счастья, что в дальнейшем народу предстоит вынести еще более тяжелые испытания. Об этом же говорит и сон безымянного часового у бронепоезда “Пролетарий” в финале романа. Красноватая планета Марс – по имени бога войны – во сне у часового превращается в “небосвод невиданный”, “весь красный, сверкающий и весь одетый Марсами в их живом сверкании”. Неизвестный всадник в кольчуге “братски наплывал” на часового, и часовой узнал в нем Жилина – своего соседа и земляка.

Через сны часовой-красноармеец и доктор Турбин, перевязывавший Жилину смертельную рану, становятся по-своему братьями – через пролитую кровь, через страдания. Сон Василисы, домохозяина Турбиных, раскрывает его нравственную сущность – труса и скопидома. Василисе снится огород, богатый урожай, довольство, но свиньи сгоняют Василису с грядок, и тут же оказалось, что они “страшные – у них острые клыки..,”. Угроза мещанскому благополучию – самый страшный сон домохозяина.

А мальчику Петьке Щеглову снится самый простой сон – резвый бес и беззаботное счастье от сверкающего шара в руках. По мысли автора, перекликающейся со взглядами Ф. М, Достоевскогр, дети достойны лучшего будущего, дети – образ Христов, и не должна во имя революции пролиться слезинка ни одного ребенка. Страдания автора при виде его родной “грешной и окровавленной земли” должны искупить муки погибших людей, разных по своем) мировоззрению, ко ставших жертвами братоубийственной резни, Сны героев в романе более ярко и зримо раскрывают проблематику произведения и мировоззрение писателя.



Сны героев, их связь с проблематикой романа М. А. Булгакова “Белая гвардия”