Смысл названия романа “Отцы и дети”



Название произведения как ключ к его смыслу (“Горе от ума”, “Война и мир”, “Преступление и наказание”). Всеобъемлющий, “формульный” характер названия. Особый характер антитезы, представленной в названиях произведений “Отцы и дети”, “Война и мир”, “Преступление и наказание”, “Волки и овцы” и др. Другие названия тургеневских произведений (по месту, где происходит действие, или главному действующему лицу): “Поездка в Полесье”, “Дворянское гнездо”, “Рудин”, “Ася” и пр.

Переход

к символическому характеру названий (“Накануне”, “Дым”, “Вешние воды” и др. ). Неосуществленный замысел романа “Два поколения”. Первоначальный вариант названия рассказа Л. Н. Толстого “Два гусара” – “Отец и сын”. Смысл слов, составляющих название.

Контекст и значение их в романе.

Группировка персонажей по поколениям и мировоззрению. Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы как “отцы”, Базаров и Аркадий как “Дети”. Родители Базарова. Группировка женских персонажей романа.

Можно ли распределить их по указанным выше группам? Почему нельзя?

Что является

важным для характеристики женщины с точки зрения автора романа? Женщина для Тургенева скорее “равнодушная природа” и вечная красота, мировоззренческий уровень конфликта романа ей чужд. Почему Одинцова называет Аркадия и Катю “дети”?

К старшему или младшему поколению следует отнести Фенечку? Схема “отцы и дети” в применении к отношениям помещиков и крестьян. Рассуждения мужика в разговоре с Базаровым (“Вы наши отцы… “).

Схема “отцы и дети” в свете итогового звучания конфликта (временное историческое, преходящее – и вечное, сущностное).

Николай Петрович, старики Базаровы, Аркадий, который становится отцом, и. одиночество, “горькая, терпкая, бобыльная жизнь” Павла Петровича и Базарова. “Общечеловеческий, вечный уровень конфликта” и трагическая участь героя с развитым личным самосознанием, предопределенная высшими законами бытия” (В. А. Недзвецкий). Смысл названия в свете мифа об Эдипе.

Смысл названия в свете православной традиции. Приводим отрывок из статьи А. П. Дмитриева “Отцы и дети” И. С. Тургенева глазами духовных критиков” (Литература в школе. 1996.№ 5), в котором говорится о разборе романа архимандритом Феодором (А.

Н. Бухаревым): “Подробно останавливаясь на разных типах “детей” и “отцов”, выведенных в романе, критик задается вопросом: где корень зла, почему сегодня представители разных поколений “стоят друг к другу именно такими своими сторонами, которые решительно расходятся, а не взаимно сродными сторонами”?

По мнению Бухарева, Тургенев “чутко и верно” указывает причину такого “внутреннего несогласия и борения” и одновременно выход из этих нравственных затруднений”. Необходимо, “чтобы “отцы” сознательно сообразовались с высочайше первообразным для всякого отчества Отцом, все благоволение Которого – в Сыне, а “дети” – с верховно первообразным для всякого сыновства Сыном, в Котором вполне успокаивается дух Отеческий”.

См. также замечание Э. И. Худошиной в статье “О богоборчестве Базарова” (Концепция и смысл. СПб., 1996. С. 269): “Образ отца, потерявшего единственного сына, протестующего и смирившегося, отсылает к многочисленным библейским сюжетам об отцах и детях, в том числе об отношениях с Богом Авраама и Исаака”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Смысл названия романа “Отцы и дети”