Смысл названия поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”
“Мертвые души” – это заглавие носит в
Себе что-то наводящее ужас.
А. И. Герцен
Во времена выхода поэмы название “Мертвые души” казалось странным, звучало непонятно. Ведь душа человека бессмертна и вдруг – “мертвые души”. Само это словосочетание до Гоголя в литературе не употреблялось, хотя случаи скупки и залога документов на умерших крестьян были известны.
Но, кроме наименования числившихся в “ревизских сказках”, но ушедших из жизни крепостных, название имело еще и другой, символический, страшный смысл.
Кого
Каждый из них выражает то отжившее и реакционное, что мешает экономическому и культурному развитию России. Это бесплодная мечтательность и легкомыслие (Манилов), жульничество и разгул (Ноздрев), тупость и убожество (Коробочка), бесплодная, бессмысленная скупость (Плюшкин), мрачная тяжеловесность (Собакевич). Никто
Все они кажутся отжившими, омертвевшими вместе со своими вкусами, суждениями, предрассудками.
“Мертвые души” – это и погрязшие в воровстве и взяточничестве чиновники, которых Гоголь в самом начале повествования сравнивает с паразитирующими мухами: “Черные фраки мелькали и носились врозь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде…” Их жены заняты нарядами, балами и сплетнями, они создают общественное мнение и вершат судьбы людей – и мстят всему, что кажется живым и способным мыслить и чувствовать,
А как же сам Павел Иванович Чичиков? Невзирая на мелкую подлость натуры, он все же вызывает у нас некоторую симпатию – своей предприимчивостью, деловитостью, а главное – способностью увлекаться, искренне восхищаться хоть чем-то (молодостью и свежестью губернаторской дочери, например): “Видно, и Чичиковы на несколько минут в жизни обращаются в поэтов”. Недаром иногда его реакция на увиденное полностью совпадает с авторской.
И крах его аферы вызывает у нас даже некоторое огорчение.
А что же, собственно, народ? Наиболее детально Гоголь знакомит нас с людьми услужающими – Селифаном и Петрушкой. Это, конечно, не “мертвые души”, их можно назвать “спящими”, ибо им еще очень далеко до осознания собственного положения.
Понятие “мертвые души” – это и покупка мертвых душ, и мертвенность как признак живых персонажей. Омертвение человеческой души и вместе с тем ее грядущее, горячо желаемое автором возрождение стали основной идеей поэмы. Смысл заглавия при этом служил завязкой сюжета, двигающей силой развития действия “Мертвых душ”. Драматическая и мучительная история продолжения поэмы свидетельствует о попытках Гоголя найти в России и показать читателям “живые души”.
Эти попытки не увенчались успехом. Но великое творение мастера по-прежнему служит предостережением против косности, жестокости, омертвения человеческого духа.