Смысл названия комедии А. С. Грибоедова Горе от ума
Смысл названия комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”
I. Тема трагического безумия благородной личности в литературе.
II. Неизбежность столкновения ума как нового, передового миропонимания с поколением “отцов”.
1. “Отцы” – непримиримые противники свободомыслия, защитники незыблемой старины.
2. Споры Чацкого с Фамусовым и его окружением – защита прав независимой личности, передового мировоззрения и высокой нравственности.
3. Общие мотивы монологов Чацкого и свободолюбивой лирики Пушкина, Рылеева, Кюхельбекера как отражение духовной жизни молодого поколения декабристской эпохи.
4. Что значит быть умным в кругу Фамусова. Так ли уж глуп Молчалин?
5. Переплетение личной и общественной драмы Чацкого. “Мильон терзаний!”
6. Драматический, а не комедийный конфликт.
7. Бал – кульминация конфликта: дух общей вражды, предательство Софьи.
III. Чацкий – “побежденный победитель”, “передовой воин, застрельщик и – всегда жертва” (Гончаров).
Related posts:
- Смысл названия комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” (Первый вариант) Я странен, а не странен кто ж? – Тот, кто на всех глупцов похож… А. С. Грибоедов В грибоедовское время “ум” понимался широко – как интеллигентность, просвещенность. Понятия “ум”, “умник”, “умный” употреблялись в значении “вольнодумство”, “вольнодумец”, человек передовых убеждений, носитель новых идей, независимых свободолюбивых взглядов. Противоположный смысл придавался словам “глупец”, “глупость”, то есть отсталый, консервативный, […]...
- Смысл названия комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедова Проблема ума – это тот идейноэмоциональный стержень, вокруг которого группируются все остальные вопросы общественно-политического, философского, национально-патриотического и нравственно-психологического характера. Об этом свидетельствуют слова автора: “В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко […]...
- Смысл названия комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” (Второй вариант) В моей комедии двадцать пять глупцов На одного здравомыслящего человека, и Этот человек, разумеется, в противоречии С обществом, его окружающим. А. С. Грибоедов Есть в русской литературе великие произведения, уже в названиях которых заключен их основной идейный смысл. Это “Мертвые души” Н. В. Гоголя, “Доходное место”, “Гроза” А. Н. Островского, “Накануне” и “Отцы и дети” […]...
- Смысл названия комедии Александра Грибоедова “Горе от ума” “Горе от ума” – первая реалистическая комедия в русской литературе. Реалистический метод пьесы заключается не только в том, что в ней нет строгого деления на положительных и отрицательных героев, счастливой развязки, но и в том, что в ней присутствует одновременно несколько конфликтов: любовный и общественный. Название первой редакции комедии было другое – “Горе уму”. Тогда […]...
- Смысл названия комедии А. Грибоедова “Горе от ума” Прочитав комедию А. Грибоедова “Горе от ума”, мы столкнулись с общечеловеческими проблемами, актуальными и в наше время. Основной конфликт – столкновение прогрессивно настроенного Александра Чацкого против царского дворянства. Главный герой выступает против чинопочитания, угодничества и двуличия в лице Фамусова, Молчалина, Скалозуба и им подобных. В своем произведении Грибоедов делит героев на два совершенно противоположных лагеря, […]...
- Почему горе настигает юного чел-ка. Смысл названия комедии “Грибоедова”. Горе Чацкого и Софьи “Гоу” Г-дова – социально-поли-тическая реалистическая комедия, одно из самых злободневных произведений русской литературы. Комедия “Гоу” была написана в 20 годы XIX века, когда после Отечественной войны 1812 года в русском обществе происходили перемены. Интригующе звучит название пьесы. На первый взгляд кажется, что в нем заключен некий парадокс. Но Г-дов прав – умному человеку всегда сложнее […]...
- Смысл названия комедии Грибоедова “Горе от ума” Само название комедии парадоксально: “Горе от ума”. Первоначально комедия носила название “Горе уму”, от которого Грибоедов впоследствии отказался. В какой-то степени заглавие пьесы – “перевертыш” русской пословицы: “дуракам счастье”. Но разве Чацкого окружают одни дураки? Посмотрите, так ли много глупцов в пьесе? Вот Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича: Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же […]...
- В чем смысл сопоставления образа Чацкого с образом Репетилова в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”? “Горе от ума” – произведения А. С. Грибоедова, раскрывающее одну из самых важных проблем общества – проблему столкновения двух миров: “века нынешнего” и “века минувшего”. Позже эту тему будут поднимать в своих произведениях многие классики российской литературы. В пьесе Грибоедова столкновение разных взглядов показано на противопоставлении Чацкого и фамусовского общества. Александр Андреевич Чацкий – главный […]...
- Смысл названия по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.) Комедия “Горе от ума” Грибоедова изначально несла в себе несерьезный, комедийный характер. Но в конце произведения становится ясно, что оно драматическое и несет в себе глубокий смысл. Выражение “горе от ума” звучит несколько парадоксально, ведь какое может быть горе от того, что человек умен и образован? А оказывается, что может! И Александр Сергеевич Грибоедов отлично […]...
- Смысл названия горе от ума Грибоедова Смысл названия. Проблема ума – это тот идейноэмоциональный стержень, вокруг которого группируются все остальные вопросы общественно-политического, философского, национально-патриотического и нравственно-психологического характера. Об этом свидетельствуют слова автора: “В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем […]...
- Сочинение на тему: “Горе от ума или горе от любви”(По комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Комедия А. С. ГрибоедовА является одним из самых загадочных произведений, хотя была написана в 20-х годах 19 века. Сюжетную канву произведения составляют две тесто переплетенные линии – крушение надежд главного героя Чацкого, как в личной жизни, так и в общественной. Сначала эти линии развиваются как будто отдельно, но потом становится ясно, что они тесно взаимосвязаны. […]...
- Чацкий и Молчалин. Характер и смысл противостояния? (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, Найдется враг исканий… …………………………………. Мне завещал отец, Во-первых, угождать Всем людям без изъятья… А. С. Грибоедов В гостиной знатного московского барина Павла Афанасьевича Фамусова встречаются два молодых человека. Они не знают друг друга, да и что общего может быть у блестящего юноши-дворянина, воспитанного в этом доме и […]...
- Чацкий и Фамусов. Причины и смысл их конфликта (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) – Вот то-то, все вы гордецы, Смотрели бы, как делали отцы, Учились бы, на старших глядя… …………………………………… По духу времени и вкусу Он ненавидел слово “раб”. А. С. Грибоедов Людей, живущих в одно время, называют современниками. Приставка “со-” означает “вместе”. Сотрудник, собеседник, соратник, и т. д. Это в грамматике. А в жизни современники далеко не […]...
- Смысл названия комедии “Горе от ума” Сочинения по литературе: Смысл названия комедии “Горе от ума”. Главными героями комедии “Горе от ума” являются Чацкий и Фамусов. А. С. Грибоедов показывает столкновение ума Чацкого и глупости фамусовского общества. Фамусовское общество характеризуется лживостью, глупостью, невежеством и нежеланием преодолеть свои недостатки. Это доказывают многие эпизоды комедии. Главный идеолог Фамусов говорит: Скажи-ка, что глаза ей портить […]...
- В чем смысл финала комедии Грибоедова “Горе от ума”? Комедия А. С.Г рибоедова “Горе от ума”, работа над которой завершилась в 1824 году, произведение новаторское и по проблематике, и по стилю, и по композиции. Впервые в русской драматургии была поставлена задача показать не просто комедийное действие, основанное на любовном треугольнике, не образы-маски, соответствующие традиционным амплуа комедий классицизма, а живые, реальные типы людей – современников […]...
- Конфликт новых идей и пережитков времени в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” В образе Чацкого воплощены черты “нового” человека, который в фамусовском обществе чувствует себя одиноким. После трехлетнего путешествия за границей, не заезжая к себе домой, прямо из экипажа, он появляется в доме Фамусова и встречает весьма прохладный прием и со стороны хозяина, и со стороны его дочери. Его первые реплики встречают резкий отпор Фамусова, а пылкая […]...
- В чем смысл “открытого” финала комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”? “Горе от ума”… – гениальнейшая русская драма… А. Блок “О драме”. “Горе от ума” (1823 г.) – одна из ярчайших и талантливейших комедий в русской литературе. Она затрагивает многие вопросы и проблемы жизни русского общества начала ХIХ века. В своем произведении Грибоедов запечатлел два лагеря, существовавших в общественной жизни России начала ХIХ века. С одной […]...
- Неординарное объяснение названия комедии “Горе от ума” Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на основную мысль, положенную з основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного […]...
- В чем смысл названия по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.) Главный герой произведения – Александр Андреич Чацкий – отличается от остальных действующих лиц, главным образом, реалистичным взглядом на жизнь. Он не боится высказывать свое мнение, перечащее стереотипам того времени. Чацкий умен и любознателен, не может находиться в обществе, где значение имеют лишь чин и знатность рода. Герой поплатился за свои взгляды репутацией, ведь его мировоззрение […]...
- Чацкий и Молчалин (По комедии Грибоедова А. С. “Горе от ума”) Главное дело жизни А. С. Грибоедова, комедию “Горе от ума”, А. А. Блок назвал “гениальнейшей русской драмой”. Пьеса построена на конфликте личном и общественном. Причем общественная проблематика комедии непосредственно вытекает из личной. В “Горе от ума” существенно важным для развития действия оказывается и неразделенная любовь героя, и еще более – неразрешимое противоречие умного и честного […]...
- Молчалин – антипод Чацкого (по комедии “Горе от ума” Грибоедова А. С.) Молчалин – секретарь Фамусова, пользуется доверием хозяина в служебных делах. Он не дворянин по происхождению, но стремится сделать карьеру. Фамилия Молчалина оправдывается его поведением. “Вот он на цыпочках и небогат словами”, – говорит Чацкий. Молчалин на вид скромный молодой человек. Он играет на флейте, любит сентиментальные стишки. Софья восхищается его добротой, уступчивостью, кротостью. Она не […]...
- Идейный смысл комедии Грибоедова “Горе от ума” Гениальный художник, один из основоположников русского реализма, автор замечательнейшего произведения русской стиховой драматургии – бессмертной комедии “Горе от ума”, А. С. Грибоедов близок и дорог нам как передовой деятель и мыслитель своего времени, оказавший глубокое и плодотворное влияние на развитие национальной русской культуры. Как истинно великий национальный и народный писатель, Грибоедов ставил и разрешал в […]...
- Как отразился в комедии Грибоедова “Горе от ума” исторический конфликт эпох? В комедии “Горе от ума” Грибоедов повествует о жизни дворянской Москвы XIX века. Это время, когда меняются порядки старой, екатерининской эпохи на новую, в которой человек не желает мириться с отсталостью страны, хочет служить своей родине не требуя чинов и наград. Таким человеком и является Чацкий, а его отношения с фамусовским обществом – основным конфликтом […]...
- Чацкий и Молчалин (по комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедова) Если Фамусов и Чацкий – люди разных поколений, то Молчалин и Чацкий – ровесники. Тем резче контраст между ними. Молчалин – счастливый соперник Чацкого в любви. Но если бы Молчалин был достоин любви Софьи, Чацкому, может быть, было бы не так горько от сознания, что ему предпочли низкого, подлого человека. “Вот он, на цыпочках и […]...
- Противоположность воззрений Чацкого фамусовской Москве (по комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедова) Столкновение Чацкого с фамусовским обществом было неизбежно. Оно принимает все более ожесточенный характер и осложняется личной драмой Чацкого – крушением надежд на личное счастье. Его выпады становятся все более резкими. Он вступает в борьбу, и в его речах со всей отчетливостью выступает противоположность его воззрений взглядам фамусовской Москвы: Если Фамусов – защитник старого века, времени […]...
- Чацкий – побежденный или победитель? (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) …Им никуда не уйти от двух главных Мотивов борьбы: от совета учиться “на Старших глядя” и от жажды стремиться… К “свободной жизни”. И. А. Гончаров Современной молодежи не может быть безразличен Чацкий, потому что его беспокойство будоражит, тревожит общественную совесть. Сейчас, в переломный для нашей страны момент, такие люди, как Чацкий, особенно нужны. “Каждое дело, […]...
- Роль Софьи в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” “Грибоедов – человек одной книги, – заметил В. Ф. Ходасевич. – Если бы не “Горе от ума”, Грибоедов не имел бы в литературе русской совсем никакого места”. Главная особенность комедии заключается во взаимодействии двух конфликтов – любовного, главными действующими лицами которого являются Софья и Чацкий, и общественно-идеологического, в котором Чацкий сталкивается с консерваторами. Софья – […]...
- Главные герои комедии Горе от ума Грибоедова Одна из важных черт произведения “Горе от ума” автора считается нахождение двух диссонансов, взаимосвязанных меж собой. Первое – любовь, второе – общественность. Благодаря этому и определилась роль персонажей. За любовную линию отвечают – Чацкий, Софья и Молчалин. За общественную линию – консервативное дворянство, где основной из них – Фамусов, и так же, можно отметить Чацкого, […]...
- Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова “Горе от ума” “Горе от ума” есть и картина нравов, и галерея живых типов…” – так охарактериховал пьесу И. Гончаров. Основу конфликта комедии А. С.Грибоедова “Горе от ума” составляет конфликт “века нынешнего” и “века минувшего”. К “веку минувшему” относятся Фамусов и его гости, к “веку нынешнему” Чацкий и несколько внесценических персонажей – князь Федор и брат Скалозуба. Чацкий […]...
- Молчалин и Чацкий в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” “Молчалины блаженствуют на свете”, – с горечью скажет Чацкий, которого “все гонят, все клянут”. Комедия Грибоедова построена так, что Чацкого и Молчалина хочется сравнивать. Александр Андреевич Чацкий еще не появился в комедии, а о нем уже говорят: “Чувствителен, весел и остер” (Лиза), “пересмеять умеет всех” (Софья). Мы знаем, что Чацкий – “Андрея Ильича покойного сынок”, […]...
- Фамусов и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” А. С. Грибоедов известен нам как автор комедии “Горе от ума”, ставящей основные злободневные проблемы XIX в.: государственная служба, крепостное право, просвещение, воспитание. Именно этот русский писатель поднял тему “отцов и детей”, продолженную потом Иваном Сергеевичем Тургеневым в романе “Отцы и дети”. Он показал борьбу “века нынешнего” (сыны) и “века минувшего” (отцы), их идеалы, отношение […]...
- Преодоление канонов классицизма в комедии “Горе от ума”. Язык комедии Грибоедова Урок можно начать с сообщения учителя о поэтике комедии, где будут изложены такие положения: 1. В комедии “Горе от ума” можно заметить черты Классицизма: Быстрое развитие действия; Острота диалогов; Насыщенность языка афоризмами и эпиграммами; Сохранение трех классических единств (действия, места, времени); Особенности сценических амплуа (Чацкий – резонер, Лиза – субретка и т. д.); Говорящие имена […]...
- КОНФЛИКТ НОВЫХ ИДЕИ И ПЕРЕЖИТКОВ ВРЕМЕНИ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА” В образе Чацкого воплощены черты “ново- го” человека, который в фамусовском общест- ве чувствует себя одиноким. После трехлетне- го путешествия за границей, не заезжая к се- бе домой, прямо из экипажа, он появляется в доме Фамусова и встречает весьма прохлад- ный прием и со стороны хозяина, и со стороны его дочери. Его первые реплики встречают […]...
- В чем смысл финала комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”? Многие писатели XIX века описывали балы в своих произведениях: Пушкин в “Евгении Онегине”, Лермонтов в “Маскараде”, Толстой в “Войне и мире”. Именно на балах происходят судьбоносные для героев события. Был в комедии “Горе от ума” играет множество ролей. Он – кульминация произведения, декорация, атмосфера и образ века. В композиции комедии, как и любого другого литературного […]...
- Софья и Лиза в комедии А. Грибоедова “Горе от ума”: два характера и две судьбы Расчетливый прагматизм Софьи, которому противопоставлена искренность и душевная открытость Лизы. Два характера и две разные судьбы, в которых как бы две эпохи: старая патриархальная и новая, где не надо торговать чувствами. Софья, глядя на свою подругу, Наталью Дмитриевну, подготавливает, “дрессирует” будущего мужа – Молчалина. Это рынок, где молодая женщина – товар, и она хочет совершить […]...
- Век нынешний и век минувший в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” В памяти поколений А. С. Грибоедов остался автором одного произведения. Одного, но какого! Комедии “Горе от ума”! В первом варианте она называлась еще многозначительнее – “Горе уму”, и уже в самом этом названии был заключен ее глубокий идейно-философский смысл. Грибоедов рассказал в своей комедии о несчастьях умного человека, обрушившихся на него именно потому, что он […]...
- Характер основного конфликта в комедии Грибоедова “Горе от ума” Александр Сергеевич Грибоедов был одним из умнейших людей своего времени. Он получил блестящее образование, знал несколько восточных языков, был тонкий политик и дипломат. Грибоедов погиб в 34 года мучительной смертью, растерзанный фанатиками, оставив потомкам два замечательных вальса и комедию “Горе от ума”. “Горе от ума” – социально – политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую […]...
- Молодое поколение в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Свою комедию “Горе от ума” А. С. Грибоедов закончил в 1824 году. Написанная в эпоху подготовки “рыцарского подвига” декабристов, пьеса рассказывает о настроениях и конфликтах того напряженного времени. Особенно трагично они звучат, как мне кажется, в столкновении героев “молодого поколения” – Чацкого, Молчалина, Софьи. Главный герой комедии – молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий – “новый” […]...
- В чем смысл произведения А. С. Грибоедова “Горе от ума” Хоть есть охотники поподличить везде, Да нынче смех страшит И держит стыд в узде. А. Грибоедов Смысл комедии “Горе от ума”, я полагаю, в показе духа Москвы того времени, ее нравов. В комедии разворачивается противоборство двух сил: старого мира аристократов, не желающего покидать сцену жизни, и нового поколения прогрессивно настроенных людей России. Столкновение Чацкого с […]...
- История Чацкого (по комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедова) Материала комедии недостаточно для каких-либо подробностей относительно жизни Чацкого. Можно сказать, что он воспитывался вместе с Софьей, дружил с ней, будучи ребенком, после учился и служил. Теперь же оставил службу и вернулся в родные места, в которых не был уже много лет. “Мильон терзаний” Чацкого заключается в том, что он потерял до того тщательно оберегаемую […]...