Смысл конфликта Базарова и братьев Кирсановых (по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”)



Ваш брат, дворянин, дальше благородного

Кипения дойти не может.

И. С. Тургенев

В романе “Отцы и дети” столкновение происходит не между старшим и младшим поколениями Кирсановых и Базаровых. Ни Аркадий Кирсанов, ни Евгений Базаров не вступают в конфликт со своими отцами. Под “отцами”, или “старшим поколением”, имеются в виду люди устаревших общественных взглядов. А “дети”, или “младшее поколение”, – это сторонники новых, революционно-демократических идей.

В борьбе этих двух мировоззрений – основной конфликт романа.

Сюжет построен на постепенно возрастающих идейных спорах двух враждующих групп. Конфликт между ними заканчивается, как и было в жизни, полным разрывом.

Дворянская группа в романе представлена братьями Кирсановыми. К лагерю “детей” принадлежит разночинец-демократ Евгений Базаров.

Тургенев называл Базарова своим “любимым детищем”, “выражением новейшей нашей современности”. О происхождении его сообщается очень скупо: отец – военный лекарь, вел “бродячую жизнь”, а дед когда-то “землю

пахал”. Евгений рос в обстановке труда и лишений; некому было его воспитывать и обучать манерам.

С первой же встречи Базаров показан как человек уравновешенный, сильный, знающий себе цену и не склоняющий головы перед дворянами. Лицо его “длинное и худое… оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум”. Говорит Базаров “ленивым, но мужественным голосом”, походка у него “твердая и стремительно смелая”.

Демократизм Базарова отчетливо проявляется в его речи; она насыщена пословицами и поговорками: “Бабушка еще надвое сказала”; “Днем с огнем не сыскать”, “Мертвый живому не товарищ”. Говорит он без всякой уклончивости, не вынуждая себя к притворной любезности. Это ясно видно из тех оценок, которые он дает людям враждебного лагеря: Павел Петрович – “архаичное явление”, Николай Петрович – “добрый малый”, но “человек отставной, его песенка спета”.

Аркадию он говорит: “Ты нежная душа, размазня”.

Тургенев правдиво отразил увлечение демократической молодежи естественными науками. Развивать и обогащать науку – вот куда направлены интересы будущего врача.

И он всегда трудится, даже “прогулок без цели не признает”. Однако не только медицина привлекает его. Свое назначение Базаров видит в ломке старых порядков, понятий и представлений. “Сперва нужно место расчистить”, “Мы драться хотим!” – вот его лозунги.

Пожалуй, прав Аркадий, считая, что Евгений “будет знаменит”, но “не на медицинском поприще”.

Базаров искренен, честен, уверен в себе: “Я ничьих мнений не разделяю, я имею свои”. Он “не принимает ни одного принципа на веру” и выступает против рабского преклонения перед отжившими взглядами и авторитетами. Базаров отрицает все то, что порождено “безобразным состоянием общества”: самодержавие, крепостное право и религию.

Его ненависть и его любовь искренни и глубоки. Когда пришла к нему “сильная и тяжелая” страсть, он сумел одержать над ней нелегкую победу.

“Демократ до конца ногтей”, Базаров ненавидит барство и в свою очередь со стороны господ вызывает к себе чувство ответной неприязни. Его “схватки” с Павлом Петровичем – отражение взаимной классовой ненависти. Базарову чужды и враждебны аристократизм Павла Петровича, его привычки, манеры, барское безделье.

В свою очередь Павел Петрович “всеми силами своей души возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем; он подозревал, что Базаров не уважает его, что он едва ли не презирает его”.

Когда-то Павла Петровича ожидала блестящая военная карьера, но неудачная любовь к женщине “с загадочным взглядом” перевернула всю его жизнь. Он вышел в отставку, скитался в чужих краях, потом вернулся в Россию, скучал, ничего не делая, и так прошло десять “бесцветных, бесплодных, быстрых лет”. Это аристократ настолько чуждый народу, что и “говорить-то с ним не умеет”. Разговаривая с крестьянами, он “морщится и нюхает одеколон”.

Читает он только английские книги и газеты, одевается на английский манер, сохраняет в деревне аристократическую привычку переодеваться к завтраку, обеду и ужину. Говорит он подчеркнуто изысканно, старомодно. В его речи много иностранных слов, которые, по замечанию Базарова, “русскому человеку и даром не нужны”.

Ненависть к Базарову лишает его в спорах необходимой выдержки, он частенько теряется и вместо убедительных доводов бросает в адрес противника колкие реплики, испытывает “тайное раздражение”. В конце концов, он признается брату: “Я начинаю думать, что Базаров был прав, когда упрекал меня в аристократизме… Полно нам ломаться и думать о свете… пора нам отложить в сторону всякую суету”.

Жизнь свою он доживает в одиночестве на чужбине. В России ему делать нечего!

Николай Петрович Кирсанов стремится “стать в уровень с современными требованиями”, много суетится и хлопочет. Его избирают мировым посредником, “красным величают”. У себя в поместье он вводит новшества: у него не имение, а ферма, не крепостные, а наемные работники.

Однако добрый и мягкий барин оказывается беспомощным хозяином: “недавно заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазаное колесо, трещало, как домоделанная мебель из сырого дерева”.

Аркадий Кирсанов увлечен идеями разночинцев-демократов, но по рождению, воспитанию и привычкам его тянуло в среду “отцов”, в дворянские гнезда, где он чувствовал себя прекрасно. Базаров это понимает. Они не могут быть настоящими друзьями и единомышленниками. Расставаясь с Аркадием, Базаров дает ему точную характеристику: “Для нашей горькой, терпкой, бобыльей жизни ты не создан, В тебе нет ни дерзости, ни злости.

Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич”.

Победа Базарова над “феодалами” братьями Кирсановыми, развенчание Аркадия и разрыв с ним подчеркивают главную мысль романа, которая, по словам Тургенева, заключается “в торжестве демократизма над аристократией”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Смысл конфликта Базарова и братьев Кирсановых (по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”)