Смысл эпиграфа и его связь с повествованием
Эпиграфом к роману “Смерть Вазир – Мухтара” взято восьмистишие Е. А. Баратынского “Надпись”.
Взгляни на лик холодный сей.
Взгляни : в нем жизни нет;
Но как на нем былых страстей
Еще заметен след!
Так ярый ток, оледенев,
Над бездною висит,
Утратив прежний грозный рев,
Храня движенья вид.
После прочтения романа, строки эпиграфа ассоциировались у меня с портретом Александра Сергеевича Грибоедова, который дал Ю. Н. Тынянов в своем произведении. Это чопорный, сдержанный, честолюбивый, внешне очень холодный,
Его “Горе от ума” было запрещено к печати. Это было болью его души, причиной постоянных переживаний.
Грибоедов думает о России, о ее благополучии. Он составляет проект преобразования Закавказья, зная, что край этот очень богат, и пытается заинтересовать Нессельроде, Родофиникина, но опять терпит неудачу.
Александр Сергеевич неравнодушен к женщинам. У него роман (может быть точнее – связь) с балериной Катей Телешовой. близкие отношения с женой Булгарина Леночкой. В романе упоминается о его прежних любовницах
Мне показалось, что он искренне любит Нину Чавчавадзе, грузинскую девочку с чудными глазами. И он женится на ней, думает о ней, скучает, если ее нет рядом….
Но эпиграф представляется мне и сжатым описанием жизни и смерти Грибоедова. О нем после смерти говорили, как о живом человеке, ему слали письма и эпиграммы, барышни говорили о нем с придыханием, его жена Нина не получала от него писем и думала, что порывистый Вазир – Мухтар забыл ее. Он завис в этом мире, в этой жизни, подобно заледенелому водопаду. И, если Вазир-Мухтар погиб, то Грибоедов жив.
Потому что живет его “Горе от ума”.
Если же после прочтения эпиграфа обратиться к вступлению, то строки “Так ярый ток, оледенев, над бездною висит…” ассоциируются со временем, которое наступило после декабря 1825 года. Леденящее время… Страстное поколение двадцатых годов с их прыгающей походкой, любовью к девчонкам, тайными обществами, дуэлями было сломлено. Они пригнулись, кровь отлила от этого поколения.
Но ведь они были! Просто их души оледенели.
- Смысл эпиграфа к поэме Мцыри Эпиграф к “Мцыри” взят Лермонтовым из Библии – “Первой книги Царств”. По библейской легенде во время одной из битв Саул строго-настрого запретил своим воинам прикасаться к еде, пока враг не будет сломлен. Но сын царя не слышал приказа и поел меда. За непокорность правитель велел лишить юношу жизни. Ионафан возмутился и печально произнес: “Вкушая, вкусих […]...
- Смысл эпиграфа в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Эпиграф романа Булгакова “Мастер и Маргарита” взят из поэмы Гете “Фауст” неслучайно. Произведение великого немецкого поэта послужило для Булгакова настоящим источником тем и прототипов главных героев. Основная действующая сила романа – сатана, воплотившийся и приехавший в Москву по неизвестным, как кажется, причинам. Имя сатаны “Воланд” взято из поэмы Гете, где оно упоминается лишь однажды, и […]...
- Смысл эпиграфа романа Мастер и Маргарита Зло нельзя победить, потому что борьба со злом и есть сама жизнь. Александр Дюма. Его мечты – наша реальность. Его слово – наш приказ. Его наказание – наша смерть. Его похвала – наша жизнь. Это его Мир. Всю свою жизнь человек ведет споры о том, что есть добро и зло, пытается четко разграничить эти понятия, […]...
- Смысл эпиграфа в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” В эпиграф своей повести “Капитанская дочка” А. С. Пушкин вынес русскую пословицу “Береги честь смолоду”. Пословицы несут в себе народную мудрость, которая складывается веками. Можно не доверять пословицам, считать их банальными словами, но очень часто смысл этих высказываний понимается только тогда, когда человек на себе испытает какие-либо жизненные испытания. Так случилось и с Петром Гриневым, […]...
- Роль эпиграфа по комедии Ревизор (Гоголь Н. В.) В качестве эпиграфа к своему бессмертному произведению Гоголь взял русскую народную пословицу – “На зеркало неча пенять, коль рожа крива”. Изначально эпиграфа не было, он появился лишь спустя шесть лет после выхода комедии в свет, представляя собой своеобразный ответ на критику окружающих. Автор сравнивает свое произведение с зеркалом. Ведь многие, узнав в комедии себя, начали […]...
- “Капитанская дочка” А. С. Пушкина. Судьбы героев и смысл эпиграфа “Береги честь смолоду” 1. Жанр произведения. 2. История создания. 3. Замысел и основной сюжет. 4. Судьбы героев и смысл эпиграфа. 5. Значение произведения для современного читателя. “Капитанская дочка” А. С. Пушкина – произведение оригинальное и спорное. Это и историческая повесть, задуманная еще в 1833 году, и семейная хроника рода Гриневых, и захватывающая история любви двух молодых сердец. Произведение […]...
- Значение эпиграфа к поэме “Мцыри” В чем смысл эпиграфа к поэме “Мцыри”: “Вкушая, вкусих мало меду, и се аз умираю”? В начале поэмы “Мцыри” М. Ю. Лермонтов поставил выражение “Вкушая, вкусих мало меду, и се аз умираю”. В чем его смысл? Эпиграф – это цитата или фраза, предпосланная произведению и сосредотачивающая мысль на его идее. Изречение перед поэмой взято из […]...
- Роль эпиграфа в одном из произведений русской литературы XIX века. (А. С. Пушкин. “Евгений Онегин”.) Эпиграф к роману: “Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того еще особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках, – как следствие чувства превосходства: быть может, мнимого. Из частного письма”. Это – пушкинская характеристика Онегина, но не персонажа романа, а Онегина – автора своих мемуаров. Еще до начала […]...
- Роль эпиграфа в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роль эпиграфа в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” …так кто же ты, наконец? – Я – часть той силы, что Вечно хочет зла и вечно Совершает благо. “Фауст” И. Гете. Эпиграфом к роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита” являются слова Мефистофеля (дьявола) – одного из персонажей драмы И. Гете “Фауст”. О чем же говорит […]...
- РОЛЬ ЭПИГРАФА К ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА” РОЛЬ ЭПИГРАФА К ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА” Эпиграф – это пословица, изречение, отрывок из произведения отечественного или иностранного автора, который помещается писателем после заглавия произведения или перед отдельными его главами. Эпиграф поясняет замысел произведения или его части. При помощи эпиграфа автор может выразить свое отношение к сюжету, героям, описываемым событиям как бы от […]...
- Какие строки из включенных в раздел стихотворений вы бы предложили в качестве эпиграфа к “Мотивам былого в лирике поэтов XX века”? К этому разделу часто предлагают в качестве эпиграфа и названия только что прочитанных стихов: “Тени прошлого”, “Старина”, “Прапамять”, но также и отдельные строки, которые взяты из прочитанных стихов: “Минули годы, годы, годы…”; “Пропало славы обветшалой воспоминанье навсегда…”. Каждый из этих эпиграфов заставит по-иному взглянуть и на саму тему, и на стихи, собранные в учебнике-хрестоматии. Всегда […]...
- Нерасторжимая связь человека с природой и родиной в стихотворениях Н. Рубцова Поэты, умеющие особенно чутко замечать изменения окружающего мира, часто возвращаются в своих произведениях к природе собственного детства. Именно в эту пору леса и реки, луга и поля наполнены самыми яркими красками. Как-то особенно, задушевно звучат такие стихи: Высокий дуб. Глубокая вода. Спокойные кругом ложатся тени. И тихо так, как будто никогда Природа здесь не знала […]...
- Связь поколений Под поколением обычно понимают интервал времени между средним возрастом родителей и детей. С этой точки зрения в возрастном отношении в обществе выделяют ряд поколений измеряемых определенным числом лет. Каждый человек – современник какой-либо эпохи и сверстник определенного поколения. Известно по собственному опыту, что одно поколение людей значительно отличается от другого. Всем ясно, что новое идет […]...
- Связь замысла “Мертвых душ” с религиозно-нравственными исканиями Гоголя Во втором и третьем томах Гоголь хотел показать нравственно совершенных русских людей, а нравственное совершенство для Гоголя было связано с христианством, с божественными заповедями. Работая над “Мертвыми душами”, Гоголь уверился в том, что в событиях, переживаемых им, проявляется Высшая воля. После тяжелой болезни, постигшей его, когда он на время оставил поэму и начал писать давно […]...
- Связь поколений в рассказе А. Платонова “Третий сын” Идея этого урока родилась во время обучения на курсах в институте развития образования. Нам было предложено разработать модель урока на тему “Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно…” (мы подробно писали об этом опыте в № 23. – Ред. ). Мне представляется, что проблема связи поколений может быть обсуждена […]...
- В чем смысл сопоставления образа Чацкого с образом Репетилова в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”? “Горе от ума” – произведения А. С. Грибоедова, раскрывающее одну из самых важных проблем общества – проблему столкновения двух миров: “века нынешнего” и “века минувшего”. Позже эту тему будут поднимать в своих произведениях многие классики российской литературы. В пьесе Грибоедова столкновение разных взглядов показано на противопоставлении Чацкого и фамусовского общества. Александр Андреевич Чацкий – главный […]...
- Связь Донских рассказов Шолохова с сегодняшним днем Сегодняшний мир немыслим без войны, войны видимой, осязаемой, которая уносит и калечит человеческие жизни. В “Донских рассказах” Шолохов выразил все свое отношение к страшным событиям гражданской войны, явившейся трагедией русского народа. Война губительна для обеих сторон вообще и втройне трагична, когда брат воюет против брата, сосед против соседа, друг против друга. Для нации гражданская война […]...
- Сны героев и их связь с проблематикой романа М. А. Булгакова “Белая гвардия” Все пройдет: страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших дел и тел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему? М. Булгаков Наряду с реальными героями – людьми, внешней […]...
- Связь образов пьесы “Вишневый сад” с современностью “Вишневый сад” была последней и, можно сказать, итоговой пьесой Антона Чехова. Он написал ее незадолго до смерти, 1904 года, на стыке эпох, когда предчувствие изменений в обществе было особенно заметным. Накануне социального взрыва он как творческий человек, не мог не ощущать общего расположения духа, неуверенность момента почти невольно вызвала потребность осмыслить современную ему действительность из […]...
- Связь стихотворений “Пророк”, “Арион”, “Памятник” А. С. Пушкина В 1827 году Пушкин написал стихотворение, посвященное декабристам, – “Арион”. Так как оно предназначалось для печати, то поэт прибегнул к аллегорической (иносказательной) форме. Для выражения мыслей и чувств он использовал древнегреческую легенду о поэте и музыканте Арионе. В этом стихотворении Пушкин использует старинные слова, звучащие более торжественно, чем обычные. Силу и сплоченность декабристов, их настойчивое […]...
- Нерасторжимая связь природы и человека в стихотворениях Басе Мацуо Басе, выдающийся японский поэт XVII века, известен во всем мире как непревзойденный мастер хокку. Хокку – это лирическое стихотворение о природе, в котором непременно указывается время года. Сыплются льдинки. Снега белая занавесь В мелких узорах. В творчестве Басе природа неотделима от жизни людей. На Фоне постоянного круговорота времен года поэт точно и ярко прорисовывает […]...
- Связь человека и природы в поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри” Жизнь людей неразрывно связана с различными природными явлениями. Наше настроение, здоровье, образ жизни и даже благосостояние зависит от природных ресурсов, ландшафта, осадков. В литературе эта связь прослеживается постоянно. Во многих произведениях природа выступает не сама по себе, а в качестве выразителя дум, мечтаний, состояний человека, она предостерегает или успокаивает читателя. В отношении к природе ярко […]...
- “Всякая благородная личность глубоко осознает свою кровную связь с отечеством…” (В. Г. Белинский) На мой взгляд, рассказ М. А. Шолохова “Судьба человека” – одно из лучших произведений о Великой Отечественной войне. В нем автор сумел передать весь трагизм и все величие русского человека, на долю которого выпало страшное испытание – война. Несмотря на все потери, герой рассказа – русский солдат Андрей Соколов – сохранил свое человеческое достоинство и […]...
- Связь “Слова о полку Игореве” с устным народным творчеством “Слово о полку Игореве” – величайший памятник литературы Древней Руси. Автор “Слова…” неизвестен. Разыскал это произведение известный собиратель древностей и знаток русской словесности Мусин-Пушкин. В “Слове…” рассказывается о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича, его брата Всеволода, сына Владимира и племянника Святослава против половцев в 1185 года. Феодальная раздробленность Руси 12 века, отсутствие политического единства, […]...
- “Слово о полку Игореве” и его связь с устным народным творчеством Для всех жанров древнерусской литературы было характерно использование многочисленных приемов устной речи. Дело в том, что в произведениях тех времен еще не успели прочно закрепиться приемы письменного творчества, резко противопоставляющие его устному художественному слову. Именно поэтому в памятниках древней литературы, в частности в “Слове о полку Игореве”, так часто можно встретить элементы устного народного творчества. […]...
- Роль интеллектуального начала и его связь с внутренним миром героини (по драме Г. Ибсена “Кукольный дом”) “Кукольный дом” – одна из самых популярных пьес Генрика Ибсена. Действие пьесы начинается в преддверии Рождества. Наконец-то закончился тяжелый период в жизни семьи: мужа Норы назначили на должность директора банка, тяжелый труд и безденежье остались в прошлом. Теперь Нору окружает устроенный выт, состоятельный супруг, прекрасные дети. Семья занята приготовлениями к празднику. Молодая женщина вроде бы […]...
- Связь идейной проблематики лирики Лермонтова и его романа “Герой нашего времени” По мнению Бердяева, философия – это искусство, которому нельзя научить, акт творчества. Неудивительно, что философские взгляды часто находят свое отражение в произведениях искусства. Художники выражают свое мировоззрение в полотнах, писатели – в романах и рассказах, поэты – в лирике и поэмах. Творчество Лермонтова в полной мере отражает его философское понимание жизни. Почти в каждом лирическом […]...
- Прослеживается ли связь поэмы Твардовского с русским устным народным творчеством? Прослеживается ли связь поэмы Твардовского с русским устным народным творчеством? В системе образов, в языке поэмы прослеживается влияние русского фольклора. Здесь есть образ Смерти, что характерно для народных сказок. Введение его мотивировано: все это могло привидеться тяжелораненому. С фольклорной традицией связана емкость и меткость многих формулировок Твардовского, напоминающих пословицы: “Не гляди, что на груди, а […]...
- Как эпиграф к роману Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы” раскрывает идейный смысл романа? “Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода”. Эта слова из Евангелия от Иоанна (глава XII, 24) Ф. М. Достоевский выбирает в качестве эпиграфа к своему роману “Братья Карамазовы”. Увидевший свет в 1879 – 1880 гг., этот роман стал последним крупным […]...
- Нерасторжимая связь человека с природой родной земли в поэзии Н. Рубцова Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 год в поселке Емецк Архангельской области. Детство прошло в селе Никольском на Вологодской земле, в краю необозримых лесов и болот. Потом была служба на Северном флоте, работа в Ленинграде на Кировском заводе. После окончания Литературного института Рубцов вернулся в родные места – в Вологду. Шагая пешком от деревни […]...
- Связь персонажа и его портрета: Константин Левин и Лев Толстой Левин хочет “переменить ту столь тягостную, праздную, искусственную жизнь, которою он жил, на эту трудовую, чистую и общую прелестную жизнь”. Путь к этой жизни проходит через весь роман. Толстовский герой, обретя счастье в любви, решает, что бесполезно мечтать о всеобщем благе. Надо жить для себя и своих близких, но все поступки сверять с голосом собственной […]...
- Смысл названия по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.) Комедия “Горе от ума” Грибоедова изначально несла в себе несерьезный, комедийный характер. Но в конце произведения становится ясно, что оно драматическое и несет в себе глубокий смысл. Выражение “горе от ума” звучит несколько парадоксально, ведь какое может быть горе от того, что человек умен и образован? А оказывается, что может! И Александр Сергеевич Грибоедов отлично […]...
- Что такое “связь времен”? Понятие связь времен включает в себя отсутствие забвение культурного и духовного прошлого, которое обладает способностью зримо питать настоящее, одновременно с чем, гармонично вплетаться еще, и в ткань будущего. Если основой для ваших поступков становится дух и культура предыдущих поколений, тогда смело можно рассуждать о существовании связи времен, имеющей непосредственное влияние на духовность нашего поколения. В […]...
- Идейно-тематическая связь поэмы “Мцыри” Поэма Мцыри – один из последних классических образцов русской романтической поэзии. Проблематика этого произведения тесно связана С центральными темами лирического творчества Лермонтова: темой одиночества, неудовлетворенности окружающим миром, жаждой борьбы и свободы. Мцыри герой-борец, протестующий против насилия над личностью. Он жаждет воли, свободы, просит бури, подобно парусу, не удовлетворяясь тихой судьбой монаха, не покоряясь року: Таких […]...
- Связь сочинительная Сочинительная связь – связь, служащая для выражения равноправных отношений между элементами языка. Сочинение характерно для однородных членов предложения и для частей сложносочиненного предложения: И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь Жизнь себя перемогает, Понемногу тает звук, Все чего-то не хватает, Что-то вспомнить недосуг Формальными средствами выражения сочинения в русском языке являются сочинительные […]...
- Связь подчинительная Подчинительная связь – связь, передающая такие отношения между элементами языка, когда они являются неравноправными, и один из них оказывается главным, а второй – зависимым. Подчинение встречается в разных типах словосочетаний и между частями сложноподчиненного предложения: Медный колокольчик; обжечь губы; сладко пахнуть и др.; Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на […]...
- Почему так важно сохранять связь между поколениями? Проблема отцов и детей – извечная тема. Каждое поколение отличается от предыдущего: меняются приоритеты, нравы и сами люди. На смену старому приходит прогрессивное новое. Но если опыт прошлого не востребован, зачем мы бережно сохраняем связь между поколениями? Древнегреческий историк Геродот считал, что три поколения составляют столетие. Человек социален, поэтому стать индивидом он может лишь в […]...
- Смысл названия комедии А. Грибоедова “Горе от ума” Прочитав комедию А. Грибоедова “Горе от ума”, мы столкнулись с общечеловеческими проблемами, актуальными и в наше время. Основной конфликт – столкновение прогрессивно настроенного Александра Чацкого против царского дворянства. Главный герой выступает против чинопочитания, угодничества и двуличия в лице Фамусова, Молчалина, Скалозуба и им подобных. В своем произведении Грибоедов делит героев на два совершенно противоположных лагеря, […]...
- Определение. Сочинительная связь Сочинительная связь – связь, служащая для выражения равноправных отношений между элементами языка. Сочинение характерно для однородных членов предложения и для частей сложносочиненного предложения: и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь (А. С. Пушкин). Жизнь себя перемогает, Понемногу тает звук, Все чего-то не хватает, Что-то вспомнить недосуг (О. Э. Мандельштам). Формальными средствами выражения […]...
- Как не потерять связь со своим ребенком Я однажды слушал рассказ о жизни людей XIX ст. и далее вниз, и современных людей. Звучал он приблизительно так: если раньше на протяжении жизни человека ничего не менялось, человек родился, в это время за окном телега скрипит, прожил жизнь, смотрит старый в окно, а там все та же телега скрипит, а что сейчас? Сейчас на […]...