Смешон или страшен Молчалин? (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”)

Хитрость – это гибрид глупости
с развитым житейским чутьем.
В. Борисов.
Комедия “Горе от ума” была написана в начале XIX века. Замысел произведения возник у Грибоедова в ту эпоху, когда в России началось зарождение тайных политических обществ. Сам писатель, как известно, был сторонником декабристов, и в “Горе от ума” он изобразил столкновение человека передовых взглядов с реакционной массой дворянства.
Главный герой комедии – Чацкий – противопоставлен “фамусовскому обществу”. Одним из самых ярких представителей

этого общества является Молчалин – ровесник Чацкого, “тихоня”, стремящийся, однако, во что бы то ни стало “выйти в люди”.
На первый взгляд, Алексей Степанович Молчалин достоин лишь презрения и жалости, настолько он кажется ничтожным. Однако в финале произведения мы видим, что он одерживает моральную победу над благородным и пылким героем. Так смешон или страшен Молчалин?
На мой взгляд, создавая характер этого героя, Грибоедов стремился показать влияние чиновничьей морали на характер и поведение человека. Молчалин – секретарь Фамусова, “состоит” в его департаменте и “числится
по архивам”. С детства Алексея Степановича учили рабскому угодничеству перед сильными мира сего.

Именно поэтому он пресмыкается перед своим благодетелем Фамусовым и всеми членами его семьи. Но, кроме этого, Молчалин возводит в культ каждое слово, сказанное местными московскими “авторитетами” – княгиней Марьей Алексеевной, старухой Хлестовой и прочими.
Во многом благодаря этому герой имеет уже чин асессора, “три награжденья” и продолжает идти к “степеням известным”. “Умеренность и аккуратность” – вот спутники этого персонажа. Ему недоступны, в отличие от Чацкого, прогрессивные, новаторские идеи, он не стремится к духовному и умственному развитию. У Молчалина другие идеалы, которые он всеми силами воплощает в жизнь.
Так, Алексей Степанович считает своим долгом угождать начальнику и его домочадцам – всеми возможными способами. Не зря ведь Грибоедов вводит в комедию сцену в спальне Софьи – Молчалин готов на все “в угодность дочери такого человека”. Но он трус и не решается “пойти дальше”, а лишь прислуживает Софье, как собачонка.

Но – и это очень важно – герой не понимает, что поступает по отношению в Софье глубоко непорядочно. Мы помним, что девушка искренне влюблена в Алексея Степановича, а тот лишь притворяется, стараясь угодить дочери начальника.
Размышляя над образом Молчалина, на ум часто приходят слова Сергея Довлатова: “Рожденный ползать – летать не хочет”. Они хорошо характеризуют жизненную позицию этого персонажа. Зачем стремиться к высоким идеалам, если все решается гораздо проще? Молчалин помнит, что “…чтобы чины добыть, есть многие каналы”:
Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрет…
Алексей Степанович следует заветам, завещанным ему его отцом: “угождать всем людям без изъятья”. Вот он и старается – льстит всем, кто может быть полезным, считает, что “в его года не должно сметь свои суждения иметь”. Но с теми, от кого нельзя получить выгоду, Молчалин уже не столь покладист. Так, со служанкой Лизой он повеса, забывающий о робости и воспитанности:
Помада есть для губ, и для других причин
С духами скляночки: резеда и жасмин.
Лиза игнорирует фамусовского секретаря, он ей несимпатичен, она и Софью предостерегает от любви к секретарю отца. В конце концов, дочь Фамусова убеждается в низости своего возлюбленного и просит его покинуть дом до зари. Однако в глазах самого Фамусова Молчалин до конца остается безупречным. И, видимо, расскажи Софья обо всем отцу, он не поверил бы ей.

В этом и заключается, кроме всего прочего, сила молчалиных – их нельзя разоблачить!
Поначалу кажется, что суть характера этого героя заключается в его “безупречном” лицемерии. Но на самом деле Молчалин… искренен! Его потому и невозможно разоблачить, что разоблачать-то нечего.

Он ничтожен, но не хитрит, не интригует, он просто живет по отцовским заветам.
Юноши грибоедовской эпохи, с которых автор писал своего героя, искренне полагали важным не иметь своего мнения ни о чем, ни в коем случае никому не противоречить, быть со всеми в добрых отношениях. Они искренне верили, что их долг – молчать, слушать и слушаться. Что самое удивительное и страшное, “молчалины блаженствуют на свете”!

В 1833 году К. А. Полевой писал: “… осмотритесь: вы окружены молчалиными”.
Этот “жалкий” герой к финалу комедии проявляет свое истинное – страшное – лицо. Однако, на мой взгляд, трагедия заключается не в том, что Молчалин плох, а в том, что таких, как он, – много. И именно они, эти ничтожные людишки, выдвигаются государством на первый план, именно их глупая, мелкая, подлая и пустая смиренность ценится больше подлинного ума и таланта.

Страшен не Молчалин, а молчалины. Они заражают и разлагают общество, но они же были рождены этим обществом. Значит, чтобы избавиться от молчалиных, нужно перевоспитывать не их, а себя, переоценивать собственные ценности, и тогда быть молчалиным станет не нужно и позорно.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Смешон или страшен Молчалин? (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”)