Смешное и страшное в рассказе Антона Чехова “Хамелеон”

Русский писатель, в творческом заделе которого есть рассказы, повести, водевили, драмы. Чехов считается непревзойденным мастером “малого жанра”. В период увлечения читателей большими романами он пишет краткие, яркие, колоритные произведения на бытовые темы.

Источником сюжетов были анекдотические случаи, странные ситуации и серая будничность. В то же время Чехов создает абсолютно новый тип прозы и драмы – здесь и философия, и аналитика, здесь деталь, преисполненная насыщенной мысленным взором и чувством. Чехов – мастер подтекста.

В

юности он написал первые юмористические произведения “Письмо к ученому соседу”, водевиль “О чем пела курица” (1880). Раздумья над русской действительностью видим в “Палате № 6” (1892), “Человек в футляре” (1898). Чехов-драматург создал пьесы известные всему миру: “Чайка” (1896), “Три сестры” (1901), “Вишневый сад” (1904). За глубиной осмысления жизненных явлений Чехов стоит в одном ряду с такими известными прозаиками, как Ф. М. Достоевский, Л. М. Толстой.

Смешное начинается в этом рассказе так: летом, в большую жару, полицейский надзиратель Очумелов шагает городом, базаром, в шинели,

за ним – городовой с решетом конфискованного крыжовника. Оживление наступает с появлением еще одного действующего лица – появляется мастер Хрюкин в ситцевой накрахмаленной рубашке и расстегнутой жилетке. Так одежда сразу “говорит” о своих хозяевах: шинели одеты в жару, дешевая рубашка из ситца, но накрахмаленная, чтобы “показать” себя.

Его кусает собака, и Хрюкин радуется возможности получить от неизвестного собственника компенсацию. Особый юмористический эффект создает противоречие: то Хрюкин утверждает, что “ныне все равны”, то сразу, не переводя дыхания, с угрозой сообщает: “У меня у самого брат в жандармах”. То, что происходит на площади, является испытанием для Очумелова: надо принять решение относительно собаки, которая перекусала Хрюкина. И все зависит от того, чья это собака.

От этого изменяется его разговор и даже самочувствие: ему то холодно, то жарко, то он одевает, то снимает свою шинель, Очумелов возникает перед нами как какой-либо монумент, а его шинель – как мантия у царя, которую придворные то снимают, то надевают. Это он грозно кричит на собачку, которая вызывает у нас жалость. Но ситуация изменяется, когда становится известно, что хозяин собачки – генерал.

Узнав об этом, Очумелов на глазах всех присутствующих будто становится низшим, а лицо его.”заливается улыбкой нежности”. Нам и смешно, и страшно – так как Очумелов ощущает себя победителем, ему удалось выкрутиться. Да и толпа смеется над Хрюкиным, хамелеоном.

Это символ целой эпохи, обозначенной чертами предательства, вранья, двоедушия. И хамелеонами в этом рассказе оказываются все персонажи.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Смешное и страшное в рассказе Антона Чехова “Хамелеон”