Смешное и грустное в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина



Почему дети так любят слушать сказки? Потому что они просты и понятны, в них, как правило, немного действующих лиц и несложный сюжет. И практически всегда сказки вызывают улыбку.

Но древняя поговорка гласит: “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок!” То есть каждая народная история создавалась когда-то не только для развлечения детей, но и для их поучения.
Сказки Салтыкова-Щедрина написаны совсем не для детей. За образами зайцев, медведей, лошадей и карасей скрываются типичные образы современных писателю чиновников, помещиков и крестьян. Урок этих сказок заключается в том, чтобы увидеть пороки общества, подумать над тем, почему они появляются и как от них избавиться.
Народное творчество и произведения Щедрина объединяет юмор, простой сюжет, насмешливый сарказм и горькая ирония. Жанр сказки позволял писателю преодолевать цензуру и доносить свои мысли до читателя, развивая тем самым революционную деятельность.
Всего Салтыковым-Щедриным было создано более 30 сказок, и подавляющее большинство из них – в 80-е годы 19 века. Именно в это время усилилась

цензура, был закрыт журнал “Отечественные записки”, во главе которого писатель стоял много лет. Но он не побоялся реакционного правления и нашел способ выражать свое мнение, несмотря ни на что. Потому в сказках Щедрина есть и смешное, и грустное.

Смешное скрывало за собой нерадостную действительность, но позволяло замаскировать правду в оболочку простоты и юмора. В этом заключалось мастерство писателя – с улыбкой говорить о грустном, заставляя задумываться о пороках общества.
Через все творчество Щедрина проходят три основные темы: народ и самодержавное государство; народ и помещики; народ и дворянская интеллигенция. Эти же темы являются основными темами и его сказок, которые были своеобразным итогом всего художественного пути писателя.
Беспощадному обличению подверг Щедрин царских чиновников в “Сказке о ретивом начальнике…”. В ней писатель рисует тип бюрократа, очень ограниченного и тупого, но до крайности самоуверенного. Вся деятельность этого самодура свелась к тому, что он “народное продовольствие – прекратил, народное здравие – упразднил, письмена – сжег и пепел на ветру развеял”.
Чтобы еще более “отечество подкузьмить”, начальник и окружающие его “мерзавцы” поступают по созданной ими программе: “Чтобы мы, мерзавцы, говорили, а прочие чтобы молчали… Чтобы нам, мерзавцам, жить было повадно, а прочим всем чтоб ни дна, ни покрышки не было. Чтобы нас, мерзавцев, содержали в холе и в неженье, а прочих всех – в кандалах”. Эта созданная программа правдиво отражала современную писателю действительность, когда подлинные, а не сказочные “ретивые начальники” действовали по правилу: “Чем больше начальник вреда делает, тем больше отечеству пользы приносит.

Науки упраздняет – польза, город спалит – польза, население испугает – еще больше пользы”.
Смешно здесь то, что чиновники сами осознают себя “мерзавцами”, принимая глупые, антинародные программы. Власть настолько извратила их, что они забыли, для какой цели занимают должности, а думают только о том, как бы им лучше жилось, а народу – хуже. Этот вывод вызывает не только грустную усмешку, но и отвращение к подобным бюрократам, которых, к сожалению, можно встретить и в наше время.
Большая группа сказок посвящена теме народа и помещиков. Эта проблема была главной в первой сказке Салтыкова-Щедрина “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, написанной в 1869 году. В произведении изображены два генерала.

Всю жизнь они служили в “какой-то регистратуре”. Генералы настолько глупы и невежественны, что не знают, где восток и где запад, и думают, что “булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают”.
Попав на необитаемый остров, они с удивлением узнают, что “человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет”! Всю жизнь генералы провели за чтением и писанием никому не нужных канцелярских бумаг. Больше они ничего делать не умеют и не хотят уметь.

Ведь есть мужик, который все для них сделает.
После долгих поисков генералы находят такого мужика. Народ, говорит в сказке сатирик, создает все блага жизни, но все эти блага достаются помещикам. Генералы в сказке – это мир угнетателей, мужик – крестьянство и его судьба.

Угнетатели до смешного тупы и ленивы, жадны и злы, неблагодарны и трусливы. Народ до грусти бескорыстен и добр, находчив и трудолюбив, отзывчив и смел. На наглость и жестокость генералов он отвечает не возмущением и протестом, а терпением и покорностью. С горечью и болью говорил Щедрин о том, что по приказу угнетателей мужик свил веревку и “этой веревкой генералы привязали мужичину к дереву, чтобы не убег”.

Утрировав реальность и придав ей гротескные формы, писатель призывал народ к революции, к протесту против наглых и самодовольных помещиков.
Образы, созданные Щедриным, отличаются необыкновенной жизненностью. С момента написания его сказок прошло почти полтора столетия, но проблемы, поднятые в них, продолжают оставаться актуальными до сих пор.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Смешное и грустное в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина