Служебные части речи
Служебные части речи | |
Предлоги | |
Непроизводные | Производные |
Без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, пред, при, про, с, у, через | Навстречу, впереди, около, внутри, вблизи, вокруг, позади, вследствие, наподобие, вроде, насчет, ввиду, вместо, несмотря на, в связи, в течение, в продолжение, по причине, в целях, вследствие и другие |
Союзы | |
Сочинительные Соединительные И, да =и. , да и, ни. ни, также, Противительные Но, а, да =но. , зато, однако Разделительные Или, или. или, либо, либо. либо, то. то, не то. не то, то ли. то ли | Подчинительные Изъяснительные Что, чтобы, будто, как будто, как Ли частица в значении союза. Обстоятельственные Время: когда, едва, как только, пока, прежде чем, в то время как Цель: для того чтобы, ради того чтобы Условие: если, Уступка: хотя, пускай, несмотря на то что Причина: потому что, так как, оттого что Следствие: так что Сравнение: как, как будто, будто, словно Определительные Какой, какая, |
Частицы. Разряды частиц | |
Формообразующие образуют форму глагола. Форму условного наклонения: бы, б Форму повелительного наклонения: пусть, пускай, да, давай, давайте | Модальные выражают различные значения. Отрицание: не, ни Усиление: даже, даже и, ни, ведь, и, же, уж, все, все-таки,-то, еще, ну Вопрос: разве, неужели, ли ль. , что ли, что Восклицание: что за, как, ну и Сомнение: вряд ли, едва ли, авось Уточнение: именно, как раз Выделение, ограничение: только, лишь, лишь только, почти, исключительно Указание: это, вон, а вон, вот, а вот |
- Что такое служебные части речи Служебные части речи – слова, не имеющие собственного лексического значения (лексически несамостоятельные), служащие для выражения синтаксических отношений между полнозначными словами и предложениями, а также для выражения дополнительных оттенков значения и субъективной модальности. По отсутствию лексического значения и по грамматическим функциям служебные слова противопоставлены знаменательным словам. Служебные части речи не изменяются и не являются членами предложения. […]...
- Определение. Что такое знаменательные и служебные части Определение. Что такое знаменательные и служебные части Традиционно выделяются знаменательные и служебные части речи как способные или неспособные выполнять номинативную функцию, т. е. обозначать и называть отдельные понятия. Особняком, как правило, стоят междометия, ничего не называющие, но выражающие чувства, изъявляющие волю, дающие экспрессивную оценку и т. п. Отдельно могут выделяться звукоподражательные слова – различного рода […]...
- Части речи Части речи – это лексико-грамматические разряды слов, отличающиеся друг от друга рядом категориальных признаков. При выделении частей речи и объединении отдельных слов в один разряд обычно принимают во внимание несколько критериев: 1) семантический – учитывается некое общее и даже обобщенное значение, присущее всем словам данной части речи, как правило, отвлеченное от конкретных лексических значений конкретных […]...
- Определение. Что такое Части речи Части речи – это лексико-грамматические разряды слов, отличающиеся друг от друга рядом категориальных признаков. При выделении частей речи и объединении отдельных слов в один разряд обычно принимают во внимание несколько критериев: 1) семантический – учитывается некое общее и даже обобщенное значение, присущее всем словам данной части речи, как правило, отвлеченное от конкретных лексических значений конкретных […]...
- Коррекционно-развивающее занятие по русскому языку “Части речи” 4 класс Коррекционно-развивающее занятие, 4 класс Автор: Елизарова Мария Алексеевна Место работы: Учитель начальных классов, Муниципальное казенное образовательное учреждение Галкинская средняя общеобразовательная школа Предмет: Коррекционно-развивающее занятие Класс: 4 в Тема: “Части речи” Цель занятия: Развитие умения различать части речи, посредством выполнения индивидуальных и фронтальных заданий. Задачи: 1) Коррекция знаний о частях речи, их особенностях; 2) развитие мыслительных […]...
- Конспект урока для 8 класса “Повторение изученного материала. Части речи” Тема урока: Повторение изученного материала. Части речи. Цель урока : повторение изученного в 7классе Задачи: -систематизировать знания учащихся о правописании глагола и его форм (причастие и деепричастие), -развивать умения находить причастный и деепричастный обороты, – воспитывать интерес к урокам русского языка. Ход урока I Оргмомент II. Проверка домашнего задания. 1. Лингвистическая разминка. Учение(3) – вот […]...
- Союз – служебная часть речи Союз – служебная часть речи, которая связывает члены предложения в составе сложного.: В душе моей, Как В океане, Надежд разбитых груз лежит.(М. Лермонтов.) Общее грамматическое значение Союзов – обозначение сочинительной и подчинительной связи между словами и предложениями. Синтаксические функции: союзы не входят в состав членов предложения По строению союзы бывают Простые и составные. Простые Состоят […]...
- Сочинение на тему: “Как сохранить чистоту речи? Проблема засорения речи жаргонными, заимствованными словами. Проблема канцеляриста. В чем опасность штампов в нашей речи?” Судьбы людей, время, история, культура… Все это чудесно выглядит благодаря языку, средствам общения. Как бы было если бы языка не существовало?! В. Г. Распутин в своих произведениях затрагивает такую важную тему как развитие цивилизации. Все его герои рассуждают о проблеме развития общества. Валентин Григорьевич считает, что нам необходимо сохранять наш язык, ведь это наше культурное […]...
- О способах введения “чужой” речи в текст (знаки препинания при прямой речи и цитировании) -1 Болычева Е. М., Николенкова Н. В. Основное правило: чужая речь может вводится в текст двумя способами – на правах прямой речи которая функционирует как самостоятельная конструкция и на правах компонента Вашего предложения его главных / второстепенных членов, придаточных частей и т. д.. От того, какой способ выбран, зависит употребление знаков препинания и строчных / […]...
- Правила постановки знаков при прямой речи – Знаки при прямой речи, Пунктуация Правила постановки знаков при прямой речи Правила постановки знаков при прямой речи & 195. Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно: Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире, например: Маленькая девочка бежала и кричала: – Не видали маму? М. Горький Если прямая речь идет в строку, без […]...
- Знаки препинания в косвенной речи Слова автора (главное предложение) обычно предшествуют косвенной (чужой) речи (придаточное предложение) и отделяются от нее запятой. Эти части соединяются союзами или союзными словами ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО, КАК БУДТО, КТО, КАКОЙ, КОТОРЫЙ, ЧЕЙ, КАК, ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, ЗАЧЕМ, ПОЧЕМУ и др., частицей ЛИ в роли союза. Сравни: Я сказал: “Сегодня похолодает”. – Я сказал, что сегодня […]...
- Анализ третьей части произведения “Дума” В третьей части совмещаются элегическое раздумье (“Мечты поэзии, создания искусства Восторгом сладостным наш ум не шевелят”), сатирическое обличение (“Мы жадно бережем в груди остаток чувства – Зарытый скупостью и бесполезный клад”) и горькая ирония (“И предков скучны нам роскошные забавы, Их добросовестный, ребяческий разврат…”). Элегической интонации соответствуют образы и слова, освященные традицией элегической условности (мечты […]...
- Роль эмоционально окрашенной лексики в речи Эмоционально окрашенная лексика – это слова, которые помогают передать наше отношение к тому или иному предмету или проблеме. Слова этой лексической категории включают в свое значение оценочный компонент, который может быть как положительным, так и отрицательным. Эмоциональная оценка подобных слов отмечается в толковых словарях с помощью специальных помет (шутл., ирон., пренебр. и другие). Эмоционально окрашенная […]...
- Благодаря – какая часть речи Благодаря Прежде всего, необходимо разобраться, с какой частью речи мы имеем дело. В современном русском языке слово благодаря может быть предлогом (благодаря его помощи) или деепричастием от глагола благодарить. Предлог благодаря является производным, а образовался он от деепричастия, и этим отчасти объясняются ошибки в употреблении предлога. Напомним, что предлог служит для обозначения связи между словами […]...
- Система частей речи русского языка Части речи – это грамматические классы слов, в которые слова объединяются на основании следующих признаков: 1) общее грамматическое значение (предмета, действия, признака предмета, признака действия, количества); 2) общая система изменения (существительные склоняются, прилагательные склоняются, глаголы спрягаются и т. д.); 3) общая синтаксическая функция. По этим признакам выделяют такие части речи: 1. Имя существительное (обозначает предмет […]...
- Анализ произведения и развитие письменной речи учащихся На примере изучения повести “Очарованный странник” Изучение, точнее, знакомство с творчеством Н. С. Лескова было включено в курс 10-го класса сравнительно недавно. В стандарте учителю и ученикам предлагается текстуальное изучение одного из произведений по их выбору. Как правило, для анализа в классе чаще всего предпочитают взять либо “Леди Макбет Мценского уезда”, либо “Очарованного странника”. Именно […]...
- Особенности поэтической речи и стихосложения Стих – строка в стихотворном произведении. Строфа (от греческого букв, поворот) – в стихосложении – группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, периодически повторяющимся из строфы в строфу. Длина строфы обычно невелика – от 2-х до 16-ти стихов, редко больше. Простейшие строфы – четверостишия и двустишия, которые могут образовывать и более сложную строфу (напр. 3 четверостишия […]...
- Глагол как часть речи Что такое глагол в русском языке В русском языке глагол является самостоятельной частью речи, обозначающей Процесс, отношение, действие или состояние лица, предмета либо явления. Грамматическое значение глагола выражается: категориями вида, спряжения, возвратности, переходности, наклонения, залога, числа, лица, рода и времени. Глагол как часть речи представлен несколькими классами форм: Спрягаемыми формами ; Инфинитивом ; Причастиями ; […]...
- Чистота речи < p>Чистою называется речь, состоящая из коренных русских слов и оборотов, которые употребляют для выражения мыслей самые лучшие писатели. Их слог называется современным и литературным. Погрешности против современного литературного слога, вредящие чистоте речи, состоят в неумеренном и неразумном употреблении: А) архаизмов, Б) неологизмов, В) варваризмов, Г) провинциализмов, Д) слов народных (простонародных). Архаизмы Язык каждого народа […]...
- Сон Обломова. Анализ IX главы первой части романа И. А. Гончарова “Обломов” Глава “Сон Обломова” показывает картину русской национальной жизни, которая породила определенный человеческий тип. Так кто же такой Обломов? Каков он? Каков его характер? Именно глава “Сон Обломова” помогает нам раскрыть сущность героя. Это является очень важным аспектом в понимании произведения в целом. В романе Обломов предстает перед нами в том возрасте, когда следует подводить некоторые […]...
- Роль устаревших и книжных слов в речи (публицистической и художественной) Устаревшие слова – единицы языка, которые вышли из активного употребления. Существует два вида устаревших слов. Историзмами называются слова, которые перестали использоваться в речи по причине того, что называемые ими предметы и понятия уже не являются частью их жизни (например, наименования одежды – армяк, зипун и т. д.). Архаизмы называют предметы и явления, которые есть в […]...
- Ясность речи < p>Ясною называется речь, которую читатель легко понимает, и которая не возбуждает в нем никаких недоумений. Чтобы ясно выражать мысли, нужно иметь вполне ясное представление о предмете. В частности, вредит ясности речи употребление так называемых двусмысленных выражений. Двусмысленность выражений может зависеть: А) от одинаковых окончаний подлежащего и прямого дополнения. Напр.: груз потопил корабль (как понимать: […]...
- Выпускной вечер в 9 классе. Сценарий торжественной части Выпускной в 9 классе. СценарийСценарий торжественной части выпускного вечера для учащихся 9 класса Автор: Кириличева Надежда Григорьевна, учитель русского языка и литературы МКОУ “Рогожинская ООШ ” Михайловский район Волгоградской области. Данная разработка рекомендуется учителям, классным руководителям, заместителям директора по воспитательной работе общеобразовательных школ. Оборудование: стойка-кафедра, красные папки, красная ковровая дорожка (или ее имитация), гиря 16 […]...
- Имя прилагательное как часть речи Что такое имя прилагательное как часть речи? Имя прилагательное в русском языке – это самостоятельная часть речи, указывающая на признак предмета, выраженного существительным или местоимением. Начальной формой прилагательного является форма единственного числа мужского рода в именительном падеже. В предложениях прилагательные, как правило, выступают в роли определения, но могут употребляться и в качестве сказуемого. Имя прилагательное […]...
- Урок (развитие связной речи). Отчет о проделанной работе Цель урока: ознакомить школьников с особенностями отчета как одного из видов устного (.или письменного) высказывания; формировать умение составлять отчет о проделанной работе. Материал для словарно-семантической работы: статистический, статический, статичный, статный; реквизиты. Основное содержание урока. I. Ознакомление с особенностями отчета о проделанной работе. Подчеркнуть, что отчет – это информация о своей работе, деятельности какого-либо коллектива, организации, […]...
- Роль публицистического стиля в речи Публицистика – это стиль речи, применяющийся в общественно-политической сфере жизни. Он используется в газетах, журналах, в передачах радио и телевидения, в выступлениях на собраниях и митингах. Это стиль общественных деятелей, журналистов, писателей-публицистов. Роль публицистики в речи очень велика. Убедимся на примере этого текста. Во-первых, публицистический стиль речи служит для того, чтобы сообщить информацию о жизни […]...
- Гибель Най-Турса и спасение Николая (анализ эпизода из 11 главы части 2 романа М. А. Булгакова “Белая гвардия”) Книги Булгакова читали тайком, хотя официального запрета на них не было. И поэтому души широкого круга читателей Булгаков начал завоевывать только в 70-ые годы 20 века. Судьба писателя была трудной, но, несмотря на это, исключительно счастливой. В 1925 году роман “Белая гвардия” начинает публиковаться в журнале “Россия”. Роман “Белая гврдия”- история семьи Турбиных. Их жизнь […]...
- Эпизод гибели Валета (анализ части 5 главы 31 романа М. Шолохова “Тихий Дон”) На страницах романа-эпопеи Шолохова “Тихий Дон” мы видим самые трагические конфликты, самые запутанные противоречия, самые небывалые страсти и сложности, из которых иногда выход – только смерть, самоуничтожение. Рассмотрим и проанализируем эпизод гибели Валета в романе “Тихий Дон”. Валет – работник с мельницы Сергея Платоновича. Потом, по ходу романа, он предстает перед нами солдатом и служит […]...
- Кошевой в доме Мелеховых. (Анализ главы 2, части 8, тома 4 романа М. А. Шолохова “Тихий Дон”) 1. Гуманистические идеи автора в эпизоде. 2. Глубинный конфликт героев. 3. Изменение взаимоотношений персонажей. В романе-эпопее М. А. Шолохова “Тихий Дон” рассказывается о многих трагических моментах истории России начала XX века. Как самое страшное зло изображается здесь гражданская война – жестокая бойня, в которой брат сражается против брата, сосед против соседа. Но люди должны оставаться […]...
- Интонация в речи Интонация в русском языке является важным средством передачи смысла высказывания. Предложение одного и того же лексического состава может быть понято по-разному в зависимости от интонации. Например, фразу Это место занято можно произнести с. вопросительной или утвердительной интонацией. Фразу Какой он художник можно произнести с восхищением или, напротив, выразить в оценке свое пренебрежение, не меняя лексического […]...
- Карточки-задания для развития письменной речи учащихся № 1. Прочитайте отрывки из книги “Юности честное зерцало…” Какие качества характера ценятся в молодых людях в любое время? Запишите свои суждения. Вам в помощь В начале XVIII века была переведена на русский язык и издана в России немецкая книга “Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению”. В дворянском обществе устанавливался светский Этикет (франц.) […]...
- Правильность речи < p>Правильною называется речь, согласная с законами родного языка и правилами грамматики. Частое нарушение правил грамматики в речи называется безграмотностью. Синтаксическим ошибкам (в сочетании слов) в стилистике усвоено название солецизмов. Солецизмы допускаются, главным образом, вследствие незнания законов родного языка. Весьма часто, напр., допускаются погрешности против правил сокращения придаточных предложений (напр.: вошедши в комнату, мне захотелось […]...
- Информативная насыщенность речи Эта книжка томов премногих тяжелей А. А. Фет. Всякая речь имеет определенное содержание, так как нет слов, лишенных значения. Однако информативная насыщенность речи может быть разной: одни высказывания значительны, другие никакого интереса не представляют. Содержательность речи зависит от многих условий, которые влекут за собой многообразие форм подачи материала. Многословие или речевая избыточность может проявиться в […]...
- ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР В РЕЧИ Лексический повтор в речи письменной и устной. ученика говорит о его малом словарном запасе. А лексический повтор в речи писателя или поэта становится средством создания яркого поэтического или прозаического текста. Так в предложениях 18-19 автор использует анафору “Или кабан пробежал близко. Или вдруг в бинокль увидел дятла?” А вот в предложении 23 и 24 автор […]...
- Проблема правды и лжи (в формате ответа части C ЕГЭ) Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и социально-философская пьеса М. Горького “На дне”. Суть ее – в столкновении […]...
- Вступительная и заключительная части сочинения-рассуждения Вступительная и заключительная части в сочинении-рассуждении могут быть правильно написаны только при одном условии: если главная часть содержит основные элементы рассуждения – тезис и аргументы. Вступление в сочинении нужно, во-первых, для того, чтобы подготовить читателя к восприятию нашего рассуждения, во-вторых, без него бывает невозможно раскрыть тему. Вступление иногда может отсутствовать, т. е. сочинение-рассуждение можно начать […]...
- Размышления Андрея Болконского по дороге в Отрадное (анализ эпизода из главы 1 части 3 тома 2 романа Л. Н. Толстого “Война и мир”) Описания природы русские писатели издавна использовали с целью охарактеризовать внутреннее состояние своих героев. Подобным приемом пользовался и Л. Н. Толстой в своем романе “Война и мир”. “На краю дороги стоял дуб… с обломанными, давно видно, суками и с облапанною корой, заросшею старыми болячками…. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть […]...
- Конспект урока для 2 класса “Путешествие в страну правильной речи” Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида С приоритетным осуществлением деятельности По познавательно – речевому направлению развития детей Второй категории № 8 “Звездочка” Конспект урока для 2 класса “Путешествие в страну правильной речи” Подготовила Старший воспитатель Худякова Наталья Сергеевна Станица Егорлыкская 2014 год Цель: С помощью пальчиковых игр содействовать развитию речи детей. Задачи: […]...
- Сочинение на тему: РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ Я думаю, что следует выбирать такую тему разговора, чтобы увлечь присутствующих и чтобы каждый мог высказаться. Интимных вопросов, с моей точки зрения, касаться следует только в узком семейном кругу. Рассказывать шутки надо очень осмотрительно, чтобы не обидеть кого-то из присутствующих. Надо деликатно возражать собеседнику. Не годится отвечать отрывисто “да”, “нет”, следует […]...
- Игры для развития речи ребенка 5, 6 лет Игры, цель которых развитие правильной речи детей, расширение словарного запаса и изучения грамматики. Игры для детского сада и для дома. Дни недели Количество играющих: 1-6 человек. – Называйте дни недели, хлопая ладошами в такт слогам, в то время как Дети запоминают, а затем и угадывают, какой день вы “прохлопываете “. – Вскоре дети увидят, что […]...