Слово в жизни человека. Начало словесного искусства: фольклор и летописи

Цель: закрепить изученное раньше об устном народном творчестве; дать ученикам понятия о значении терминов “образное слово”, “фольклор”; донести до сознания учеников роль художественного слова в жизни человека, специфику художественного образа; ознакомить их с разными видами искусства; научить детей любить книгу, привить им навыки “культурного чтения”.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Оборудование: Учебник, украинские народные сказки, иллюстрации к сказкам, плакаты “Книга – источник знаний”, “Литература – вид искусства”.

Ход урока.

I. Организация класса.

II. Объявление темы и цели урока.

III. Изложение нового материала.

Книга – казна человеческих знаний, неоценимое духовное богатство каждого народа. Без книг нельзя стать просвещенным, культурным человеком.

Среди огромного количества разнообразных книжек значительное место занимают произведения художественной литературы.

Литература – это искусство слова, она в художественной форме отображает жизнь народа средствами языка. Главным предметом изображения в литературе выступает человек.

Писатель, изображая людей, заставляет читателя задуматься над жизнью, побуждает воспитывать себя, подражать героям, которые полюбились.

Специфика искусства заключается в том, что оно изображает жизнь в образах. Образ человека (персонаж) – это художественное конкретно-чувствительное изображение человеческого лица. Автор может изображать образ предмета, явления, природы. В основе художественного образа лежит действительность.

Художественный образ – персонаж, человек.

Художественные образы – это словесное воспроизведение разных событий, предметов, воображаемых писателем.

Бывая в поле летом, вы, наверное, видели жаворонка, слышали его пение. Жаворонок – птичка.

Когда же Малышко пишет: “Седой жаворонок поет серебряные звоны в небах”,- это уже художественный образ. В литературных произведениях все зарисовывается с помощью словесных художественных образов.

Все виды искусства отображают жизнь в художественных образах по-разному. Виды искусства есть такие:

Декоративно-прикладное (обрамление предметов). Архитектура. Живопись.

Графика. Скульптура. Музыка (звуками). Хореография (искусство танца).

Театр и кино (используют элементы всех видов). Художественная литература (с помощью слова). Лишь художественная литература является одним из видов искусства, которое образно воссоздает жизнь с помощью слова, языка.

Литературные образы создаются с помощью языка.

IV. Беседа с вопросами.

1. В каких сказках действующими лицами есть: Маруся, отец, господин? (Рассматриваем иллюстрации).

Кот, Пес (“Кот и Пес”). Лисичка, Журавль (“Лисичка и Журавль”). Лебедь, Рак, Щука (“Лебедь, щука и рак”).

2. Кто автор этих сказок? (Народ).

Учитель. В сказке “Мудрая девушка” показано, как народ прославляет мудрость, сообразительность и ум крестьянской девушки. Мы с симпатией и любовью относимся к ней, а к господину – с ненавистью, отвращением.

Кто из вас читал раньше сказку “Крашенная лиса”? Кто автор этой сказки? (И. Франко) (Рассматриваются иллюстрации).

А кто автор сказки “Котигорошко”? (А. И. Шиян).

Учитель. В ближайшее время мы с вами будем знакомиться со сказками. Они вам помогут познать добро и зло.

Из далеких времен прошлого дошли к нам и первые рукописные книги-летописи. Это самый удачный вид летописной прозы, которая представляет собой расположенные в хронологическом порядке коротенькие заметки и подробные рассказы об исторических событиях. Авторы летописей – летописцы – рассказывали о тех исторических фактах, свидетелями или участниками которых они были сами или о которых узнали из других источников, в частности из устных народных пересказов. Начало летописания приходится приблизительно на X ст.

Известная древнейшая летопись – “Повесть временных лет”. Его первоначальный оригинал, как считают ученые, созданный словесником киевским Нестором Летописцем, не сохранился. Остались лишь его более поздние списки, переписанные и отредактированные – известный Лаврентиевький список (1377) и Ипатьевский список.

Сокровища устного народного творчества, выдающиеся произведения художественной литературы занимают важное место в формировании нового всесторонне развитого человека с передовым мировоззрением. Дети! Книга, которая попадет в ваши руки, обогатит вас знаниями о людях и обо всей окружающей жизни, будет развивать у вас интерес к жизненным явлениям, будет прививать вам хорошие моральные чувства, станет средством воспитания.

Перед книжкой веками склоняло в уважении главу человечество, считало ее святыней.

Я уверена, что ни один из вас не забудет том миге, когда впервые остался наедине с книжкой, учился с ней разговаривать, открывать каждую ее страницу, как широкие двери, в удивительные и необозримые миры.

А разве есть среди нас такие, которые бы не были признательными и обязанными книге за то, что она ежедневно дает нашему уму, нашему сердцу неоценимую духовную силу и эстетичное наслаждение, без чего мы просто не были бы теми, кем есть.

Учитель. Дети! Возьмите у руки учебник.

Прислоните его к себе. Вы ощущаете, как из него излучается тепло?

Это к вам говорят герои литературных произведений. Хочется, чтобы вы, дети, проникались гордостью за родной язык, и чтобы для каждого из вас была праздником души и миг, когда на ваших устах затрепещет образное слово.

V. Работа с учебником.

Дети читают вступительную статью из учебника вслух. Дети записывают в тетради определения:

А) Художественный образ – это словесное воспроизведение разных событий, людей, явлений, предметов, воображаемых писателем.

Б) ЛИтература – это вид искусства, которое в художественной форме отображает жизнь народа.

VI. Беседа с вопросами.

Что такое фольклор? Какие виды искусства изучают в школе? Какие вы знаете виды устного народного творчества?

Как создаются народные песни? Какие произведения принадлежат к художественной литературе?

VII. Итог урока.

VIII. Домашняя задача.

Выучить правила, записанные в тетради, наизусть. Пересказывать прочитанное.



Слово в жизни человека. Начало словесного искусства: фольклор и летописи