Слово в сказочной повести Дж. Даррелла “Говорящий сверток”
Я работаю учителем в детском санатории “Лесная поляна” г. Мирный. В школе обучаются Дети, прибывшие на лечение из городов и поселков нашей области. Заезд длится 21 день.
Педагогу при подготовке занятия надо учесть состояние здоровья учеников, уровень их подготовки, сформированность умений и навыков, особенности учебных комплексов, по которым занимались дети. А главное – так построить урок, создать такую обстановку, чтобы каждый чувствовал себя комфортно, мог максимально проявиться. В этом ученикам помогают рабочие материалы к
Предлагаю вашему вниманию один из уроков, построенных с использованием таких материалов.
– Сегодня у нас урок развития речи. А о чем пойдет речь на уроке, вы сейчас узнаете. Для этого разгадайте кроссворд, который находится в рабочих материалах, лежащих у вас на партах. (Учащиеся вписывают слова в кроссворд, имеющийся в рабочих материалах.) Какое слово прочитывается в кроссворде по вертикали? (Слово.)
– Сегодня речь пойдет именно о слове. На прошлом уроке развития речи мы узнали, что словом можно рисовать, создавать
Какова его роль в художественном тексте? Вот что нам предстоит узнать. Для этого внимательно вглядимся в текст произведения. (Работаем с 4-й главой “Шпионы и планы”.)
– Дома вы прочитали главу, и, наверное, всем запомнился мистер Жаб. Чем запоминается человек, которого вы не видели, а слышали? (Своей речью, тем, как он говорит и что говорит.)
– Давайте прочитаем реплики Этельреда. (Учащиеся зачитывают реплики жабы.) Теперь обратимся к рабочим материалам. Посмотрите, какие слова, выражения употребляет мистер Жаб чаще всего? (Учащиеся просматривают рабочие материалы, отмечают, что в его речи встречаются книжные и просторечные слова, научные термины, жаргонизмы.)
– Повторяет ли он одни и те же слова? (Мистер Жаб обладает небольшим словарным запасом, поэтому часто повторяет одни и те же слова. Например, выражение “ей-богу” он произносит шесть раз в течение беседы с детьми и Попугаем.)
– Всегда ли он знает значение тех слов, которые употребляет? (Этельред зачастую не знает значения слов.)
– Давайте предоставим слово ребятам 3-го ряда. Дома они выписали из текста главы незнакомые слова и установили их значение.
Учащиеся зачитывают слова и их лексическое значение. Например:
Банкир – владелец банка.
Цилиндр – высокая шляпа, которую носили в XIX веке люди состоятельные, знатные.
Нейрохирург – врач, лечащий заболевания нервной системы.
Инкогнито – под вымышленным именем.
Шпион – тайный агент, выведывающий сведения, составляющие государственную тайну.
– Богатый ли у мистера Жаба активный словарь? Много ли слов он использует в речи? (Мистер Жаб о себе высокого мнения. Ему кажется, что он первоклассный шпион, мастер маскировки и сбора информации. Но бедность лексикона, неправильное употребление слов выдают малообразованную жабу, пытающуюся обмануть детей.)
– А сейчас проведем словарную работу. С помощью “Словаря русского языка” С. И. Ожегова установите значение слова “лексикон”. ( Лексикон – 1. То же, что словарь (устар.). 2. Запас слов, лексика (книж.).)
– В ваших рабочих материалах есть высказывание академика Д. С. Лихачева. Давайте прочитаем его. Как вы понимаете это высказывание? (Учащиеся говорят, что речь человека может служить его характеристикой, может рассказать о его интересах, образовании, Профессии.
А чтобы говорить правильно, надо учиться. Хорошая речь – правильная, соответствующая нормам, правилам орфоэпии, грамматики.)
– Что вы можете сказать о мистере Жабе, который так говорит, так выражает свои мысли? (Мистер Жаб необразован. Ему часто не хватает слов, чтобы выразить свою мысль, поэтому слова он заменяет междометиями: ух, ей, ей-ей.)
– Что добавляют к характеристике Этельреда следующие его высказывания:
“Если ты банкир, то, лопни мои глаза, тебе ни математики, ничего другого и ведать не требуется. Знай присматривай за чужими денежками и не отдавай нипочем, кто ни попросит, – вот и вся работа”;
“Ладно, так и быть. Я вам выдам чуть-чуть, что-нибудь такое не важное”.
(Ученики приходят к выводу, что мистер Жаб не стремится учиться, трудиться, прилагать усилия. Ему хочется получить все легко, быстро. Ради этого он готов выдать тайну, присвоить чужое. Он понятия не имеет о нравственности.)
– Все это мы узнали, когда обратили внимание на речь Этельреда. О чем может рассказать речь персонажа?
(О характере персонажа, объяснить его поступки.)
Запись в тетрадь. Речевая характеристика – речь героя, раскрывающая его характер, привычки, наклонности.
– На доске ваши рисунки, изображающие мистера Жаба. Соответствует ли речевая характеристика Этельреда его изображению? (Авторы работ рассказывают о своих замыслах, о том, что стремились передать в рисунке. Одноклассники выступают с устными рецензиями.)
– А сейчас предоставим слово тем ребятам, которые дома сравнили речь Попугая и речь Этельреда. (Заслушиваем сообщение группы учеников. Ребята приходят к выводу, что речь Попугая правильная, грамотная. Он образован, начитан, к нему все прислушиваются. Поэтому он является главным помощником Волшебника Ха-Ха.)
– Благодаря чему речь Попугая так резко отличается от речи Этельреда? Чем он занимался в Мифландии? (В Мифландии все управление велось по трем Великим Управляющим Книгам: 1. Великая Книга Заклинаний.
2. Гигантский Словарь. 3. Троянский Травник. Попугай – хранитель слов. Он ухаживал за книгами, раз в год перечитывал все книги, проговаривал слова, “проветривал” их, чтобы они не залеживались, чтобы их не забыли.
Гигантский Словарь хранил в себе слова, объяснял их. А Попугай утверждал, что “единственный способ научиться говорить – обучаться у Словаря”.)
– Ребята, согласны ли вы с Попугаем? Какую роль играют словари в жизни читателей? (Учащиеся, конечно же, согласны с Попугаем.
Дети говорят, что словари – надежные помощники. Они всегда подскажут, как правильно написать слово, произнести, употребить в предложении, откуда слово пришло в русский язык.)
Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение С. Я. Маршака “Словарь” .
– Так о значении слов в жизни человека, о словаре сказал поэт. Слово, речь – это средство передачи народной мудрости, основное оружие писателя, поэта. Если вы будете знать много слов, правильно пользоваться словом, чаще заглядывать в словарь, тогда перед вами откроются “подвалы слов”, вы почувствуете “силу благодатную в созвучье слов живых”.
– Давайте вчитаемся в слова сказки, посмотрим, что они привносят в текст. Проверим домашнее задание 1-го ряда. Учащиеся должны были выписать сравнения из текста 4-й главы: “буду нем, как могила”; “взорвется, как вулкан”; “побежишь, как кролик”; “спутанные толстой, как черные кружева, паутиной”.
– Для чего нужны сравнения в тексте? Что изменится, если их убрать? (Учащиеся отвечают, что сравнения создают целый образ, более яркий, запоминающийся. Если их убрать, то текст потеряет яркость, точность, юмор.)
– Теперь проверяем домашнее задание 2-го ряда. (Ученики зачитывают эпитеты, которые поразили их. Например: “мертвая тишина”, “расшпионское шпионство”, “восхитительный дубликат”, “бездарный шпион”).
– Как вы считаете, ребята, могут ли эпитеты раскрывать отношение автора к герою? (Даже одно слово может передать отношение автора к герою. Эпитетом “бездарный” автор подчеркивает свою насмешку над желанием жабы стать шпионом, над тем, как он это делает.)
– Какой вывод из сказанного мы можем сделать?
Запись в тетрадь. Слово может выражать отношение автора к персонажу. Речь какого-то персонажа может передавать мысли и чувства самого автора.
– Итак, мы попытались вчитаться, вглядеться в слова в сказочной повести Дж. Даррелла. Чему же служит речь героя? Можем ли мы по каким-то словам в тексте догадаться о мыслях, чувствах автора? (Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, опираясь на текст повести, приводя аргументы.
Учитель открывает стихотворение “Слово о словах” В. Полторацкого, записанное на доске, и читает его наизусть. Дети следят за текстом по рабочим материалам.)
– На уроках литературы и русского языка мы будем изучать правдивые, честные слова, чтобы выросли вы добросердечными, дельными, добрыми и умными людьми.
Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру на тему: “Язык – стяг, дружину водит”.
Приложение
Рабочие материалы
Кроссворд
По горизонтали:
1. Одна из трех книг, похищенных Василисками.
2. Что выключил Ха-Ха в ночь спасения книг?
3. Имя морского зверя, ставшего другом ребят.
4. Коварные животные, решившие захватить Мифландию.
5. Какие существа чуть не погубили детей на острове в Поющем море?
Речь Этельреда
Ей-богу – шесть раз за время разговора с детьми и Попугаем.
Лопни мои глаза – пять раз.
Ух – Семь раз.
Ух ты, как начнете чесать, так не остановишь.
Проснитесь, тетери!
Дудки, я вам не супостат какой-нибудь!
Инкогнито, нейрохирург, заочное обучение.
Д. С. Лихачев: “Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело… Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая, изучая.
Но хоть и трудно – это надо, надо”.
Словарь
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руках свой потайной фонарь.
На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: – Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку,
Век заедать, век заживать чужой… –
И слов звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
С. Маршак
Слово о словах
Слова бывают разные – то дельные, то праздные.
То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.
Есть слово – утешения и слово – удушения.
Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.
Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные.
Одни помогут выпрямить, другие – душу вытравить.
Есть речь огнем горящая, есть тлением смердящая.
Слова – высокой доблести, и самой низкой подлости…
Поэт, тебе назначено засеять душу зернами.
Так сей же не иначе, как чистыми, отборными.
Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми,
Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности.
В. Полторацкий